Воображение
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Морозова Елена Николаевна

Развитие воображения у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voobrazhenie.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога – психолога

ПОИГРАЕМ-ПОМЕЧТАЕМ (Развитие воображения)

Иногда можно услышать: "Он (она) человек без воображения, без полёта мысли". Это говорят, как правило, о тех, кто в детстве не доиграл. Мимо кого прошёл "театр жизни". Постараемся, чтобы наши дети научились фантазировать и воображать. У некоторых учителей и родителей сложилось мнение, что воображение ребёнка намного богаче, чем у взрослого человека. Однако это не так. Воображение достигает своей зрелости только у взрослого человека. Дело в том, что воображение постоянно развивается в процессе жизненного опыта человека на основе проявления различных способностей, потребностей и интересов личности. Так как опыт у ребёнка гораздо беднее, чем у взрослого человека, родителям надо проводить систематическую работу с детьми по формированию у них воображения и фантазии. Такая работа даёт хорошие результаты именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, который является очень благоприятным для познавательного процесса.

Воображение – это основа всякой творческой деятельности. Воображение свойственно лишь людям. С его помощью они выстраивают образ средств и результатов своей предметной деятельности, создают программы своего поведения. Воображение входит в любой трудовой и творческий процесс. В воображении детей почти всегда присутствует магическое "как будто бы". Мечты и фантазии детей тесно связаны с их мышлением. Предлагаем несколько игр для развития фантазии и воображения.

На что это похоже

Для игры взрослый рисует геометрические фигуры:

Эти карточки лежат перевёрнутые. Взрослый предлагает ребёнку взять карточку и подумать на что похож кружок (на яблоко, на апельсин, на шляпу, на колодец и т.д.).

Прямоугольник похож (на стекло, на школьную доску, на лавочку, на книгу, на тетрадь и т.д.). Треугольник (на крышу, на дорожный знак, на корабль (впереди и т.д.).

Дети не должны называть одинаковые предметы. Если дети затрудняются, помогите им, рассмотрите предмет и выясните, на что он похож.

Можно эту игру проводить наоборот: вы называете предмет, а ребёнок выбирает карточку с геометрической формой.

Новогодние подарки

Для игры нужны карточки с изображением игрушек

Взрослый говорит ребёнку, что к Новому году привезли подарки. Каждая игрушка завёрнута в фольгу. Необходимо угадать, какая игрушка кроется под бумагой. Если ребёнок правильно угадывает, то ему даётся эта карточка, если затрудняется, то вы предлагаете ему загадку.

Идёт спокойно, не спеша.        

Пусть видят все, как хороша.

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит...(черепаха)

Гладишь - ласкается

Дразнишь - кусается. (Собака)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже

целый день. (Юла)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

                             

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной, и стоит

Среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит.

Меж собою говорит. (Самолет)

Он высокий и пятнистый,

С длинной - длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев. (Жираф)

Волшебные картинки

Для проведения игры требуются цветные карандаши или фломастеры и листы бумаги. Взрослый рисует схематические изображения. Фигурка, нарисованная взрослым, может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо из предметов.

Взрослый говорит, что он нарисовал волшебную картинку, если ребенок пофантазирует, то картинка может превратиться в предмет. Дети рисуют, превращая эти рисунки в предметы. Причем каждый рисунок можно превратить в несколько предметов.

Так, рисунок № 1 можно превратить в колесо, в трубу, в шляпу, в солнышко, в дуршлаг и т.д.

Рисунок № 2 можно превратить в шарик, в цветок, в человечка и т.д.

Рисунок № 3 – в лицо человека или животного, самокат, в очки, штангу, гантелю, коляску.

Во что можно превратить остальные рисунки, придумайте сами.

Если у ребёнка не получается, помогите ему, придумайте вместе с ним.

Волшебные кляксы

Взрослый тушью делает кляксу на листе бумаги. Эти кляксы можно превратить в забавных человечков, животных и другие предметы. Сначала вместе с ребёнком рисуйте, а затем предложите пофантазировать ему самому.

Маленькие дети любят выступать перед публикой – петь, читать стихи, танцевать. Но, повзрослев, многие из них уже стесняются это делать. Из таких ребят могут вырасти необщительные, скованные, излишне застенчивые люди. Чтобы этого не случилось, надо всячески развивать природные задатки у дошкольников.

Кто как бегает, ходит, прыгает

В этом упражнении ребёнок должен показать свою наблюдательность и умение воображать. Взрослый предлагает ребёнку показать, как ходят гуся, верблюды, трясогузки, утки, кошки, слоны, жирафы; прыгают лягушки, кузнечики, зайцы, кенгуру, пантеры; бегают лошади, бегемоты, собаки, индюки; ползают раки, змеи, крокодилы.

Изобрази без предмета

Взрослый предлагает детям с помощью воображения "проделать" следующие действия:

  1. Перебрасываться с товарищем мячом.
  2. Подбросить и поймать мяч (напоминаем: без мяча).
  3. Заточить карандаш.
  4. Развернуть и съесть конфету.
  1. Несколько раз переливать воду из одного стакана в другой.
  2. Понюхать розу, ландыш, нашатырный спирт.

7.        Разрезать арбуз и съесть один кусок.

Можете придумать и другие задания.

Артисты пантомимы

Организуйте свой театр пантомимы. Вместе с ребёнком изобразите:

  1. Часы с кукушкой, дверной замок.
  2. Мигающую лампочку, горячий утюг, спадающие с носа
    очки.
  1. Ситуацию  из  жизни:   "Повар  делает  обед", "Зубной врач вырывает зуб".
  2. Объект для изображения, разозлённый кот, говорящий попугай, злая собака, гордый петух.

Театр тепой

Вместе с ребёнком с помощък» ладоней и пальцев изобразите на стене: лающую собаку, зайца, слона, оленя, ежа, кошку, птицу, лошадь. Это должны быть "живые", двигающиеся звери и птицы. Обязательно забавные и весёлые. Помните, дяя театра теней нужны яркий источник овета (лампа, фонарь, свеча), экран, темнота в комнате и, конечно, фантазия и выдумка.

Игра "Волшебный круг"

Задание на воображение. Взрослый показывает на листочке четыре кружка. И предлагает ребёнку превратить их в разные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Развитие воображения - приоритет эстетического воспитания

В этой статье раскрыта тема развития творческого воображения, являющаяся приоритетным направлением в  педагогической работе по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству....

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."

Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии  данных процессов....

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образ...