Консультация на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребенка к школе".
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель:
1. Ознакомить родителей с критериями развития речи детей семи лет.
2. Рекомендовать игры на развитие фонематического слуха, которые можно проводить дома и, которые помогут детям вслушиваться, вдумываться и правильно воспроизводить звуки, слова и предложения русского языка, что является хорошей предпосылкой правильного и грамотного письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23»
Консультация на родительском собрании
в подготовительной группе.
Речевая готовность ребенка к школе.
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 23» Дерябина Н.А.
г. Арзамас
2016 г.
Тема: Речевая готовность ребенка к школе.
Цель:
- Ознакомить родителей с критериями развития речи детей семи лет.
- Рекомендовать игры на развитие фонематического слуха, которые можно проводить дома и, которые помогут детям вслушиваться, вдумываться и правильно воспроизводить звуки, слова и предложения русского языка, что является хорошей предпосылкой правильного и грамотного письма и чтения.
Осталось несколько месяцев и Ваши дети пойдут в школу. Для ребенка – это очень важный и трудный переход. Но, если мы приложили все усилия и помогли подготовиться к школе, то это пройдет менее болезненно.
Рассмотрим, что же должно быть сформировано у ребенка в дошкольном периоде.
- хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- хорошая речь;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Сегодня остановимся на вопросе речевой готовности к школьному обучению. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требование к его речи, вниманию, памяти.
Рассмотрим особые критерии речевой готовности.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов: умение слышать и различать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение называть все звуки в слове (кот, лиса, школа..). Умение правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный - согласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой.
4. Сформированность грамматического строя речи: умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, уметь образовывать слова в нужной форме: в роде, числе, падеже, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность связной речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом небольшого рассказа, сохраняя смысл содержания. Составлять самостоятельно рассказ-описание, рассказ-рассуждение.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят (по фонетическому принципу), поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку к чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
С этой проблемой мы справились на логопункте. Дети все умеют правильно произносить звуки. Но у некоторых были не только фонетические дефекты, но и фонематические. Вот они – то и могут создать проблему в школе.
Проверим сами. Дети, у которых развит фонематический слух, быстро усвоили трудные звуки и давно их употребляют. А некоторые дети до сих пор, хоть и умеют говорить правильно, еще могут и ошибаться. Хорошо, что некоторые родители обратили на это внимание в должной степени и результат оказался положительным.
Неразвитость фонематического слуха может оказаться и у детей казалось бы правильно говорящих.
Что можно сделать для развития фонематического слуха? Предлагаем следующие игры с детьми, играя в которые дети учатся вслушиваться, понимать и правильно воспроизводить.
«Придумай слово с заданным звуком». В эту игру можно играть, когда идете в детский сад или еще куда-либо. Договариваемся, что придумываем слова со звуком, например, [Р] – рак, ракета, радуга и т.д. Кто больше придумает слов с этим звуком.
«Цепочка слов» - Первый придумывает любое слово, а следующий на последний звук заданного слова. Так придумывая, ребенок определяет звуки начала и конца слова.
«Придумай слово с заданным звуком в середине слова» - задание усложняется. Придумываем уже слова в конкретной позиции. Например, со звуком [р] – морковь, марка и т.д.
Придумаем слова с заданным слогом» - например, ворона Каркуша потеряла свои слова, поможем ей. Придумаем слова с первым слогом [кар – ] – кар –тон; кар - ман и другие.
Игра « Добавь звук».
Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:
вол – волк; рыба – рыбак; завтра – завтрак; пар - парк
Добавить звук [Т] в конце слова: спор – спорт; бор – борт; бра – брат; сор – сорт и т.д
Игра « Отними звук».
Какое слово получится, если убрать первый звук: косы – осы; крот – рот; смех – мех.
Или, например, зверь - , клей - , скот - , плуг - , укол - и т.д.
«Исправь ошибку» Незнайка торопился и перепутал какой-то звук – отгадай какой?
«Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке лук». (жук)
Ой! – кричит вокруг хозяйки –
В огород забрались…майки» (зайки).
Ребенок должен услышать, какое слово неправильно произнесено и исправить его. Совершенствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие.
«Добавь слово» - ребенок должен добавить недостающее слово в рифму и точное по смыслу.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (подушка).
Ой, ребята, верь, не верь
От меня сбежала … (дверь).
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш, … (тетрадь)
«Какой звук часто повторяется?» - определяем частоповторяющий звук.
Роет землю старый крот,
Разоряет огород. (Р)
Соне снится сладкий сон:
С ней смеется синий слон,
Смех – как стоголосый стон!
В нос смеется синий слон. (С)
«Рифмушки» - необходимо подобрать парочки-рифмы: жук – лук, работа – забота. Возможно несколько вариантов: лягушка – пушка – мушка. А правильно подобранные рифмы можно совместить и придумать по ним двустрочие: Громко выстрелила пушка,
И подпрыгнула лягушка.
«Из каких звуков состоит слово: подбираем простые слова: бал, лиса, кот и др.
«Сколько слогов в слове?» - ма-ма, ра-ма, ма-ши-на, Бу-ра-ти-но.
«Является ли это предложением – девочка, читать, книга
«Составь из слов предложение» - Девочка читает книгу.
«Сколько слов в предложении» - Девочка пошла в школу. 4 слова. Обращаем внимание, что (в) – маленькое, но тоже слово, которое на письме будем писать в школе раздельно.
Этот игровой материал по развитию фонематического слуха у дошкольников является предпосылкой обучения детей чтению, подготовкой к грамотному, правильному письму.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, играть – заниматься с ним, и тогда возможно вам удастся избежать некоторых проблем, связанных с недоразвитием фонематического слуха. А у кого и нет таких проблем, выполняя эти задания, вы привьете любовь к русскому языку, и учиться ребенку будет легко и просто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе".
Школьная готовность, компоненты школьной готовности, психологическая готовность....
Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной прогр...
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"
Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей с понятием школьная зрелость ребенка. ...
Родительское собрание на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"
Родительское собрание на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"...
Презентация для родительского собрания в подготовительной группе "Готовность детей к школе"
Презентация знакомит родителей с основными критериями готовности детей к обучению в школе....
Родительского собрания. «Что такое психологическая готовность ребенка к школе?»
laquo;Что такое психологическая готовность ребенка к школе?» с использованием технологии фасилитации, с помощью метода «Мировое кафе»...