Методическая разработка мастер-класса по «Обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных шумовых инструментах»
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Использование шумовых инструментов в ра боте с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_leyko_g.a._igry_shumelki.docx29.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лейко Галина Анатольевна

музыкальный руководитель

МКДОУ д\с №8

 г. Остогожск Воронежская область

Игра -  шумелка

Методическая разработка мастер-класса по «Обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных шумовых инструментах»

(для педагогов-воспитателей старшего дошкольного возраста)

 

                                                 

Актуальность темы.

    Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности.     Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Это не просто приобщение детей к исполнению. Необходимо облечь упражнения в форму игры.  Сегодня как никогда актуально развивать в игре индивидуальность. «Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра - могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»          (Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогаеют современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В.А. Жилина.

 Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. 
 Следуя этому, cвою работу с детьми организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога, применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

 

Сегодня речь пойдет об элементарном  музицирование,  игре на музыкально - шумовых инструментах.  

   Важнейшей особенностью работы с шумовыми музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. 

Цель.  Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. 

  Задачи

  1. Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов,
  2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, пробуждение интереса к творческому музицированию;
  3. развитие чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха, творческого потенциала, коллективных навыков игры;
  4. формирование художественного вкуса.

Формы: 

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским    песенкам. 
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему. 
3. Звуковая иллюстрация стихов. 
4. Сказки-шумелки. 

Результат.

  • совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
  • развивается чувство ансамбля,
  • умение различать звучание инструментов по тембрам.

Практическая часть. 

Перед тем как мы сами попробуем озвучить такую шумелку, проведем презентацию инструментов. Из чего они сделаны, для чего нужны, и как на них играть. Сейчас достаточно много в продаже шумовых инструментов, как отдельных, так и целых наборов.


 Обратите внимание на один из таких наборов. Это музыкальный деревянный центр. Он изготовлен из  натурального бука и содержит 9 музыкальных инструментов: маракас, бубенцы, цимбалы, кастаньеты, двойные гуиро (латиноамериканский музыкальный инструмент), треугольник, колокола, ксилофон и барабан.

 

Тамбурины - ударный инструмент, звук из которого извлекается двумя способами. Его можно трясти (тогда будут звенеть только бубенцы) или ударять по нему.


  Рейнстик, «Шум дождя» или палка дождя. (Rain stick) – музыкальный инструмент (группа «шумовая перкуссия»). 
   
Изобретение этого инструмента приписывается чилийским индейцам Южной Америки. Палки дождя изготовлялись преимущественно из определенного вида длинных и узких кактусов. Но в наших условиях можно использовать подручные материалы.


Самой увлекательной  для ребенка форме - рассказывании сказки - шумелки. Благодаря использованию инструментов история или сказка становиться более интересной и яркой. 
 
 Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно рассказывать сказку наизусть, заранее определив шумовое оформление, смысловые акценты и паузы.
   Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка.  Можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. 
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. 
 Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. 
Вступление громкость и скорость игры можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. 
Дети постепенно запоминают названия инструментов, узнают их по слуху, сравнивают и характеризуют звучание знакомых инструментов. 

Сказка шумелка

 «Машино утро»

Машу разбудило солнышко.  Оно ласково погладило своими лучами девочку по щеке.                                                                                       КОЛОКОЛА

Маша быстро встала с кровати и вышла на крыльцо.      КСИЛОФОН

Солнышко приветливо играло лучами.                               КОЛОКОЛА

Маша посчитала ступеньки,  и не торопясь спустилась с крыльца. КСИЛОФОН

Неподалеку, в траве сидела мышка. Она нашла орех, и, греясь на солнышке с удовольствием его грызла.                                                   ДВОЙНЫЕ ГУИРО

«Интересно, - призадумалась Маша, а мышки быстро бегают? Попробую ее догнать» И она побежала за маленьким зверьком.            КСИЛОФОН

Но мышка была не только быстрой, но и умной, и недолго думая, шмыгнула под крыльцо.                                                                                  ЦИМБАЛЫ

«Да,- подумала Маша,- шустрая» и зашагала по тропинке, ведущей в сад.

Над головой раздался стук. Дятел принялся за дело.

Маша посмотрела на дерево. «Где же он сидит?»

И она поднялась на горку.                                                    КСИЛОФОН

«Как все видно! Вот  где ты прячешься»

  она стала прыгать и хлопать в ладоши.                          ТАМБУРИН И ХЛОПКИ

Дятел затих. Маша, довольная весело побежала вниз с горки     КСИЛОФОН

и упала.                                                                                 ТАМБУРИН

«Допрыгалась», - подумала сидящая неподалеку ворона,

 громко каркнула                                                                  ГОЛОС                                                                                                    

 и улетела.

«Подумаешь, мне совсем и не больно»- сказала Маша,

поднялась, отряхнула платье                                          ПОЛОТЕНЦЕ

и побежала к старому пню, где жил её знакомый ёж. КСИЛОФОН

Ёж что- то искал, перебирая лапками.                           МЕШОЧЕК С КОСТОЧКАМИ

Увидев Машу, он быстро свернулся в клубок.             ТРЕУГОЛЬНИК

«Какой, ты хорошенький», - сказала Маша, коснулась ежа ладошкой и укололась.

Неожиданно подул ветер, и на Машу упала капля.       МЕТАЛЛОФОН

Затем еще,                                                                          МЕТАЛЛОФОН

и еще.                                                                                  МЕТАЛЛОФОН

Загремел гром                                                                    ТАМБУРИН, БАРАБАН

Полил дождь.                                                                      РЕЙНСТИК

Маша помчалась домой.

Заскочила на крыльцо                                                       КСИЛОФОН

Забежала в дом и закрыла дверь.

«Ну, что набегалась, попрыгунья? – спросила мама.- Садись завтракать».

На столе стоял горячий чай и свежие мамины оладушки.

«Как тепло дома, с Мамой», -подумала Маша.

Для игры  нам понадобятся:

  1. Ксилофон
  2. Двойное гуиро
  3. Металлофон
  4. Тамбурин
  5. Барабан.
  6. Полотенце
  7. Треугольник
  8. Мешочек с косточками
  9. Рейнстик (шум дождя)
  10. Цимбалы
  11. Колокола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

Презентация "Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Презентация"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"...

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они включают в себя пения, слушание музыки, музыкально- ритмические движения и игру на музыкальных инмтрументах....

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах.

Дошкольный возраст важен для овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальой деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознвние, это не пройдет бесследно для последующего раз...