Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста
статья по коррекционной педагогике
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста
№ | Название методики. Автор | Возраст | Направление | Критерии оценки |
Зарубежные диагностические методики | Шкалы развития младенца Bayley | От 1 до 42 мес. | Вычисление индексов: ментального развития (MDI) и психомоторного развития (PDI). Включает 3 шкалы: 1. Психическое развитие : Умственная шкала (Меntal Scа1е) направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи. Результатом измерения является «индекс умственного развития» (МDI). 2. Моторное развитие: Моторная шкала (МоtorScale) измеряет уровень мышечном координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (РDI). 3. Шкала (протокол) поведения. Запись о поведении ребенка (TheInfantBehaviorRecord) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д. | Каждый пункт оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес. — 25-35 мин, старше 15 мес. — до 60 мин. Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. |
Денверский скрининг-тест развития (DDST) Frankenburg W. К., J. В. Dodds | От 2 недель до 6 лет. | Выявления детей с задержанным развитием. Содержит 4 шкалы: 1. Грубая моторика; 2. Тонкая моторика; 3. Речь; 4. Социальная адаптация. | Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения». Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный» , «невыполненный» , «отказ от выполнения» , «не было возможностей для выполнения» . Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития. Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 недель до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован. Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Н. Бэйли, который требует высшей психологической квалификации. | |
Порядковые (числовые) шкалы психологического развития. I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже | От рождения до 2 лет | Психометрическая оценка развития ребенка включает 64 пункта. Содержит 6 шкал: 1. Развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте; 2. Умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета; 3. Вокальная и жестовая имитация (две субшкалы); 4. Причинные действия; 5. Построение объектных связей в пространстве; 6. Развитие отношений к объектам. Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную И. Узгирис и Дж. Хантом на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. | Критерий возрастной. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0 -3 мес. , 4 -7 мес. , 8 -11 мес. , 12 -17 мес. , 18 -24 мес. | |
Профиль психическогоразвитияG. D. Alpern-Boll | От рождения до 9 лет. | Содержит 186 пунктов и 5 шкал: 1. Физическое развитие; 2. «Социальная» шкала; 3. Коммуникация; 4. Способность к обучению; 5. Шкала «самопомощи». В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. | Критерий возрастной - определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. | |
Шкала ментальногоразвитияR. Griffiths | от 0 до 24 мес. | Содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал: 1. Локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука); 2. Развитие речи; 3. Тонкая моторика; 4. «Персональная» шкала; 5. «Социальная» шкала. | Критерий количественный - определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка (расчет интеллектуального коэффициента ребенка). После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. | |
KID-шкала J. Reuter | От 0 до 16 мес. | KID(R) – русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (KentInfantDevelopmentScale; KID Scale). Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Тест содержит 252 пункта и 5 шкал: 1. Познание; 2. Движения; 3. Самообслуживание; 4. Общение; 5. Языковая шкала. | Коэффициент интеллектуального развития ребенка. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. | |
Шкала поведения новорожденных (NBAS) Т. Brazelton | от 2 дней до 6 нед. жизни. | Оценка поведения и неврологического статуса детей. Выявление детей группы риска. Состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4 -балльной шкале.. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. | Оценка 20 вызываемых рефлексов и движенийпроисходит по 4-балльной шкале. Оценка 27 заданий проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме | |
Поведенческий тест новорожденных Graham | От 1 до 14 дней | Состоит из 6 субшкал: 1. Двигательная, с оценкой моторики; 2. Мышечный тонус; 3. Тактильная; 4. Слуховая сенсорная; 5. Зрительная сенсорная; 6. Шкала реактивности. | Количественный | |
Тестовая методикаPrechtl, Beintema | От 1 до 9 дней | Оцениваются дети по шкалам: 1. Внешний вид; 2. Поза, 3. Движения; 4. Дыхание; 5. Неврологический статус. | Количественный | |
Опросник младенческого темперамента. Carey, S. McDevit | от 4 до 8 мес. | Скрининговое исследование темперамента детей. Состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: 1. Активность; 2. Синхронность; 3. Доступность; 4. Приспособляемость; 5. Сенситивность; 6. Настроение; 7. Постоянство; 8. Отвлекаемость; 9. Агрессия. . Методика В. Керей, С. Мак Девит выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев | Оценка поведения по 6 балльной шкале. При обследовании ребенка с ПЭП, неврологический осмотр должен предшествовать психологической и психиатрической оценкам. При анализе результатов младенцы оцениваются как: 1. «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение); 2. низкоадаптивные (сенситивные); 3. «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные); 4. «медленно реагирующие» (неактивные, тихие); 5. Промежуточный тип детей. | |
Модифицированный скринговый тест-опросник M-CHAT Robins, Fein, Barton | от 16 мес. до 30 (48) мес. | M-CHAT является расширенной версией скринингового опросника CHAT. Выявление риска наличия аутизма, расстройств аутистического спектра. Используется в практике ранней помощи, в т.ч. в России. Разработан для опроса родителей ребенка. Содержит 23 утверждения. Создан для проведения скринингового обследования при расстройствах аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Может проводиться, как часть обычного медицинского обследования. Так же может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями не медицинских специальностей. Обработка данных занимает менее 2 -х минут. | Ребенок не проходит тест при 2-х и более несовпадающих ответах на критические вопросы или 3-х несовпадающих ответах на любые вопросы. Ответы Да/Нет преобразуются в прошел/не прошел. | |
Child Development Inventory; CDI Г. Айртон | от 1 г. 2 мес. до 3 лет 6 мес. | RCDI Адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки уровня развития ребенка и степени его отставания от типично развивающихся сверстников в каждой из областей. Состоит из 216 пунктов, (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям). Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей: 1. Социальной; 2. Самообслуживание; 3. Крупные движения; 4. Тонкие движения; 5. Развитие речи; 6. Понимание языка. Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется — достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы. | Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в опроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. | |
Мюнхенская функциональная диагностика развития | Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии. Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста (Г. И. Келер, Х. Д. Эгелькраут).Движение, хватание, восприятие взаимосвязей, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций понимание речи и активная речь, самостоятельность социализация. Содержание сфер развития ребенка:
| Применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста. | ||
МакАртуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста | Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется — достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы.Главный недостаток – неточность данных. Некоторые родители склонны переоценивать развитие ребёнка, другие, напротив, недооценивают. | |||
Отечественные диагностические методики | Диагностика нервно-психического развития детей Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт | От 10 дней до 3 лет | Диагностика нервно-психического развития детей Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:
развитие зрительных, слуховых, ориентировочных, эмоционально-положительных реакций; движений руки, гуление; общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; понимание и активную речь. На 2-м году:
развитие понимания речи, активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. На 3-м году:
активная речь, игра, изобразительная и конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, навыков. | Качественная оценка без использования баллов. Норма: выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни. |
Тест развития детей первого года жизни. О. В. Баженова | От 2 до 12 мес. | Определение 4 степеней выраженности поведенческой реакции. Оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес. Включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: 1. Двигательное развитие; 2. Эмоциональное развитие; 3. Сенсорное развитие; 4. Действия с предметами; 5. Взаимодействие со взрослыми; 6. Голосовая активность. разделенных на 6 шкал:
Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. | Построение профиля психического развития на основании данных индекса развития (ИР) по 6 шкалам: 0 баллов — отсутствие; 1 балл — намеченность; 2 балла — несовершенная форма проявления; 3 балла — совершенная форма проявления. Определяется индекс развития (ИР)— отношение актуальной и контрольной оценок | |
Оценка уровня психомоторного развития ребенка Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова | До 1 года | Включает 7 нервно-психических показателей (динамических функций): 1. Коммуникабельность; 2. Голосовые реакции; 3. Безусловные рефлексы; 4. Мышечный тонус; 5. Асимметричный шейный тонический рефлекс; 6. Цепной симметричный рефлекс; 7. Сенсорные реакции. Оценка уровня стигматизации, черепно-мозговой иннервации и патологических движений, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. | Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27— 29 баллов возрастная норма. 23—26 баллов безусловная группа риска. 13—22 балла задержка развития. Ниже 13 баллов — тяжелая задержка развития вследствие органического поражения мозга. | |
Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт. |
| Состоит из 12 возрастных субтестов (20 вопросов (заданий)) на определение развития сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Исследования сенсорной функции:Тестирование зрительной, слуховой, тактильной чувствительности. Исследование моторной функции:статика, кинетика, тонкая моторика, мимика. Исследование: а) эмоциональных реакций: уровень и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). b) волевых функций: активная и пассивная произвольная деятельность. Исследование познавательной деятельности: речь, мышление, игра и внимание. Исследование поведенческих функций: a) Биологическое поведение: (пищевое поведение, формирование навыков опрятности). b) Социальное поведение. | Количественный. Распределение обследуемых детей по трем группам: 1) здоровые дети — показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; 2) группа риска — КПР 80—89 или выше 111 баллов; 3) группа нарушения развития — КПР ниже 80. | |
Методика обследования детей раннего возраста Е.Ф. Архиповой | Методика предполагает:
Данные рассматриваются в динамике в процессе логопедической работы, то есть исследование носит лонгитюдный характер. | Критерий возрастной - определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. Вариант обследования доречевого развития детей с детским церебральным параличом. | ||
Комплексная методика изучения особенностей психического и речевого развития детей с ДЦП 1-3 лет О.Г. Приходько | Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий развития:
I. Двигательное развитие: общая моторика, функциональные возможности кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика. II. Социальное развитие: контактность, средства общения, эмоциональная сфера, навыки самообслуживания. III. Познавательное развитие: уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, сенсорное развитие (зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие), уровень развития деятельности (предметных действий), внимание, запас знаний об окружающем, обучаемость и использование фиксированных видов помощи. IV. Речевое развитие (уровень развития понимания обращенной речи и собственной речи). | Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. | ||
Методика изучения предпосылок формирования речи детей раннего возраста Ю.В. Герасименко | 1. Исследование предпосылок становления речи у детей третьего года жизни 1.1 Исследование познавательного развития детей третьего года жизни 1.2 Исследование двигательного развития детей третьего года жизни 1.3 Исследование социального развития детей третьего года жизни 2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни 2.1 Экспрессивная речь 2.1.1 Звукоподражание 2.1.2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь 2.2 Импрессивная речь 2.2.1 Выполнение простых слухоречевых инструкций 2.2.2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций | |||
Методика обследования детей раннего возраста Е.А.Стребелевой | Методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной (1979). Включает ряд приложений.Приложение 1 Схема записи педиатром этапного эпикриза.Приложение 2 Схема неврологического обследования детей 1-го года жизниПриложение 3. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизниПриложение 4 Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепетаПриложение 5 Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)Приложение 6 Контроль за поведением детей 1-го года жизниПриложение 7 Схема неврологического обследования детей раннего, дошкольного и школьного возрастаПриложение 8 Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизниПриложение 9 Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни | Педагогическая диагностика выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь, по существу, его отправной точкой. На основе анализа результатов данных, полученных в ходе педагогического обследования, педагог разрабатывает индивидуальную коррекционную программу, являющуюся неотъемлемой частью индивидуального образовательного маршрута ребенка.Критерий возрастной - определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.Даются варианты заключения логопеда (1-й год жизни) при норме и патологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Психология детей младенческого и раннего возраста. Становление научного подхода"
В статье рассматриваются основные этапы становления психологии детей младенческого и раннего возраста в России и за рубежом в период с 1787 по 1916 год....
Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста
Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...
Формирование интереса к окружающей действительности и игрушкам у детей младенческого и раннего возраста.
Основной потребностью раннего возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Поэтому так необходимо взрослым поддержать и продолжать формировать интерес к окружаю...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Рассказать родителям о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возрастаНаучить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Рассказать о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста.Научить выбирать игрушки для ребенка, учитывая его возрастные особенности....
Авторская программа " Диагностика речи детей младенческого и раннего возраста"
Авторская программа "Диагностика речи детей младенческого и раннего возраста" представляет собой первоначальное значимое звено в непрерывном изучении речевого развития ребенка раннего ...