План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Речевое развитие ребенка»
консультация

Фадеева Ирина Алексеевна

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе

«Речевое развитие ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod_sob_2.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе

 

«Речевое развитие ребенка»

                                                                                     

Тема: «Речевое развитие ребенка»

Цель:

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия:  фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч, клубок ниток.

План проведения:

  1. Вступительная часть.
  2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».
  3. Заключительная часть.
  4. Разное

Подготовительная работа:

  1.  Изготовление приглашений на собрание для родителей;
  2. Приготовить  пословицы о языке
  3.  Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
  4.  Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости», « Как читать детям».

Ход мероприятия.

  1. Вступительная часть.  

Воспитатель: добрый вечер,  уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.

  Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

Воспитатель проводит игру «Комплимент». Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.

        Как вы думаете, что такое речь?

Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Основные цели и задачи в программе которая используется в нашем детском саду.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Если рассматривать детей в целом, то конечно проблемы с развитие речи есть у каждого. Занятия с логопедом проходят дети, которым особенно требуется специализированная помощь. Вы все можете свободно подходить к педагогам за помощью.    

        Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

 Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры? 

Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д.?

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в  какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

2.     Игротренинг с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное      высказывание  В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Какие пальчиковые игры Вы знаете?

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

Давайте все вместе потренируемся.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.  Игра называется  «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать  природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно. Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба,  или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы. Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу. Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком. Итак, начнём!

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей).

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».

Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

 Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (речевые органы), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

  1. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  2. Жевательные движения.
  3. Движения нижней челюсти влево-вправо.
  4. Упражнения для щек.
  5. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
  6. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями-«помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.

4.     Заключительная часть.

Воспитатель:  В заключение я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вы учли для себя из сегодняшней темы, важна ли эта проблема для вас и ваших детей, какие игры вы запомнили, в какие вы хотите поиграть с ребенком.

( Участники передают клубок ниток по кругу. Все,  кто уже передал клубок, держатся за нить.  Когда клубок возвращается к ведущему,  участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

    Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.

Итог собрания:

– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Консультация на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребенка к школе".

Цель:1.     Ознакомить родителей с  критериями развития речи детей семи лет.2.     Рекомендовать игры на развитие фонематического слуха, которые можн...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Речевое развитие ребенка»

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Речевое развитие ребенка»...