НОД"День рождения у Веснянки" средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа)
Познакомить детей о русской народной куклой и о декоративно-прикладном искусстве России.
- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
- Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).
- Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_den_rozhdeniya_u_vesnyanki.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей средней группы
«День рождения у Веснянки» .
Воспитатель:Сапельникова С.А.
Цель: знакомство с историей народной куклы через интеграцию предметов: художественного слова, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей и видами народных кукол. Формировать у детей интерес к куклами. Формировать эстетические отношения и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной. Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле. Изготовлять традиционную народную куклу-оберег.
Развивающие:
Совершенствовать мелкую моторику рук (скручивание, заматывание, завязывание узлов) . Развивать творческие и театральные способности через приобщение к народным традициям и к прикладному искусству. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность. Развивать навыки выразительного пения.
Способствовать координации речи и движения.
Воспитательные:
Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, бережное отношение к игрушке. Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа, к истории России, народному творчеству на примере народной куклы. Дать возможность ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Оборудование:
Короб, ленточки и сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков.
Ход занятия:
Звучит музыка. Дети друг за другом входят в музыкальный зал, становятся полукругом.
Муз. Рук. –Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю
Дети: - Здравствуйте, гости дорогие ( поют и отдают низкий поклон).
Муз. Рук. – Сегодня у нас волшебное занятие. Мы будем отвечать активно, хорошо себя вести, чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
- Я рада приветствовать вас на занятии, за окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки
- Спасибо за ваши прекрасные улыбки.
Мотивационный настрой – тренинг « Подари улыбку»
Вика Ш.: -Посмотрите за окно:
Светом залито оно!
Все от света жмурится,
Ведь весна на улице!
Муз. Рук. – Ребята, а вам нравится отгадывать загадки?
Дети: - Да!
Муз. Рук. – Вот послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.
Миша О.- Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То что всем понравится
Зелень – листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- песни петь все мастерицы.
- Догадались, кто она?
- Это Девица-….
Дети: - Весна!
Муз. Рук. - А вот раньше на Руси Весну призывали за кличками , а давайте и мы с вами произнесем волшебные слова – за клички может и к нам Весна пожалует. Попробуем?
За клички:
Весна, весна красная!
Приди, весна с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
Звучит музыка входит Весна
Весна: - Здравствуйте! Здравствуйте!
Светит солнце ясное.
Птичий гомон не смолкает
Вся природа оживает.
Все очнулось ото сна
- Здравствуйте, я- Весна!
Муз. Рук. Весну красную встречаем
Песни звонко распеваем!
Песня: « Золотистый лучик».
Весна:- Ребята, а вы знаете как называются весенние месяцы?
Дети: - Март, апрель, май.
Весна: - Молодцы, а какой сейчас весенний месяц?
Дети: - Апрель!
Весна: - Давно- давно на Руси был добрый обычай всенародно праздновать приход Весны и дарить друг другу маленькие куколки они так и назывались Веснянки!
-Как вы думаете, почему она так называется?
(Кукла)
- Правильно.
А сейчас мы с вами поиграем - Ребята, куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на прошлых занятиях. Давайте, вспомним их и расскажем о значении каждой куклы.( Педагог достает из сундучка куколку, а дети называют её (у каждой куклы-оберега есть своё имя) и рассказывают о ней.
III. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.
Мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами и сейчас мы посмотрим фильм о народной кукле. (Просмотр фильма)
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой. (презентация о кукле «Веснянка»)Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать. Это Веснянка.
- Как вы думаете, почему она так называется? Название куклы происходит от слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка – с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.
Веснянки начинали делать с 14 марта. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Веснянка хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей.
Народная тряпичная кукла Веснянка, как и большинство традиционных кукол, имеет много разных обличий, изменялась не только от губернии к губернии, но и от деревни к деревне.
Кукла Веснянка – это русская народная тряпичная кукла закрутка. Если западные и южные славяне – болгары, украинцы, молдаване – делали весенние куколки —мартинички к 1 марта, то куклы веснянки – именно русская традиция. Создавали их не к началу календарной весны, а к Пасхе. В некоторых областях жизнь этой куклы – один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда веснянки не сжигали, а развешивали кукол на деревья. У веснянок делали специальную петельку, чтобы дети могли одеть ее на пальчик. Как и другие русские куклы-скрутки веснянки делали из мелких обрезков, лоскутков. Но для веснянки брали лоскуты особенно ярких весенних расцветок.
Веснянка с косой родом с Урала. А самая большая ее особенность – очень яркая коса. Может быть, это уральские самоцветы бросили на нее такой отблеск. А, может, вдохновила на многоцветье уральских девушек сама Хозяйка медной горы – вечно живущая и нестареющая хранительница земных недр. Ведь и кукла Веснянка делалась для того, чтоб дольше сохранить молодую силу, красоту, здоровье.
Физминутка: - Мы матрешки хороши,
Вам попляшем от души («фонарики»)
Головки наклоняем,
Весело киваем (сгибание пальцев)
Машем ручками и вот - (сгибание большого пальца)
Получился хоровод (соединить большие пальцы со
стоящим рядом участником)
Мы матрешки дружные,
Друг другу очень нужные («хоровод матрешек»)
Очень любим мы друзей
Вместе будет веселей. («обнимаются»)
Воспитатель: - Мастера скорей за дело.
Украшай матрешек смело
Составляй любой узор
Чтобы радовал он взор.
( Дети берут по матрешке)
Воспитатель: - А из чего сделаны эти матрешки?
Дети: - Из бумаги.
Воспитатель: - Значит они какие?
Дети: - Бумажные.
Аппликация: «Украсим Сарафан матрешки»
(Дети делают аппликацию, после вешаем матрешек на мольберт и рассматриваем их сарафаны.)
Итог:
Матрена: - Ребята, сегодня мы с вами узнали как много у меня подружек и все они разные. С какими матрешками мы сегодня встретились ( ответы детей: деревянные, тряпичные, бумажные)
Воспитатель:- А эта деревянная матрешка пополнит наш музей.
Ребенок: - А в группе у нас есть музей и я приглашаю всех в наш музей «Кукла». Но чтобы его посетить нужно приобрести билетики в нашей кассе ( Гости приобретают билеты). Правила нашего музея! Нельзя в музее трогать экспонаты руками, смотреть можно только глазками.
Ребенок: - Это моя любимая кукла « Зайчик на пальчик» , его мы делали вместе с мамой. Раньше когда не было игрушек их делали из старых вещей, отрывали лоскутки и мастерили для маленьких детей чтобы у них были друзья. А еще зайчику на ушко можно было рассказать о своих обидах или желаниях.
2 ребенок:- А это моя любимая кукла ( краткий рассказ об истории куклы).
Воспитатель:- Наш музей «Кукла» его создали воспитатели, родители , администрация детского сада. У каждого из нас в жизни была любимая кукла. И чтобы сохранить память о наших куклах мы решили создать свой музей. Спасибо, всем гостям, что пришли к нам в гости и посетили наш музей! Прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "У матрешки день рождения" в старшей группе
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русской народной игрушкой - матрешкой, включающее декоративное рисование....
Конспект сюжетно-ролевой игры "Поездка к друзьям на День рождения" для младшей группы
В конспекте описаны задачи, решаемые в ходе игры , представлен перечень атрибутов и описан примерный ход игры....
День рождения в младшей группе
Именинника и ребят повеселят клоун Клёпа и клоунеска Ириска....
Квест день рождения в средней группе
Каждый ребенок ждет свой день рождение как что-то не забывающееся и мы готовы в этом помочь.........
Конспект сюжетно-ролевой игры "День рождения" в средней группе
Конспект сюжетно-ролевой игры "День рождения" в средней группе содержит драматизацию сказки, подвижную игру, танец, художественное творчество, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз....
Сюжетно-ролевая игра "День рождения" в старшей группе детского сада
Конспект игры соответствует ФГОС ДО, игра с использованием мобильных и трансофрмированных средств в РППС, сделанных своими руками. Статья будет полезна педагогам детских садов. Фотографии к игре предс...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "День Рождения поросенка". Старшая группа. Тема: Домашние животные. Тип: Формирование предметных представлений и сенсорных эталонов.
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему Домашние животные для старшей группы детского сада для детей с нарушением зрения. Тип занятия : Формирование предметных представлений ...