Методическая разработка мастер – класс Полноценное развитие детей на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка мастер – класс
Полноценное развитие детей на основе игрового набора
«Дары Фрёбеля»
Цель: научить использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить педагогов доу с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
- сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
- показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 130.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №241»
Методическая разработка мастер – класс
Полноценное развитие детей на основе игрового набора
«Дары Фрёбеля»
Подготовила и провела
воспитатель: А.В. Мыльникова
Цель: научить использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить педагогов доу с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
- сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
- показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Методы:
- Игровой (дидактические игры).
- Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат: Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формы организации:
- групповая;
- подгрупповая.
Содержание:
– Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с Вами. Сегодня наш мастер - класс с Вами посвящен детским играм и их важное значении в познании окружающего мира, их влиянии на развитие речи наших детей.
Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам настроиться, немного поиграть.
Приветствие участников. Упражнение «Знакомство» (участники знакомятся и приветствуют друг друга (называя имя и характеристику своего имени например – Анна – миролюбиваяи т.д. …)
Игра – « Цветные ладони» (воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”)
Упражнение «Закончи предложение»
Примерные предложения;
1.Жизнь требует…
2.Мы признаем гигантское значение детской игры, потому что…
(Ожидаемые ответы: здоровья, движение и др.
Ожидаемые ответы: игра - потребность детского организма; подражание серьезной деятельности взрослых; огромное, светлое, нежное; праздник
(Участники садятся на стульчики.
По ходу выступления педагога идёт презентация фотографий детей: «Игры с Дарами Фрёбеля»)
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель. Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, признавшим ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов, разработанных Фребелем, позднее это количество возросло до 20 видов, благодаря последователям Фребеля. В настоящее время встречается четырнадцать видов образовательных материалов Фребеля в точности с теми же образовательными функциями. Мы располагаем набором из 12 модулей.
Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
Эти "дары " представляли систему занятий-игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразными их составляющими. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторных способностей мышления в процессе детских "построек ". Шар, куб, цилиндр и прочие предметы - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним и внешним миром ребенка.
Дары Фрёбеля позволяют решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми. А как это происходит, основные принципы, методы и приёмы, возможности использования игрового набора Дары Фрёбеля в образовательном процессе ДОУ я вам сейчас покажу. Так как, работаю на речевой группе, я использую в работе с детьми разные наборы «Даров».
Вот например модуль №1 «Мячи» рекомендуются для детей младшего дошкольного возраста. Показываая ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая: "Вперед - назад ", "Верх - вниз ", "Вправо - влево ", знакомим ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом: "Есть мячик - нет мячика ", малыш знакомится с утверждением и отрицанием.
А мы сдетьми подготовительной группы, тоже нашли им применение. «Шерстяные шарики» были применены на занятиях по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Ягоды сада и леса». Суть в том, что каждый вязаный цветной шарик напоминает ягоду. Дети подбирали названия ягод в соответствии с цветом шариков. Затем каждому ребёнку был предложен один шарик определённого цвета, после чего ребёнок рассказывал, на какую ягоду он похож, какая это ягода и где растёт. Таким образом решались ряд задач: пополнение словаря согласно тематике, пополнение словаря признаков, согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия. Развивая мелкую моторику рук, дети берут мячик в руки и начинают его катать. Можно катать колобок, снежок по поверхности (стол), между ладонями, по всей длине руки. (Показ). Обычно у детей, это вызывает смех, способствуя снятию психоэмоционального напряжения, а также релаксации. Очень важны для детей речевиков игры и упражнения, направленные на тренировку дыхания или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Используя «шарики» дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. Игры: «Крепкий дом для снежинки», «Ракета в космосе». Все задания могут, соединятся со стихами, музыкой, песнями.
Ещё один дар Ф., который является очень важным, это, мозаика со шнуровкой из 12 модуля. Вот такая доска (показ), в которую мы можем вставлять мозаику и шнурочки. Это делает игру интереснее и развивает мелкую моторику и координацию, то, что в этом возрасте развивается активно, но занимает у ребёнка очень много времени. Здесь дети могут выкладывать следы, Они могут быть разными по цвету, запутанными. С помощью верёвочки (волшебной) можно помочь герою соединить все следы и найти дорогу домой. Как вариант можно соединять в мозаичной доске 2 детали через отверстие (показ). Это очень сложный процесс шнуровки — пришивание.
Дети, с которыми я работаю на логопедической группе, свойственны неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначение этих слов, словом.
Вот эти дары из модуля 11 «Цветные геометрические тела» (кубы, шары, цилиндры, призмы, полуцилиндры) с отверстиями для нанизывания на шнурок позволяют строить дома, обследуя и проговаривания своей деятельности. («давайте построим высокий дом», показ). Дети учатся действовать по словесной инструкции. Если же нам нужен шнурок, то мы можем собрать бусы (показ). Мы можем собрать бусы разной или одинаковой формы. К форме можно добавить цвет и размер (бусы должны быть только маленькими красными или только большими синими). А можно сказать, не называя цвет: «Собери все бусины одинаковой формы и одинакового цвета» Таким образом, реализуется один из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОФ ДО — содействие и сотрудничество ребёнка и взрослого, признающее ребёнка полноценным участником образовательных отношений, а также вариативность и полифункциональность предметной развивающей среды.
К д.Ф. можно добавить настоящие предметы (показ апельсина). Он пахнет, его можно потрогать, понюхать. Мы соединяем знания детей о предмете с д.Ф., предлагая детям найти фигуру, похожую на апельсин. (Показ). Если ребёнок выбирает не ту деталь, мы просим посмотреть внимательнее, разве они похожи? (Показ). Пусть это будет не такой же цвет, но такая же форма. Мы также можем считать апельсины, всё это будет решать задачи образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП.
Дети учатся видеть несоответствия и учатся объяснять, что не так. Важно, чтобы пространство было ограничено листом бумаги любой формы и цвета, чтобы композиция была законченной, и ребёнок мог отделить свою работу от работы друга.
Дети старшего дошкольного возраста много экспериментируют, им нужны мыслительные операции. Например, строя гараж для машины, дети помимо формы, цвета и размера учатся соотносить объёмы (показ с машинкой). Пройдёт ли маленькая и узкая машинка в большой и узкий гараж? Используя д.Ф. можно составить сказку с игрушкой с началом, серединой и концом и героем, преодолевшим все испытания.
Таким образом, решаются задачи образовательной области «Речевое развитие».
Известно, что в логопедической группе, как правило, несколько возбудимых, двигательно - расторможенных детей. Вариантом использования д.Ф. из модуля 10 (это фишки) может быть игра в магазин. Играя с этими дарами, дети внимательно и сосредоточенно наблюдают и стараются не ошибиться. Фишки выполняют роль денег, и играя в магазин, мы проигрываем ситуацию счёта, в пределах первого десятка. Каждому ребёнку раздаётся определённое количество фишек (денег), все дети считают, чтобы у остальных было денег поровну. Далее выставляется ценник (показ). У каждого вида товара своя цена. Продавец продаёт товары в соответствии с ценой. Перед ребёнком может встать выбор — взять одну большую дорогую игрушку или несколько маленьких. Так мы проигрываем социальные роли и решаем педагогические речевые задачи по ФЭМП. Фишки могут быть использованы в разных видах деятельности — конструировании, изобразительной деятельности (закрашивать пространство, украшать). Не использовать в работе с детьми мл.дош.воз., так как дети могут взять их в рот, либо работа с ребёнком должна быть строго индивидуальной.
Для детей вялых, ослабленных, с высокой истощаемостью нервной системы поможет такой дар, как «Основные тела» из модуля 2. (показ). С этими формами можно знакомиться со свойствами предметов, экспериментировать. Вместе с детьми мы выясняем, почему куб не катается, что мешает ему кататься (наличие углов), а цилиндр обладает двумя этими свойствами (показ). Вводится понятие «центр» при подвешивании геометрических тел за крючок (показ). Дети узнают про смещение центра тяжести (это уже элемент физики), но игровая форма, помогает им лучше это запомнить и без всякой усталости продолжать эксперементировать.
Очень интересным и универсальным пособием являются «Палочки» из 8 модуля. Выкладывая фигуры различных персонажей, дети могут быть ограничены условиями (ноги длинные, неокрашенные, руки короткие, синие, показ), а также могут сами ограничить пространство с помощью всё тех же палочек, обучаясь, при этом договариваться друг с другом (показ). При ознакомлении с понятием «длина», мы берём только неокрашенные палочки, выкладывая на листе бумаги палочки разной длины. Как вариант нижней длинной палочкой можно установить границу, (показ) тогда ребёнок увидит размерный ряд в виде забора. Палочки могут символизировать ёлочки, куклы, домики, антенны (показ, кладём на каждую палочку короткую палочку, добиваясь сходства с антеной), дети могут предложить сами, заместителем какого предмета будет палочка. «Сколько каналов будет ловить ЭТА антена?» Такой уровень ребёнка 6 — 7 лет уже способен воспринять. Происходит развитие, творческого продуктивного мышления. В таких играх ослабленный, заторможенный малыш приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, а постановка звуков будет происходить намного быстрее. «Палочки» так же использовались на занятиях по грамоте. Из деревянных палочек данного набора дети выкладывали печатную букву «П». В ходе чего выяснилось, что буква состоит из трёх палочек: двух вертикальных и одной горизонтальной, на что похожа эта буква и в какую букву можно, превратить букву «П»?
Вот уже несколько лет я работаю по теме «Платковые куклы». В этой работе мы тоже нашли, как применять «Дары Фрёбеля». Создавая куклу, мы с детьми проговариваем, какая она будет, каждый заинтересованный ребёнок выкладывает куколку из модулей, придумывая цвет, форму, расположение узора на «платке».
Переходя в школу, дети, зная понятие «объём», часто не знают частей и наша задача показать детям, что есть целое и что есть часть. А поможет нам в этом такой д.Ф. как «Кубики и призмы», модуль 5. Мы делим на равные одинаковые части геометрическое тело - призму (показ) и соединяя части снова, получаем целое. По сути, дети знакомятся с таким понятием, как дробь, хотя мы и не вводим такое понятие. «Это 1\2 и это ½ (показ), вместе это единица, т. е. целое» (показ). Этот приём можно применять ко всем фигурам д.Ф.
Далее, дети из 2 — х половинок разных фигур могут построить дом, либо 2 одинаковых дома, разделив поровну половинки. Разделив детей на пары, можно построить дома по показу — 1 пара строит дом, а вторая повторяет. Дети сами должны заметить и исправить допущенные ошибки, анализируя постройку (показ). Д.Ф. позволяют, давая детям понятие объёма и плоскости, показать и доказать разницу между плоской и объёмной фигурой экспериментально (показ с подсвечиванием — тень от куба — квадрат). Можно также обвести куб карандашом и получить плоскостную фигуру (показ).
Было отмечено, что применение наборов на логопедических занятиях повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность, развивает социальный интеллект.
Всё вышепоказанное можно соотносить с тематическими неделями, которыми мы живём и вы сами убедились, что можно использовать д.Ф. во всех возрастах, начиная от мл.дош.воз. и заканчивая 7 годами. Осуществляется вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития детей, при соблюдении принципа интеграции образовательных областей.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Физминутка «Цветные ладони» (Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”)
А сейчас приступаем к практической части нашего мастер – класса. 1.Мозговой штурм «Угадай сказку»
(Педагогам предлагается разделится на несколько микро-групп и сделать игру с опорой на схему, с использованием игрового набора «Дары Фребеля». Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска)
2.Придумать авторскую игру (любая образовательная область)
Наш мастер-класс подошел к концу.
Предложить гостям буклеты на тему: ««Дары Фрёбеля, в речевом развитии детей»
- Предлагаю подвести итоги – для этого возьмите цветные полоски.
Красная – та информация, над которой нужно еще время чтобы подумать, что-то трудное и не очень понятное.
Зеленая – та ценная информация, которую вы возьмете с собой,
Желтая – та информация, которая вам была не очень нужна. Возьмите эти полоски и приклейте на доску.
- Спасибо вам всем, мне было очень приятно с вами работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса на тему "Дыхательная гимнастика в игровой форме"
Вашему вниманию предлагается ряд игр на развитие длительного выдоха и тренировки носового дыхания....
Методическая разработка мастер-класса по «Обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных шумовых инструментах»
Использование шумовых инструментов в ра боте с дошкольниками....
Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями
Методическая разработка мастер-классапо ознакомлению детей дошкольного возрастас профессиями «Все работы хороши!»(для педагогов методического объединениявоспитателей старшего дошкольного в...
Выступление на краевом методическом объединении для педагогов – психологов по теме:«Развитие познавательных и коммуникативных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».
Коррекционно – развивающая работа с использованием пособия «Дары Фребеля».Основой данной работы является собственно разработанный комплекс игр, которые подобр...
Мастер-класс по теме: «Математическое развитие детей на основе игрового набора «Дары Фребеля»
Игровой набор или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фрёбель, способствуют развитию детской любознательности, креативности, мышления и умению решать проблемы. Дары будут...
Методическая разработка мастер-класса по обучению детей театрализованной постановки русской народной сказки «Репка» для мероприятия «Точка роста».
laquo;Репка»- авторская инсценировка для детей 6-7 лет – русский фольклор.Педагог рассказывает сказку, дети в шапочках персонажей исполняют роли по т...
Методическая разработка мастер-класса для родителей детей старшего дошкольного возраста «Зарядка всей семьей»
В разработке даны практические приемы и методы проведения утренней гимнастики дома....