Консультация для родителей "Ознакомление детей с природой посредством чтения детской литературы"
консультация (младшая группа)

Екибаева Галина Григорьевна

Как точно и красиво поэтическое слово русских писателей о родной природе, какие чувства и эмоции передают авторы своим читателям. Всё это учит детей доброте, заботе, развивает эмоциональную сферу, прививает любовь к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ознакомление детей с  природой  посредством

чтения детской литературы»

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Не жги ее напропалую.

Нас много – а она одна!

Михаил Пришвин

Трудно найти  человека, равнодушного к  красоте родной природы. В наш стремительный век, люди  все чаще стремятся «прикоснуться» к ней: на даче, в парке, в лесу, на речке. Увидев красивый уголок природы, нам хочется остановиться хотя бы на мгновение, полюбоваться им, послушать звуки природы, помечтать. Собираясь выбраться на природу, обязательно возьмите с собой своих детей.

   Известно, что в раннем  возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. У него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые появляются во взаимодействиях ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней.

   У взрослых есть возможность знакомить детей с природой посредством чтения  художественной литературы. Читая, мы расширяем  кругозор детей, воспитываем желание учиться и  трудиться.   

В саду (Т. Коваль)

В саду цветов у нас не счесть:

Есть розы, незабудки есть,

Сирени кустик маленький

И мак - цветочек аленький.

Нам все соседи говорят:

«У вас в округе лучший сад».

И точно на экскурсию,

Идут смотреть настурцию. 

   Как точно и красиво поэтическое слово русских писателей о родной природе, какие чувства и эмоции передают авторы своим читателям. Всё это учит детей доброте, заботе, развивает эмоциональную сферу, прививает любовь к родной природе.

Ночь и день

Ночь зимой – как черный кот,

День – как серенькая мышь,

Но весна, весна идет,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьев,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьев…

(Хрестоматия для дошкольников, П. Соловьева, с. 138)

   Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого маленького человека. На природе можно не только отдохнуть и прекрасно провести время:  полюбоваться красотами родной природы, подышать свежим воздухом, подзарядиться положительными эмоциями, но и пообщаться со своим ребёнком, поиграть в подвижные игры.

   Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его эмоции. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В продуктивных видах деятельности можно научить детей отражать своё отношение к миру природы; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. На прогулках в парке  предлагайте рассматривать и описывать красивые объекты природы: птиц, деревья, растения.

   Пополняйте домашнюю  библиотеку книг о природе, в которой должны быть представлены произведения  писателей: И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Ушинского, Б. Житкова и др.  Рассматривая книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, подводите  детей  к  мысли,  что  природа  красива  во  все  времена  года.  Учите проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае встречи с объектом природы. Дети  начинают  понимать  эту  красоту,  наслаждаться  ею  и  передают  свои  впечатления  в  слове  и  рисунке.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На желтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть…(А.Блок)

   В этом стихотворении дети сочувствуют зайчику, жалеют его. И хотят узнать, а чем же еще питается зайчонок?

   Познание  природы  будит  детскую  мысль,  способствует  развитию  творчества  и  самостоятельности.  Расширяются  представления малышей,  позволяющие  им   сравнивать,  различать,  вдумчивее  относится  к   природе.

   Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.). Театральные постановки сказок в детском саду,  сказок, придуманных детьми, развивают речь ребенка, творческие способности.

Котята  (считалочка)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять…

Пословицы:

- Много леса – не руби,

Мало леса – береги,

- Нет леса – посади!

- Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.

  1. Детям нужно загадывать загадки о природе и учить отгадывать по описанию.

1)Хвост пушистый бережет

И зверюшек стережет.

Знают, рыжую в лесу -

Очень хитрую …   (лису)

2)Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.        (медведь)

3) Кто по елкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?        (белка)

  1. Учить сочинять свои загадки, песенки, стихи, сказки.

    Сказка - лучший учитель на все времена. Сказку можно обсудить, обыграть,  придумать  своё  продолжение,  переделать  её  на  новый  лад,  поставить  по  сказкам  кукольный  театр. Для   составления  сказок  используйте  разнообразные картинки. Для   того  чтобы  детям  было легче  составить  свою  сказку, им нужно предложить  начало  сказки:  «Дело  было  осенью, испекла  бабка  колобок…»  Так можно сочинить «Новые приключения колобка».

3. Подбирать сравнения и эпитеты к природным явлениям, использовать поэтическое слово.

1) У кота ли, у кота

Колыбелька золота;

У дитяти моего

Есть покраше его…

(колыбельная)

2) Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождика,

Дай нам ведрышко…

4.Расширяйте знания детей о домашних животных, птицах, рыбках  формируйте ответственность за содержание животных; учите ухаживать за ними.

Задание: прочитайте стихотворение С. Михалкова «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла…

Проанализируйте устно с ребёнком по плану:

1. Какое это животное домашнее или дикое?

2. Чем полезна собака человеку?

3. Как можно охарактеризовать её повадки?

4. Чем человек может помочь собаке?

5. Продолжайте знакомить детей с дикими животными и их повадками: расширяйте знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, особенностях приспособления животных к условиям окружающей среды (линька, спячка); условиях природной среды и создаваемых человеком (кормление, выгон на пастбище, подкормка зимой диких животных). Расскажите о том, как звери заботятся о своём потомстве.

Задание:  Составить мини-рассказ (4-5 предложений) на тему «Что я знаю о белке» (бобре, кроте, выдре, глухаре и др.).  После составления рассказа ребёнка, следует прочитать статью про животного или рассказ: например, М. Пришвина «Беличья память».

6. Рассказывайте детям о народных приметах, развивайте наблюдательность, учите делать выводы о взаимосвязях в природе.

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот,

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето…

Задание: Попросите ребёнка объяснить  закономерности:

- Поздний отлёт птиц к тёплой зиме.

- Зима морозная – лето жаркое, зима снежная – лето дождливое.

- Увидел скворца – весна у крыльца.

7. Знакомьте детей с живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы; формируйте убеждение, что красота и творение природы бесценны, поэтому их надо изучать, беречь и охранять.

Задание: Звуки природы или красивый пейзаж на стене – лучшее успокоительное средство. Во время прогулки прислушайтесь к звукам природы (стук дятла, щебет птиц).  Важно, чтобы ребёнок рассказал вам, что он запомнил.  

8. Научите детей заботиться о птицах и животных в холодное время года. Ведь именно в эту пору им особенно холодно и голодно.  Расскажите, чем можно подкармливать их.

Задание: Смастерите с ребенком кормушку, подкармливайте птиц вместе. Выучите стихотворение:

Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!

9. Знакомьте детей с традициями русского народа: с особенностями русского костюма, праздниками, устным народным творчеством и бытом: потешки, заклички, песенки, хороводные игры и т. д.

Задание: Выучите с ребенком народную песенку, потешку и т.д.

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусочек пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки.

         Прививать интерес к родной природе необходимо, используя комплексный подход: 

- чтение детской художественной и познавательной литературы;

- подвижные игры;

- кукольный театр;

- просмотр телепередач о природе, посещение выставок;  

- развивающие игры природоведческого характера;  

- экспериментирование;

- выполнение развивающих заданий (кроссворды, ребусы и т.д.);

- изобразительную деятельность;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- трудовые поручения;

- прогулки.

   Важно не только читать, рисовать, проводить беседы с детьми о природе, играть в настольные игры. Мы не достигнем желаемого результата, пока не будем вместе посещать краеведческие музеи, ботанический сад,  ходить в парки отдыха, в походы, на водоемы – места, где можно окунуться в прекрасный мир живой природы.

   Родители, своим примером  поддерживайте бережное отношение к природе, укрепляя тем самым в сознании детей ее значимость и необходимость заботиться о ней. На основе приобретённых знаний и умений у детей формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, беречь и любить природу.

Используемая литература:

  1. С. Михалков «Песенка друзей»: стихи; М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2012.
  2. Большая книга для детского сада: сказки, стихи, песенки, загадки; М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  3. Ильчук Н. П., Гербова В. В. и др. «Хрестоматия для дошкольников», Минск: ООО «Издательство АСТ», 1998.
  4. Т. Коваль «Природоведение для малышей», М: 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»       Через литературу ребенок позн...

«Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы....

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы

Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...

Консультация для родителей "Как привить детям любовь к природе посредством чтения художественной литературы"

С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая...