Сценарий квест-игры "Знатоки родной природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Квест-игра предназначена для использования в совместной деятельности детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra_st.gr_._po_ekologii.docx | 519.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Признание приоритета семейного воспитания (Семейный кодекс, ст.63, пункт 1; Федеральный закон от 29дек.2012г.№273ФЗ, ст.44,пункт 1) требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Наша цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Одной из форм совместной деятельности родителей с детьми можно считать различные виды игр, а именно, квест-игру.
Сценарий родительского собрания в форме квест-игры на тему: «Знатоки родной природы»
Цель: создание условий для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального сближения; повышение интереса родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом, способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи: обобщить и пополнить знания детей и их родителей о состоянии окружающей среды; закрепить знания детей о растениях и животных; развивать наблюдательность, бережное отношение к природе; закрепить знания и навыки поведения в природе.
Подготовительный этап: организация выставки семейных поделок из бросового материала под названием «Отходы в доходы»; отгадывание загадок о природе (растениях, животных, птицах, насекомых и т.д.); организация конкурса детских рисунков на тему «Удивительный лес»; привлечение родителей к оформлению «остановок», к подготовке и участии в роли сказочных героев (бабушка Сова, Айболит, старичок Лесовичок, Турист, Волшебница Природа).
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, природный материал для ручного труда, аудиозапись «Звуки природы», карта передвижений, «волшебная книга природы».
Форма проведения: квест-игра.
Участники: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Ход:
Вступительное слово воспитателя: Всё чаще мы слышим и произносим слово «экология». Нынешний год в нашей стране провозглашён годом экологии. Эта наука сложная, важная, необходимая и актуальная! Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
Наша сегодняшняя встреча – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Мы должны с малых лет воспитывать в детях чёткое понимание: человек – часть природы. Не будет зелени, животных – и ему не жить на Земле. Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила поведения в природе, воспитывают бережное к ней отношение.
Я приглашаю вас, уважаемые родители, поучаствовать вместе с детьми в необычной игре, квест-игре. («Квест» переводится с английского языка как «поиск»). В процессе игры будут закреплены знания детей по экологическому воспитанию. Итак, начнём!
(В группу входит Турист (далее Т), ломает ветки, ест конфеты и бросает фантики, пытается зажечь костёр)
Появляется Волшебница-Природа (далее В-П - воспитатель): Кто ты? Что ты здесь делаешь?
Т: Я - Турист. Хочу отдохнуть на природе, рыбку половить, около костра посидеть.
В-П: Я-Волшебница-природа, создаю эту красоту, берегу, а ты её портишь!?
Т: А зачем её беречь? Вот разведу костёр, и всем тепло и весело будет!
В-П: Разве ты не знаешь, что костры разводить нельзя, может случиться пожар. И мусор нельзя бросать! Нельзя природу загрязнять! У меня есть волшебная книга природы, где на каждой странице животные, растения, насекомые, птицы, грибы наших лесов. Вот ты на них посмотришь и передумаешь губить природу. (В-П берёт в руки книгу и замечает, что в ней не хватает страниц, а внутри лежит карта) Опять Леший шутит – все страницы волшебной книги забрал, а вместо них оставил карту. Мы должны найти страницы, ребята, вы мне поможете? (Да)
Т: А мне можно с вами? Хочу вам помочь найти страницы волшебной книги.
В-П: Ну что, ребята, возьмём Туриста с собой? (Да) Тогда в добрый путь!
(По маршруту карты ребята с родителями начинают своё «путешествие»)
1 остановка «На летней полянке» (отгадывание загадок про полевые цветы)
1)Видел я такой цветок – золотистый ободок.
Долго он в траве сидел, стал седым и улетел (одуванчик)
2)На лугах, лесных полянах цветок полнехонек нектара.
Зовут пчелиной кашкой, соседствует с ромашкой! (клевер)
3)В беленьких платьях, жёлтые глазки…
Ты назовёшь их без всякой подсказки (ромашки)
4)В посевах ржи, пшеницы и овса стоит цветочек – синяя краса.
Хоть сорняком его и называют, цветок тот нашу землю украшает (василёк)
(За правильные отгадки участники получают первую страницу волшебной книги природы и продолжают передвижение по карте)
2 остановка «В гостях у бабушки Совы» - работа с картинками «Правила поведения в лесу»
(см. О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель»2008г., стр.279)
(После выполнения задания дети и родители получают вторую страницу волшебной книги).
3 остановка «Болото» - Эстафета «Перейди болото по кочкам»
(Найдена третья страница волшебной книги).
4 остановка «Аптечка доктора Айболита» - узнать по описанию лекарственные растения (загадки):
*Лекарь вырос у дороги – он больные лечит ноги (подорожник – лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болях)
*Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с…(мятой – успокаивающее средство)
*Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь! (крапива – отваром моют голову, а также она останавливает кровь)
*Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая (смородина – используют при заболеваниях горла)
*Сердечко песочное, лепестки молочные (ромашка - используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы)
*Русская красавица, всем нам очень нравится, бела она, стройна, одежда зелена (берёза – отвар из листьев используют при кашле)
(за правильный ответ – следующая страница волшебной книги в руках участников игры)
5 остановка «Лесная» (вопрос: «Кому нужны деревья в лесу?» - подобрать картинки, расшифровать ответ, а за правильный ответ – страница волшебной книги) – см. О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель»2008г., стр.274)
6 остановка «Музыкальная полянка» (по мелодии узнать и показать движениями животных).
7 остановка «В гостях у Старичка-лесовичка» (Экологические ситуации – родители помогают детям отвечать, делать выводы и получить следующую страницу волшебной книги – см. С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду» Москва «Вако» 2008г., стр.245).
8 остановка видеоролик «Доска сказочных объявлений - отгадка появляется в кадре:
*Помогу всем, у кого сломался будильник (петух)
*Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне! (ёж)
*Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (лиса)
*Что-то очень скучно одному выть на луну (волк)
*Тому, кто найдёт мой хвост: оставьте себе на память. У меня вырастет другой (ящерица)
*Надоело ползать! Хочу летать! Кто одолжит крылья? (змея)
(участники получают очередную потерявшуюся страницу книги).
9 остановка «Звуки природы» - определить звуки дождя, грома, хруст снега, пение птиц и т.д. (за правильные ответы – страница книги).
10 остановка «Лесная мастерская» (мастер-класс по изготовлению животных и птиц из шишек – получаем последнюю страницу волшебной книги).
(«Вернувшись» по маршруту карты в группу, дети с родителями собирают все найденные страницы волшебной книги, рассматривают её)
1страница – «Растения наших лугов и лесов»;
2страница – «Животные родного края»;
3страница – «Грибное царство»;
4страница – «Наши пернатые друзья»;
5страница – «Лесные ягоды»;
6страница – «Насекомые»;
7страница – «Природная аптечка»;
8страница – «Растительный и животный мир наших водоёмов»;
9страница – «Правила поведения людей в природе»;
10страница – «Животные и растения Красной книги».
В-П: Ребята, мы справились со всеми заданиями и все страницы моей волшебной книги собрали. Не удалось Лешему нам помешать! Теперь благодаря вам все туристы, которые пойдут в поход, будут знать правила поведения в лесу и будут беречь природу!
Т: Спасибо вам, ребята, что взяли меня с собой! Я многое узнал и о животных, и растениях, о правилах поведения в лесу, и о том, что природу надо беречь и охранять, не допускать пожаров, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы огромными букетами и многое-многое другое.
В-П: А за помощь и поддержку всем участникам нашей квест-игры – именные медали «Защитник природы»).
Подведение итогов, вручение наград.
Список использованной литературы:
О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры; 2 издание, Волгоград, 2008г.
С.В.Чиркова «Родительские собрания» Москва – «Вако» 2008г.
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва – «Вако» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий представления детей 4-5 лет "Родная природа"
представление родителям о родной природе...
Сценарий экологического досуга "Знатоки родной природы"
Сценарий экологического досуга" Знатоки родной природы "...
Сценарий экологического КВН "Знатоки родной природы"
Сценарий для старшейго дошкольного возраста...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Сценарий познавательной викторины ко Дню Земли «Знатоки родной природы»
Викторина для старшего дошкольного возраста...
Сценарий праздника чтецов в группе детей с ЗПР на тему: «Родная природа»
Здравствуйте дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались все вместе на конкурс чтецов, тема которого «Родная природа». Дети прочитают стихи о природе, а жюри в конце конкурса выбе...
Сценарий осеннего праздника для компенсирующей логопедической группы старшего возраста "Родной природы щедрые дары"
Данный материал предназначен для старшего возраста компенсирующей логопедической группы. Может использоваться музыкальными руководителями в дошкольных учреждениях на осенних мероприятиях....