Консультация "Здоровьесберегающие технологии"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Морозова Ольга Борисовна

В консультации дан краткий обзор упражнений по развитию у детей мелкой моторики с помощью различных материалов, а также описаны упражнения по формированию правильного речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._zdorovesber._tehnol.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми»

Уважаемые коллеги!

Эту консультацию я  хочу посвятить актуальной теме: здоровьесбережению детей дошкольного возраста. Ведь здоровье – понятие не только биологическое, но и важная составляющая физического, психического и социального благополучия человека.

Мы работаем с детьми – логопатами, у которых помимо речевых дефектов, наблюдаются нарушения в двигательной и эмоционально-психической сферах.

Наша работа носит комплексный характер и направлена на коррекцию всех вышеупомянутых нарушений в развитии детей и максимального сохранения здоровья каждого ребёнка.

На коррекционных занятиях (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных), которые мы стараемся  сделать более содержательными и интересными, используются средства, положительно влияющие на физическое развитие детей, что повышает эмоциональный настрой у ребят.

Особое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Современные разработки позволили учёным сделать вывод, что тренировка пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребёнка. Тактильные ощущения несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию и развитию. Поэтому мы стараемся оснастить коррекционно-образовательный процесс разнообразными пособиями, стимулирующими развитие детей и способствующими их оздоровлению.

 Для развития мелкой моторики на своих занятиях мы применяем следующие приёмы:

  • массаж ладоней грецкими орехами.  

Дети катают орехи между ладонями вдоль и по кругу со словами:

                    Я катаю свой орех,

                   Чтоб он стал круглее всех.              

 Или:

                  Пальцам надо помогать,

                  Хорошо тренировать,

                  Станут пальчики сильнее,

                  А головушка умнее.

  • С этой же целью используются ребристые футляры от фломастеров и такой же формы карандашами.
  • Прищепками «покусываем» кончики пальцев:

                              Крокодильчик пасть открыл

                              И за пальчик укусил.

                              И разок, и другой,

                              Но не больно нам с тобой.

Начинаем с большого пальца, заканчиваем мизинцем, а затем возвращаемся в обратном порядке.

  • Хорошо проводить массаж пальцев рук, используя колечки из шариков су-джок, а также и самими шариками , которые активизируют все точки на ладонях:

                               Шарик колет нам ладошки,

                               Поиграем с ним немножко.

                               Если будем с ним играть –

                               Пальцы будем развивать.

                               Шарик нам ладошки колет,

                               Руки к школе нам готовит.

  • Дети очень любят пальчиковый бассейн, заполненный фасолью.

Это помогает развить тактильные ощущения и одновременно память и внимание.

 Погрузив руку  в фасоль, ребёнок на ощупь ищет буквы или мелкие игрушки, а, затем, узнав их, называет.

  • Используем косточки абрикосов, слив, ягоды рябины. Дети на миниковрографах выкладывают различные фигуры, буквы, что способствует развитию тонких движений пальцев рук.
  • Нашли своё применение и дорожки, сделанные из пластмассовых решёток, которые используют на кухне для раковин.

Пальчики шагают по дорожке из клеточки в клетку и приговаривают:

                             

                              Большие ноги шли по дороге:

                              Топ, топ, топ.

                              Маленькие ножки бежали по дорожке:

                              Топ, топ, топ.

  • Замечательное пособие – «Конструктор букв Воскобовича». Он сделан из натурального дерева, покрыт гипоалергенной краской, что делает его безопасным для детей. Играя с конструктором букв, ребёнок не только развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, но и совершенствует интеллект.

Важную роль для оздоровления детей, формирования правильного звукопроизношения играют упражнения в развитии речевого дыхания.

Дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, уничтожают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д.

Умение произвольно контролировать дыхание развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные  упражнения для детей, страдающих дефицитом внимания и гиперактивностью. Дыхательные упражнения полезно сочетать с разнообразными  движениями глаз и языка. Эффективный приём – подключение слуховой, зрительной и сенсорной систем: детям предлагается прослушивание музыки, «надувание» цветных шариков в животе и т.д.

В этом виде деятельности с детьми используются такие «тренажёры»: вертушки, подвеска с ленточками, лепестки, снежинки, бабочки на ниточках, трубочки для коктейля, которые используем в упражнении «буря в стакане».

Этот вид деятельности очень нравится детям, они с удовольствием выполняют все упражнения. Но хотелось бы напомнить о правиле «не навреди».  Дыхательные упражнения выполняются сидя на стуле. Начинать нужно с объяснения и показа. Обязательно учим детей при вдохе не поднимать плечи, не напрягаться, а при выдохе вытягивать губы трубочкой, стараясь не надувать щёки. Начальная длительность упражнений не более 0,5 минуты, которая постепенно увеличивается до 1,5 мин. Нельзя делать слишком интенсивные вдохи-выдохи, так как это может вызвать головокружение.

Таким образом, использование вышеперечисленных приёмов работы и пособий, позволяют улучшить здоровье детей и оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.  

Литература:

  1. О. Крупенчук  «Мяч и речь».
  2. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение.- СПб,1997 г.
  3. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.- М. 1997г.
  4. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение.- СПб,1997 г.
  5. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика.- М.1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...