Консультация "Здоровьесберегающие технологии"
консультация (старшая, подготовительная группа)
В консультации дан краткий обзор упражнений по развитию у детей мелкой моторики с помощью различных материалов, а также описаны упражнения по формированию правильного речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._zdorovesber._tehnol.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми»
Уважаемые коллеги!
Эту консультацию я хочу посвятить актуальной теме: здоровьесбережению детей дошкольного возраста. Ведь здоровье – понятие не только биологическое, но и важная составляющая физического, психического и социального благополучия человека.
Мы работаем с детьми – логопатами, у которых помимо речевых дефектов, наблюдаются нарушения в двигательной и эмоционально-психической сферах.
Наша работа носит комплексный характер и направлена на коррекцию всех вышеупомянутых нарушений в развитии детей и максимального сохранения здоровья каждого ребёнка.
На коррекционных занятиях (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных), которые мы стараемся сделать более содержательными и интересными, используются средства, положительно влияющие на физическое развитие детей, что повышает эмоциональный настрой у ребят.
Особое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Современные разработки позволили учёным сделать вывод, что тренировка пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребёнка. Тактильные ощущения несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию и развитию. Поэтому мы стараемся оснастить коррекционно-образовательный процесс разнообразными пособиями, стимулирующими развитие детей и способствующими их оздоровлению.
Для развития мелкой моторики на своих занятиях мы применяем следующие приёмы:
- массаж ладоней грецкими орехами.
Дети катают орехи между ладонями вдоль и по кругу со словами:
Я катаю свой орех,
Чтоб он стал круглее всех.
Или:
Пальцам надо помогать,
Хорошо тренировать,
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее.
- С этой же целью используются ребристые футляры от фломастеров и такой же формы карандашами.
- Прищепками «покусываем» кончики пальцев:
Крокодильчик пасть открыл
И за пальчик укусил.
И разок, и другой,
Но не больно нам с тобой.
Начинаем с большого пальца, заканчиваем мизинцем, а затем возвращаемся в обратном порядке.
- Хорошо проводить массаж пальцев рук, используя колечки из шариков су-джок, а также и самими шариками , которые активизируют все точки на ладонях:
Шарик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть –
Пальцы будем развивать.
Шарик нам ладошки колет,
Руки к школе нам готовит.
- Дети очень любят пальчиковый бассейн, заполненный фасолью.
Это помогает развить тактильные ощущения и одновременно память и внимание.
Погрузив руку в фасоль, ребёнок на ощупь ищет буквы или мелкие игрушки, а, затем, узнав их, называет.
- Используем косточки абрикосов, слив, ягоды рябины. Дети на миниковрографах выкладывают различные фигуры, буквы, что способствует развитию тонких движений пальцев рук.
- Нашли своё применение и дорожки, сделанные из пластмассовых решёток, которые используют на кухне для раковин.
Пальчики шагают по дорожке из клеточки в клетку и приговаривают:
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ.
- Замечательное пособие – «Конструктор букв Воскобовича». Он сделан из натурального дерева, покрыт гипоалергенной краской, что делает его безопасным для детей. Играя с конструктором букв, ребёнок не только развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, но и совершенствует интеллект.
Важную роль для оздоровления детей, формирования правильного звукопроизношения играют упражнения в развитии речевого дыхания.
Дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, уничтожают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д.
Умение произвольно контролировать дыхание развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для детей, страдающих дефицитом внимания и гиперактивностью. Дыхательные упражнения полезно сочетать с разнообразными движениями глаз и языка. Эффективный приём – подключение слуховой, зрительной и сенсорной систем: детям предлагается прослушивание музыки, «надувание» цветных шариков в животе и т.д.
В этом виде деятельности с детьми используются такие «тренажёры»: вертушки, подвеска с ленточками, лепестки, снежинки, бабочки на ниточках, трубочки для коктейля, которые используем в упражнении «буря в стакане».
Этот вид деятельности очень нравится детям, они с удовольствием выполняют все упражнения. Но хотелось бы напомнить о правиле «не навреди». Дыхательные упражнения выполняются сидя на стуле. Начинать нужно с объяснения и показа. Обязательно учим детей при вдохе не поднимать плечи, не напрягаться, а при выдохе вытягивать губы трубочкой, стараясь не надувать щёки. Начальная длительность упражнений не более 0,5 минуты, которая постепенно увеличивается до 1,5 мин. Нельзя делать слишком интенсивные вдохи-выдохи, так как это может вызвать головокружение.
Таким образом, использование вышеперечисленных приёмов работы и пособий, позволяют улучшить здоровье детей и оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.
Литература:
- О. Крупенчук «Мяч и речь».
- Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение.- СПб,1997 г.
- Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.- М. 1997г.
- Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение.- СПб,1997 г.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика.- М.1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...