Статья на тему "Психология детей младенческого и раннего возраста. Становление научного подхода"
статья (младшая группа) по теме
В статье рассматриваются основные этапы становления психологии детей младенческого и раннего возраста в России и за рубежом в период с 1787 по 1916 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_detey_rannego_vozrasta_2.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология детей младенческого и раннего возраста.
Становление научного подхода
Изучение детской психологии – одна из наиболее актуальных проблем современной науки. Обусловлено это тем, что научно обоснованные представления о потенциале возраста вот уже второе столетие являются важнейшим фактором развития педагогики и методики музыкального воспитания. Особенно актуальны они относительно раннего возраста, в котором ребенок обладает уникальными возможностями всестороннего развития.
Научное освоение этого периода продолжается уже более двух столетий. Четкое представление о периодизации и динамике процесса развития ребенка в раннем возрасте – необходимый фундамент разработки самых разных проблем музыкальной педагогики. Цель настоящей статьи заключается в формировании представления о начальном этапе изучения психологии детей младенческого и раннего возраста. Он охватывает период с 1787 года (выход первой книги о психическом развитии ребенка) до 1916 года (периодизация Т. Д. Марцинковской [1]).
Границы раннего возраста в науке установились не сразу. Изучение детской психологии началось с младенческого возраста.
В младенческом возрасте (первый год жизни) ребенок очень тесно связан с ухаживающими за ним взрослыми. Между младенцем и взрослым устанавливаются (при отсутствии речи у младенца) особые, неречевые формы общения, первой из которых «…является эмоциональная реакция ребенка на взрослого» [2, с. 46]. Потребность ребенка в активном контакте со взрослыми на первом году жизни вступает в противоречие с ограниченными речевыми возможностями ребенка. Это противоречие «…находит свое разрешение в возникновении специфически человеческих, речевых форм общения, которое знаменует переход к новому этапу жизни и развития ребенка» – раннему возрасту [2, с. 35].
Важнейшим процессом раннего возраста (1-3 года) является становление и интенсивное развитие речи ребенка. Это приводит к новому типу общения со взрослыми – речевому общению. У ребенка формируются предметные действия, он усваивает общественно выработанные способы употребления предметов [2]. Развивается интеллект, появляется способность к обобщению.
Центральными новообразованиями раннего возраста являются возникновение личного действия, то есть такого действия, «… к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому», и сознания «я сам», выражающегося в том, что ребенок говорит о себе уже не в третьем лице, а в первом, и в стремлении к самостоятельным действиям [2, с. 95].
Сложность воспитания и обучения в раннем детстве заключается в том, что педагог должен опираться на физиологические возможности ребенка, а не пытаться применить рациональный подход, который возможен в более старшем возрасте.
Проблема психологии младенческого и раннего возраста стала разрабатываться с 1787 года в Германии. В этом году вышла первая книга о психическом развитии ребенка, написанная немецким врачом и философом Т. Тидеманом, – «Наблюдение над развитием душевных способностей у детей». В этой книге описывается психическое развитие ребенка (сына Тидемана) от рождения до двух лет [3]. Методом исследования Т. Тидемана было внешнее наблюдение. Он фиксировал и анализировал физиологические и психологические особенности ребенка. Тидеман стал также первым автором учебника по психологии, в котором рассматривались вопросы, связанные с детской психологией [1].
До середины XIX века в Европе не проводилось новых исследований по детской психологии. В это время активно развивались детская медицина, детская психопатология.
Дальнейшие исследования не носили систематического характера и касались отдельных сторон развития. Как правило, обобщались результаты наблюдений ученых-психологов и врачей над собственными детьми. Так, в 1866 году немецким врачом Б. Сигизмундом на основе наблюдений над своим ребенком было сделано описание особенностей психофизиологического, в основном двигательного, развития ребенка от рождения до двух лет. Результатом явилось выделение пяти периодов раннего детства.
Другим немецким врачом, А. Куссмаулем, были проведены уже не только наблюдения, но и серия простейших опытов над многими новорожденными, в которых определялись реакции на стимулы различной модальностии интенсивности (вкусовые, обонятельные, осязательные и другие). Он констатировал наличие индивидуальных различий в реагировании на одни и те же стимулы у младенцев уже в недельном возрасте [4].
Наблюдения речевого развития в раннем детстве провели психолог и философ И. Тэн и натуралист Ч. Дарвин. И. Тэн в 1876 году в книге «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде» дал последовательное описание освоения речи своей дочерью и, на основании полученных фактов, «…сделал вывод о соответствии между культурной историей человечества и процессом развития детского мышления», то есть предпринял попытку сопоставить процесс развития детского мышления и культурную историю человечества [5].
Дневниковые наблюдения Ч. Дарвина за развитием своего сына были опубликованыв 1877 году под названием «Биографический эскиз маленького ребенка» [3]. Исследователи впоследствии высоко оценили эту работу, а язык ребенка в период перехода от младенческого к раннему возрасту был назван «автономной речью»[6].
Эволюционная теория Ч. Дарвина способствовала формированию естественнонаучных основ психологии. В 70-е годы XIX века были открыты научно-исследовательские центры – психологические лаборатории и институты, в которых разрабатывались «…экспериментальные методы исследования, программы построения психологии на естественнонаучной основе» [6, с. 66].
Первая в мире психологическая лаборатория была открыта немецким врачом, физиологом и психологом В. Вундтом, основателем экспериментальной психологии. Лаборатория Вундта внесла большой вклад в изучение детской психологии, хотя сам Вундт проявлял к этому направлению не очень большой интерес, поскольку полагал, что при изучении детей раннего возраста очень трудно применять экспериментальные методы исследования, и полученные выводы могут быть случайны и ошибочны [3].
Эволюционный подход Ч. Дарвина нашел отражение и в работах английского философа и психолога Г. Спенсера. В своей книге «Основы психологии», написанной в 1870 – 1872 годах, ученый утверждал, что психика является механизмом приспособления организма к среде, то есть она возникает на определенном этапе эволюции, когда условия жизни живых существ настолько усложняются, что невозможно приспособиться к ним без их адекватного отражения [1]. Спенсер считал психику человека высшей ступенью ее развития по сравнению с психикой животных и выделил этапы развития: ощущения, чувства, память, разум. Психическое развитие ребенка по Спенсеру нужно рассматривать с точки зрения принципов дифференциации и интеграции [4].
Согласно теории Спенсера развитие характеризуется тремя взаимосвязанными чертами:
– ростом дифференцированности в первоначально однородном;
– ростом связанности частей;
– ростом определенности [7].
Спенсер рассматривал процесс формирования психики человека на основе интеграции из отдельных психических качеств, данных ребенку от рождения [1]. Идеи Спенсера оказали большое влияние на формирование психофизиологической теории развития мышления И. М. Сеченова [7].
В 1882 году в Германии вышла книга «Душа ребенка» выдающегося физиолога и психолога В. Прейера, сторонника эволюционной теории
Ч. Дарвина. В исследовании Прейера «…ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы» [4, с. 11]. На основании наблюдения исследователь «… последовательно и пунктуально зарегистрировал … ранние стадии развития психических процессов: речи, моторики, восприятия пространства и т. д.» [4, с. 11].
В. Прейером были разработаны методические рекомендации для наблюдателя. Он выделял такие требования к организации наблюдения как «… объективность, достоверность, точность, тщательность, полнота фиксации фактов с указанием времени их восприятия» [6, с. 68].
В конце XIX – начале XX века наблюдение за детьми раннего возраста проводилось и многими другими исследователями – Б. Аментом,
У. Друммондом, Б. Перэ, Дж. Селли, Г. Комрейре, П. Ломброзо,
К. и В. Штерн и другими [6].
В. Штерн для объяснения процесса формирования личности предложил «теорию конвергенции (слияния) двух факторов» – биологического и социального. Согласно этой теории, влияние биологического фактора с возрастом убывает – по мере возрастания влияния социального фактора. Штерн утверждал, что те индивидуальные особенности ребенка, которые складываются в раннем детстве, определяются в большей степени биологическими факторами, а более поздние образования – социальными [4]. Представление Штерна о личности как о биосоциальном явлении оказало большое влияние на развитие детской психологии и является актуальным и в настоящее время.
В России детская психология выделилась в самостоятельную область в начале XX века. Она развивалась во взаимодействии с педологией – направлением в науке, ставившим своей целью объединить подходы к изучению развития ребенка, сложившиеся в разных областях научного знания, – медицине, биологии, психологии, педагогике.
В начале XX века русскими психологами была проделана очень большая работа по развитию нового направления отечественной психологии – детской психологии. В период с 1906 по 1916 год было созвано пять Всероссийских съездов по психологии, посвященных вопросам педагогической и экспериментальной психологии. В организации этих съездов принимали участие выдающиеся психологи – В. М. Бехтерев,
А. Ф. Лазурский, А. Н. Бернштейн, Г. И. Челпанов, П. Ф. Каптерев,
Н. Н. Ланге. Выпускались журналы по детской психологии: «Вестник воспитания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии», «Педагогические известия» [1]. Это способствовало развитию детской психологии как науки, распространению психологических знаний среди широких слоев населения.
В изучении феномена обозначились два подхода. Основоположником естественнонаучного подхода стал выдающийся русский физиолог
И. М. Сеченов.
Гуманитарный подход был предложен русскими философами
П. Д. Юркевичем и В. С. Соловьевым. Сторонники этого подхода утверждали, что научный подход к развитию психологии должен формироваться на базе философии. Гуманитарный подход нашел отражение в разработке проблем нравственного развития ребенка, социализации, в изучении роли культуры и художественного творчества в становлении личности [1].
В России конца XIX – начала XX века интенсивно развиваются естественные науки. В 1863 году выходит работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой ученый доказывает, что в основе всех актов сознательной и бессознательной жизни лежат рефлексы [8]. Эта работа имела очень большое значение для детской психологии, поскольку в ней подробно описывалось развитие ребенка младенческого возраста. В труде «Кому и как разрабатывать психологию?» И. М. Сеченов утверждает: «Все психические акты, совершающиеся по типу рефлексов, должны всецело подлежать физиологическому исследованию» [9, с. 185].
Продолжение разработки проблемы связано с трудами
И. А. Сикорского и Н. Н. Ланге. В 1884 году была опубликована книга психиатра И. А. Сикорского «Воспитание в возрасте первого детства».
И. А. Сикорским было проведено наблюдение над развитием собственных детей и детей, находящихся в Петербургском воспитательном доме и Надеждинском родовспомогательном заведении. Исследователь подчеркнул связь между развитием мозга и психических функций, подробно проанализировал ход и условия развития чувств, интеллекта и воли. Сикорский выделял как наиболее важную задачу – выявление закономерностей развития и его основных тенденций. В 1891 году им впервые была переведена на русский язык книга В. Прейера «Душа ребенка» (ее первая часть). Этот труд имел большое значение для развития детской психологии в России [10].
В 1892 году вышла книга Н. Н. Ланге «Душа ребенка в первые годы жизни», в которой он подробно проанализировал развитие процесса восприятия у ребенка [11].
Названные работы по детской психологии в России определили ее развитие по естественнонаучному пути. Она формировалась на основе данных о биологическом и физиологическом созревании детей, исследования их психического развития.
Самоопределение отечественной детской психологиикак самостоятельной области знания связано с деятельностью А. П. Нечаева,
Н. Е. Румянцева и В. М. Бехтерева [1]. В. М. Бехтерев заложил основы научной педологии в России. Под его руководством была создана сеть педологических учреждений, в которых проводилась научно-исследовательская работа по вопросам воспитания и обучения детей. Эти учреждения разделялись на научно-лабораторные и научно-клинические. В 1907 году В. М. Бехтеревым было создано педологическое отделение в Петербургском психоневрологическом институте [1].
В. М. Бехтерев определил период младенчествав качестве основополагающего в формировании человека. В статье «О воспитании в младенческом возрасте» он указывает, что «…для физического, нравственного и умственного развития человека возраст первого детства играет особенно важную роль, так как правильное физическое развитие в этом возрасте обеспечивает в значительной мере и дальнейшее здоровье организма; вместе с тем в этом возрасте закладываются первые устои будущей личности; в этом же периоде развития организма впервые возникают наиболее основные черты характера, которые лишь дополняются и развиваются под влиянием дальнейших жизненных условий … , в этом же возрасте складываются те или другие склонности, которые имеют существенное значение для всего дальнейшего развития будущей личности» [12, с. 513 - 514].
Масштабно научные исследования в заданном ученым направлении стали проводиться в Педагогическом Институте при Психоневрологическом Институте, основанным Бехтеревым, в который принимали детей на воспитание тотчас после их рождения [12].
Важнейшим принципом воспитания ребенка младенческого возраста Бехтерев считал «…осуществление этого воспитания незаметным для ребенка образом и притом не утруждая и ни в чем не насилуя ребенка, чтобы он не подвергался при этом какому-либо утомлению» [12, с. 516]. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Основными методами исследования детской психологии в начале XX века стали наблюдение,естественный и рефлексологический эксперименты, разработанные В. М. Бехтеревым, А. П. Нечаевым и А. Ф. Лазурским. А. Ф. Лазурский изложил этот подход в труде «О естественном эксперименте», написанном в 1911 году.
А. Ф. Лазурским и А. П. Нечаевым была создана одна из первых психологических лабораторий в Петербурге, вкоторой проводились экспериментальные исследования психики и индивидуальных особенностей детей. Лазурским была разработана первая типология личности и система диагностики и коррекции различных типов отклонений в процессе психического развития ребенка. Основные положения этой типологии ученый изложил в труде «Классификация личностей», вышедшем в 1922 году, уже после его смерти [1].
На основании представленного обзора можно сделать следующие обобщения о достижениях исследовательской мысли.
В период 1787 – 1916 гг. был собран обширный фактический материал по психологии детей младенческого и раннего возраста. До 70-х годов XIX века основным методом исследования детской психологии оставалось наблюдение, как правило, за собственными детьми, которое фиксировалось в дневниковых записях. Исследования не носили систематического характера и касались отдельных сторон развития ребенка: двигательного, реагирования на стимулы различной модальности и интенсивности. В 70-е – 80-е годы были получены данные о речевом развитии детей (И. Тэн, Ч. Дарвин).
Эволюционная теория Ч. Дарвина способствовала формированию естественнонаучного подхода к исследованию психического развития детей младенческого и раннего возраста. В связи с этим были открыты исследовательские центры – психологические лаборатории и институты, в результате деятельности которых сложились естественнонаучные подходы к изучению детской психологии.
С появлением психологических лабораторий получил развитие метод эксперимента, который использовался для изучения отдельных индивидуальных особенностей детей. Эволюционный подход
Ч. Дарвина нашел отражение в работах В. Вундта, Г. Спенсера, В. Прейера,
И. М. Сеченова и других психологов.
В России психология детей младенческого и раннего возраста выделилась в самостоятельную область научного знания в начале XX века. Она развивалась во взаимодействии с педологией, научные основы которой были заложены В. М. Бехтеревым. Первоначально обозначились два подхода к развитию детской психологии – естественнонаучный и гуманитарный. В результате интенсивного развития естественных наук был выбран естественнонаучный путь развития детской психологии. Основными методами психологии детей раннего возраста стали наблюдение, естественный и рефлексологический эксперименты.
Разработкой проблемы психологии детей младенческого и раннего возраста в России на рубеже веков занимались И. М. Сеченов,
И. А. Сикорский, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаев, Н. П. Румянцев, В. М. Бехтерев,
А. Ф. Лазурский и другие. В результате деятельности этих ученых детская психология стала одним из важнейших приоритетов психологической науки в России.
Список литературы
- Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
- Омельчанко Е. В. Становление детской психологии в Германии (конец XIX – начало XX века). // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, выпуск № 45, т. 19, 2007, с. 402 – 406.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
- Большая психологическая энциклопедия. / www.psyoffice.ru/slovar-s11.htm
- Урунтаева Г. А. Методы изучения ребенка в зарубежной детской психологии второй половины XIX – 20-30-х годов ХХ века. // Проблемы современного образования, № 4, 2012, с. 64-77.
- Чуприкова Н. И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
- Большая медицинская энциклопедия. / Гл. ред. Б. В. Петровский. – М.: Советская энциклопедия. – Т. 26, 1985. – 560 с.
- Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию? / В кн. Элементы мысли. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
- Никольская А. А. Значение работ В. Прейера для развития детской психологии. // www.voppsy.ru/issues/1983/833.833143.htm
- История отечественной психологии конца XIX – начала XX века: хрестоматия / Под ред. Е. С. Миньковой. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 152 с.
- Бехтерев В. М. О воспитании в младенческом возрасте. / В кн. Психика и жизнь. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2012. – 592 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста
Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...
Формирование интереса к окружающей действительности и игрушкам у детей младенческого и раннего возраста.
Основной потребностью раннего возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Поэтому так необходимо взрослым поддержать и продолжать формировать интерес к окружаю...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Рассказать родителям о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возрастаНаучить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Рассказать о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста.Научить выбирать игрушки для ребенка, учитывая его возрастные особенности....
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей....
Конспект педагогического мероприятия для детей младенческого и раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на тему: «Игрушки».
Конспект этого занятия для детей раннего возраста.Цель этого занятия расширить представление детей об игрушках. Развить связнгую речь, научить детей находить предмет по описанию, ориентируясь на его п...
Статья «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста»
Инновационная деятельность направлена на разработку и внедрение системной модели управления качеством образования детей младенческого и раннего возраста в дошкольных образовательных организациях в соо...