МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка

Громова Светлана Васильевна

Рассказать  о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста.

Научить выбирать игрушки для  ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИГРУШКИ  ДЛЯ   ДЕТЕЙ   МЛАДЕНЧЕСКОГО  И  РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Громова Светлана Васильевна

Методическая разработка «Игрушки  для   детей   младенческого  и  раннего возраста»

Цель: рассказать  о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста

Задачи: научить выбирать игрушки для  ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Младенческий возраст

Возрастные особенности развития детей от 2-х месяцев до одного года

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух, малыш учится сосредотачивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. Игрушки для самых  маленьких,  прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если игрушки будут звучащими.

После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально  отзывчивы   на интонацию и музыку разного характера.

 Под их контролем и  при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). Дайте возможность малышу чаще прикасаться к предметам, предлагайте его вниманию игрушки разной формы (круглые, овальные, прямоугольные), из разного материала (мягкий, упругий, гладкий). Подвесьте над детской кроваткой 2-3 игрушки (подвесные - звучащие игрушки) так, что бы ребенок мог задевать их ручками. Малыш заденет - и схватится. Такие действия очень полезны: из них разовьется умение брать и удерживать.

 После 4 месяца перед малышом на разном расстоянии можно разложить несколько разных игрушек. Например, погремушку, плюшевого мишку, киску. Положите малыша на животик, погремите погремушкой и скажите вслух: «Погремушка». Пусть малыш возьмет ее и делает с ней, что захочет. Повторите этот процесс с  другими  игрушками, пока малышу не надоест. Хорошая игрушка - реалистична, она передает основные, типичные черты изображаемого. Нужно, чтобы игрушка вызывала удивление ребенка – это начало понимания и путь к познанию окружающего. Вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

После 5-6 месяцев малыш начинает обследовать предметы. Пока он просто манипулирует тем, что попала в ручки: крутит, стучит, трясет, пробует на зубок, бросает… Дети обучаются различным действиям, наблюдая, как это делают взрослые и подражают им. Помогите малышу разобраться что делать с предметами, каковы их свойства.  Обязательно позволяйте своему малышу много и свободно двигаться. Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната), двигаться на встречу окликающему его взрослому, развивается его умение действовать с предметами.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Малыш способен выполнять простые действия по словесной просьбе взрослого: брось маме мячик, возьми мишку. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает, пирамидку собирает. Появляются любимые игрушки. Реализм игрушки сочетается с некоторой условностью (конь на колесиках, машинка -  которую нужно возить за веревочку) - для того чтобы ребенок мог активно действовать с игрушкой. Эта условность помогает раскрыть реальный образ. Благодаря разнообразным играм – занятиям, появляются и оформляются первичные познавательные действия и мыслительные функции, малыш начинает размышлять о предметах.

Возрастные особенности развития детей от одного года до  двух лет

На втором году жизни малыш много двигается, совершенствуются основные движения, особенно ходьба. Играйте с малышом в подвижные игры, поменьше держите его в коляске. Поставьте дома старый чемодан без острых углов – и пусть малыш забавляется, осваивая подъем и спуск с него.  Почаще играйте с малышом в мяч.  С начала дети катают большой мяч, сидя, потом учатся катать, стоя. Освоить броски поможет маленький мячик. Побуждайте ребенка бросать мяч то левой, то правой рукой. В это время ребенку полезно поиграть с игрушками, которые можно толкать впереди себя (тележки, коляски, игрушки на колесиках).

 Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему формируются компоненты всех видов деятельности. У ребенка меняется отношение к миру предметов и способ взаимодействия с ними. Раньше они были просто интересными штучками для манипулирования. Теперь же любой предмет становится для него вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Обучать ребенка нужно посредством игры, наглядно и поэтапно, используя игрушки соответствующего размера (куклы, мишки, зайки, машинки, кубики).

Кукла самая древняя и популярная игрушка, динамически живой образ человека. Учит и закрепляет в игре простейшие жизненные навыки, ориентирует в величине, цвете, движении. В раннем возрасте для игры лучше всего подходит кукла - голыш, она становится для ребенка игровым партнером. Игрушка должна быть привлекательной, красивой, но простой, такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Игрушка должна быть безопасна (не иметь острых углов, деталей которые могут причинить вред), отвечать требованиям гигиены: она должна быть из такого материала, чтобы ее можно было мыть, дезинфицировать.

 Происходит быстрое развитие речи, темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Быстро формируется связь между предметом (действием) и словом  его обозначающим. Речь малыша становится основным средством общения со взрослым, развивается эмоциональное взаимное общение , от языка жестов, мимики и словосочетаний малыш постепенно переходит к словам. Теперь он может сказать вам о своих просьбах и предложениях. В это время необходимо развивать слух и звуковую память с помощью простых музыкальных инструментов (бубен, дудочка, барабан, свистульки), звучащих и музыкальных игрушек.

  Развивается самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Важно подталкивать ребенка к открытиям, а не представлять ему готовый результат. Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Поиграйте с малышом в дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, грибочки, бизиборды). Дидактическая игрушка подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Она способствует накоплению опыта, совершенствованию познавательных процессов

Ребенок осваивает правила поведения с другими детьми -  играть, не мешая сверстникам, учится просить игрушки, обмениваться ими. Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Возрастные особенности развития ребенка от 2 до 3 лет

На третьем году жизни малыш продолжает познавать мир и становиться самостоятельней. В активной  совместной деятельности с близкими взрослыми развивается его память, воображение, речь, появляется способность к анализу, синтезу, сравнению. Задача родителей в этот период - продолжать знакомить ребенка с предметами, окружающими его: с их свойствами, назначением. Важно помнить, что у малыша появляется потребность создавать что-то своими руками-рисовать, конструировать, строить, лепить.

Многие действия, которые малыш выполнял раньше со взрослым, он стремиться выполнять самостоятельно. И, главное, он хочет видеть результат собственного труда. Основной формой мышления становиться наглядно -  действенно. Ее особенность заключается в том, что  возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются  путем реального действия с предметами. Интерес малыша к окружающему миру надо поддерживать постоянно. В психологии это называется практическим экспериментированием. Заниматься экспериментами ребенок должен сам, а родителям необходимо создать подходящие условия: направить, подтолкнуть, помочь.  Постепенно малыш учиться прогнозировать результат своих действий. Даже, бросая игрушки в ванну, он экспериментирует, а не балуется. Накопив определенный опыт, малыш   начинает использовать его, переносить на новую ситуацию.

   На третьем году жизни у ребенка формируется образ своего  Я. В этом возрасте дети думают   о себе в превосходной степени: Я самый ловкий, смелый, красивый…   Но на самом деле их навыки, пока еще далеки от совершенства. И если родители не будут помогать своему ребенку в развитии, однажды его может постичь горькое разочарование, которое впоследствии обернется неуверенностью в себе. Родители должны знать, что лучше всего разные навыки усваиваются и совершенствуются в интересной игре.                                                                                        

К трем годам набор игрушек расширяется: очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель и способствует развитию основных движений, крупные пирамидки из 7-8 колец, мягкие игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а хорошо засыпают с ними. С мягкими игрушками можно разыгрывать знакомые сказки, они уточняют, дополняют представление ребенка о внешнем виде животных. К сюжетно - образным игрушкам, прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со   взрослыми, испытывая удовольствие от того, что из странных кусочков получается замечательная, понятная ребенку игрушка.

Для малыша будет интересна крупная мозаика, из которой они могут мастерить сами, развивая свои творческие способности и фантазию.

На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в   дочки - матери, в папу и маму, в магазин, в доктора, в детский сад, в гараж. Эти игры помогают развивать речь ребенка, расширяют его словарный запас. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь, большая машина).

Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

Очень порадуют ребенка игрушки - забавы, назначение которых вызывать веселый смех детей, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием (пищалки, хлопушки, дудочки, крякающая уточка, часики и т. д.) 

Необходимы и настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино, разрезные картинки из 2,4,6 частей пазлы, кубики – эти игры требуют самостоятельной умственной работы, учат сравнивать, соотносить, группировать.

Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой «домик», или большая коробка, куда можно сложить игрушки. Именно с этого возраста нужно приучать малыша к аккуратности.

Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование к игрушкам – они должны быть похожи на оригинал, быть прочными и безопасными. Играя в игрушки, ребенку должно быть радостно и весело.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

консультация для родителей «Какие игрушки необходимы ребенку младенческого и раннего возраста» Воспитатель Громова С.В. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга Петергоф 2020 г

Слайд 2

. цель – рассказать родителям о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста задачи – научить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности

Слайд 3

Предполагаемый результат : П олучение родителями навыков при выборе игрушек для своих детей с учетом их возрастных особенностей Консультация для родителей позволяет непосредственно общаться педагогу с родителями, отвечать на все возникающие вопросы

Слайд 4

Реальный результат: Родители приобрели необходимые навыки по выбору игрушек для своих детей с учетом их возрастных особенностей

Слайд 5

После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера . Подвесьте над детской кроваткой 2-3 игрушки (подвесные - звучащие игрушки) так, что бы ребенок мог задевать их ручками. Малыш заденет - и схватится. Такие действия очень полезны: из них разовьется умение брать и удерживать. погремушки Подвесные - звучащие игрушки

Слайд 6

Обязательно позволяйте своему малышу много и свободно двигаться. Малыш уже способен выполнять простые действия по словесной просьбе взрослого : - брось маме мячик ! Дети обучаются различным действиям, наблюдая, как это делают взрослые и подражают им. Помогите малышу разобраться что делать с предметами, каковы их свойства . У вашего малыша Появляются любимые игрушки. Разноцветные мячики куклы

Слайд 7

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые . первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Кубики, пирамидки Мягкие игрушки

Слайд 8

Поиграйте с малышом в дидактические игрушки- бизиборды . Ребенку необходимо развивать слух и звуковую память с помощью простых музыкальных инструментов (бубен, дудочка, барабан, свистульки) бизиборды музыкальные игрушки

Слайд 9

ребенку полезно поиграть с игрушками, которые можно толкать впереди себя (тележки, коляски, игрушки на колесиках). Дидактическая игрушка подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Она способствует накоплению опыта, совершенствованию познавательных процессов . Игрушки на колесиках Матрешки, пирамидки

Слайд 10

Используйте игрушки соответствующего размера (куклы, мишки, зайки) Почаще играйте с малышом в мяч, эти игры помогают развитию основных движений. Мишки, зайки, куклы… Разноцветные крупные мячи

Слайд 11

К игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, испытывая удовольствие от того, что из странных кусочков получается замечательная, понятная ребенку игрушка . игрушки - забавы, назначение которых вызывать веселый смех детей, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием . конструкторы Игрушки-забавы

Слайд 12

Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита и других предметов, отображающих различные стороны реальности . Набор для игры в доктора Набор для игры «Чайный сервиз»

Слайд 13

настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино, разрезные картинки из 2,4,6 частей пазлы , кубики – эти игры требуют самостоятельной умственной работы, учат сравнивать, соотносить, группировать . Все эти игрушки – необходимы для развития вашего ребенка. Набор для игры «кукольная мебель» Настольно-печатные игры

Слайд 14

Перечень используемых источников: - «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. ФГОС. Под ред. Арапова -Пискарева Н.А., Белая К.Ю., Борисова М.М., Веракса А.Н., Веракса Н.Е., Волосовец Т.В. Мозаика-Синтез, 2020 год, 368 стр . - «Воспитателю о детской игре» Д.В. Менджерицкая . Москва Просвещение, 1982 год, 128 стр. - «Игра и игрушки» Е.А. Флерина . Москва Просвещение, 1973 год, 111 с . - Журналы «Воспитатель ДОУ» № 5, ст. « Игра в раннем возрасте ( организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ) канд . пед . наук Печора К.Л. стр. 73. 2008 г. - «Игровые занятия с детьми 1-2 лет» Д.Н. Колдина . - «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 до 3 лет» А.С. Галанов. -Интернет- ресурсы «МААМ . ru .»

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по изучению правил безопасного поведения на дорогах "Юл фәне иленә сәяхәт"

Здесь  отрывок  этой методической разработки. Работа сама  состоит из проектов для детей старшей группы коррекционных  ДОУ....

Методическая разработка для детей старшего возраста «Однажды в лесу»

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего возраста  «Однажды в лесу»...

методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение...

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской

В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

методическая разработка для детей раннего возраста "Колобок"

Вам понадобится: крышка от коробки среднего размера, картон зеленого цвета для изготовления травы, клубок ниток желтого цвета, глазки (можно купить в магазине или вырезатьиз картона), клей, ножницы, к...

Методическая разработка "Приобщение детей старшего возраста к изобразительному искусству и развитие творческих способностей"

Методическая разработка на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»...

Методическая разработка для детей дошкольного возраста "У истоков народного мастерства" 2014-2015 уч.год

Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами - потешками,  песенками; сказками; народными промыслами....