«Партнёрство детского сада и семьи как условие благополучной социализации детей с ОВЗ»
консультация
В контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации рассматривается как важнейшее условие эффективного решения воспитательно-образовательных задач. Стандарт ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9 ФГОС ДО), в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6 ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Партнёрство детского сада и семьи как условие благополучной социализации детей с ОВЗ» | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Партнёрство детского сада и семьи
как условие благополучной социализации детей с ОВЗ»
Воспитатель МДОУ
«Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»
Павленко Н.В.
В контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации рассматривается как важнейшее условие эффективного решения воспитательно-образовательных задач. Стандарт ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9 ФГОС ДО), в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6 ФГОС ДО).
Вопросы взаимодействия с семьёй занимают важное место в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:
- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности (раздел III, п. 3.1. ФГОС ДО);
- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (раздел III, п. 3.2.1., пп. 8 ФГОС ДО).
В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребёнка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (раздел III, п. 3.2.5., пп. 5 ФГОС ДО).
Таким образом определяются ключевые позиции организации деятельности детского сада с семьёй:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи;
- повышение компетентности родителей;
- помощь семье в воспитании и образовании ребёнка;
- участие родителей в образовательной деятельности дошкольного учреждения.
При этом, очевидным является смещение акцента с пассивной роли родителя как получателя образовательных услуг, к активному содружественному партнёрству. Сегодня семьи воспитанников – ключевые партнёры и дополнительный ресурс команды взрослых. У них есть фундаментальное право на вовлечённость в принятие основных решений в отношении своих детей.
В настоящее время меняется и позиция педагога образовательной организации – сегодня он не только воспитатель, но и партнёр и консультант родителей в вопросах воспитания детей.
Педагогу следует установить эффективные отношения с родителями всех воспитанников, а особенно с родителями детей с особыми возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).
Родители детей с ОВЗ, особенно, детей с инвалидностью – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребёнка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим жить. Другие воспринимают дефект ребёнка как некую кару, видят своё предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребёнку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остаётся зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Родители детей с особыми образовательными потребностями могут беспокоиться о таких вещах, которые обычно не беспокоят остальных родителей. Они могут проявлять больше беспокойства о безопасности на игровой площадке, о том, будут ли другие дети добры или жестоки, будут ли родители других детей жаловаться на ребёнка. Вследствие этого, они могут оказывать на детский сад определённое давление, требуя повышенное внимание к своему ребёнку.
Оценивая современных родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, можно условно разделить их на три категории: равнодушные (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и так же быстро забрать вечером, конфликтные (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявляя претензии) и открытые для взаимодействия и позитивно настроенные.
Многолетняя практика работы в группах, которые посещают дети с ОВЗ, выявляет ряд характерных проявлений для той или иной категории родителей. Если говорить о «равнодушных» родителях, то, как правило, они зачастую не придают серьёзного значения недостаткам в развитии и поведении ребёнка, полагая, что все негативные проявления и дефициты психики с возрастом «исчезнут» сами собой. Конфликтные же родители, наоборот, требуют, чтобы процесс развития двигался быстрее, нацелены на скорый результат от коррекционно-образовательной деятельности. Не вполне доверяя педагогам детского сада, иногда и просто подстраховываясь, они начинают искать дефектологов, логопедов, психологов в сторонних организациях города, выбирая коррекционно-развивающие занятия на платной основе. При этом часто такие занятия происходят в ущерб здоровью и режиму дня ребёнка, так как проводятся они обычно либо во время дневного сна или в позднее вечернее время, когда дошкольник по своей физиологии уже не способен к продуктивной интеллектуальной деятельности.
В контексте перечисленных характеристик современных родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, выделяются первоочередные задачи сотрудничества дошкольного учреждения с родителями. Перечислим их:
- Объединение воспитательно-образовательных ресурсов в решении проблем ребёнка.
- Повышение уровня компетентности родителей и обогащение воспитательных умений в вопросах развития детей.
- Психолого-педагогическая поддержка и помощь по широкому кругу проблем детского развития и семейного воспитания.
- Формирование адекватного отношения к нарушению развития воспитанника, снижение эмоционального дискомфорта и укрепление уверенности родителей в возможностях ребёнка.
- Повышение ответственности семей за психоэмоциональное благополучие детей и успешное продвижение детей в границах индивидуальной нормы.
- Стимуляция активности родителей в участии в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе.
В настоящее время наблюдается недостаточная включённость родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, в систему общественных отношений. К сожалению, для отдельных семей характерна пассивно-потребительская позиция по отношению к детскому саду. Поэтому важной миссией воспитателя на начальном этапе взаимодействия с семьями выступает вовлечение родителей в детско-взрослый социум группы и дошкольного учреждения в целом.
Следует отметить, что семьи воспитанников играют важную, если не решающую роль в образовании и поддержке детей с ограничениями здоровья, ведь помимо того, что они являются «потребителями» предоставляемых образовательных услуг, родители – это ценный источник информации и партнёры детского сада в реализации программ для детей.
Педагогу следует установить эффективные отношения с родителями всех воспитанников, а особенно с родителями детей с ОВЗ. Для этого есть несколько причин, основные из них следующие:
- родители – единственные люди, которые вовлечены в образование ребёнка в течение всего его времени пребывания в образовательной организации. Они наиболее заинтересованы в образовании ребёнка;
- родители могут рассказать, что мотивирует их ребёнка, и каковы наиболее эффективные стратегии его воспитания и обучения;
- родители помогут лучше понять некоторые аспекты поведения ребёнка;
- работа с родителями увеличивает вероятность соответствия ожиданий в отношении поведения ребёнка дома и в детском саду;
- если родители глубоко вовлечены в сотрудничество, они лучше понимают, как выстроена коррекционно-образовательная деятельность с их ребёнком и замечают положительную динамику в развитии;
- дети повысят своё понимание важности стараний в воспитательно-образовательном процессе, если увидят, что их родители и педагоги работают вместе.
У родителей много опыта и знаний, которыми они, скорее всего, захотят поделиться в рамках партнёрских взаимоотношений. Они могут помочь в прогнозе, выявлении и преодолении барьеров в воспитании и обучении ребёнка.
Воспитатель группы, в свою очередь, имеет возможность предоставить родителям полную картину жизни своего воспитанника, так как он в течение продолжительного времени находится в близком общении с ребёнком и имеет возможность наблюдать за ним в разных режимных моментах и жизненных ситуациях. Педагог ежедневно может информировать родителей об успехах и новых продвижениях ребёнка, о затруднениях дошкольника и способах их преодоления, может рассказывать им о собственных результативных приёмах взаимодействия с дошкольником, давать рекомендации по улучшению актуальной ситуации развития. Регулярные контакты с родителями помогают установить такие отношения, в которых отмечаются даже небольшие успехи, а сложности быстро выявляются и преодолеваются.
Основы взаимодействия педагогов и родителей закладываются с первой встречи, с первого знакомства, с первого короткого диалога. Возможно, взаимная симпатия, доверие и уважение между сторонами возникнут не сразу, ведь это результат терпеливой, кропотливой и методичной работы. И в первую очередь, в партнёрских отношениях должен быть заинтересован именно педагог – именно он играет роль лидера в поддержании здоровой коммуникации. Элементарная вежливость, тактичность и доброжелательность поможет педагогу постепенно расположить родителей к себе и настроить на продуктивное сотрудничество.
При вовлечении родителей в образовательный процесс могут возникнуть прогнозируемые или непредсказуемые риски. Основной риск состоит в их нежелании воспользоваться возможностями, предоставляемыми детским садом. Причины со стороны родителей могут быть разнообразны: нехватка времени, негативное отношение к образовательному учреждению, личностный кризис, намерение «оставить всё специалистам», непринятие и отторжение, с которыми родители сталкиваются в своих сообществах; уверенность родителей, что им нечего сказать или предложить. В любых отношениях эпизодически могут возникать конфликты или недопонимания, которые следует разрешать в позитивном и конструктивном русле.
Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей воспитанников с ОВЗ, к внедрению модели совместного обучения дошкольников с ограничениями и здоровых. Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности своего ребёнка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за его обучение и воспитание на специалистов. Родители нормотипичных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. В реальности же можно наблюдать, что дети дошкольного возраста только на первых порах могут с особым интересом и смятением относятся к «непохожему» на них ребёнку, а при умелом и мудром руководстве педагога легко привыкают к «непохожести» отдельных воспитанников, перестают обращать пристальное внимание на их недостатки и готовы к дружескому общению. Поэтому важным пластом работы воспитателя группы, которую посещают дети с ОВЗ, особенно дети с инвалидизацией, является профилактика неблагополучных мнений и суждений со стороны родителей, а также своевременные разъяснительные мероприятия по вопросам инклюзивного образования, ведь отношение детей к «особенным» сверстникам в большей степени зависит от отношения к ним самих взрослых.
Как показывает практика. далеко не все родители могут или хотят быть глубоко вовлечены в образование своего ребёнка. Конечно, необходимо предпринять все возможные шаги, чтобы преодолеть эти барьеры, и нужно продолжать предлагать возможности для вовлечения, даже если этими возможностями родители не воспользуются.
В случаях готовности семей активно взаимодействовать с дошкольным учреждением, следует помочь родителям сориентироваться в ситуации сотрудничества, обсудить насущные проблемы, сплотиться, наметить общие цели и первые шаги в её реализации. Родитель должен почувствовать, что педагоги искренне заинтересованы в нормализации ситуации вокруг ребёнка, в оказании ему адекватной помощи. Важно, чтобы семьи были осведомлены о значимых нюансах образовательного процесса, об особенностях жизнедеятельности своего ребёнка во время нахождения в детском саду, о затруднениях, препятствующих успешному продвижению дошкольника вперёд. Так, шаг за шагом, родители будут приобретать опыт педагогического сотрудничества. В будущем при поступлении ребёнка в школу, общение с учителем не вызовет у них серьёзных сложностей, родители будут готовы к диалогу, смогут отстоять свою точку зрения и интересы ребёнка, при необходимости защитить его.
Результатом настоящего партнёрства и продуктивного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи можно считать равноправные и равноценные отношения между сторонами, основанные на принципах доверия и взаимопомощи, во главу которых ставится ребёнок и его успешное развитие. Если воспитатели и родители объединяют свои усилия, они, тем самым, обеспечивают ребёнку не только двойную защиту и эмоциональный комфорт, но и содержательную и интересную жизнь.
Использованная литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования/ Сборник материалов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социальное партнёрство детского сада и семьи"
Сообщение на родительской конференции для родителей ДОУ "Взаимодействие с семьёй"...
БУКЛЕТ для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей».
Цель: повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах детско - родительских отношений.Задачи:сократить время пребывания родителей на собрании (все родители после рабочего...
Консультация для родителей: «Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»
Консультация для родителей:«Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»...
Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка
В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...
Консультация на тему: «Партнёрство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребёнка»
Консультация: «Партнёрство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребёнка» Цель: Обучить педагогов методам и технологиям успешной социализации детей, и приёма...
Тема практики: "Партнёрство детского сада и семьи - залог успешной социализации ребёнка"
Воспитание и развитие ребёнка, невозможны, без участия родителей, они стали помощниками воспитателя. Творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что не...
Партнёрство детского сада и семьи как условие благополучной социализации детей с ОВЗ
В статье представлены формы, виды работы с родителями имеющих детей с ОВЗ для педагогов ОУ. Представлено описание принципов работы с родителями имеющих детей с ОВЗ. Рассматриваются проблемы, с которым...