Доклад на общем родительском собрании ГБДОУ. «Ознакомление с окружающим детей групп раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Галина Геннадьевна Сорокина

Основные задачи воспитания и образования детей раннего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на общем родительском собрании ГБДОУ.

«Ознакомление с окружающим детей групп раннего возраста»

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Истоки многих проблем,  с которыми сталкиваются педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность  детей, следует искать в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном возрасте представляют существенные трудности и требуют больших затрат, чем их предотвращение.

Основные задачи воспитания и образования детей раннего возраста предполагают:

• Обеспечение эмоционального комфорта ребенка, преодоление симбиотической связи его матери и способствование развитию самостоятельности и независимости;

• Привлечение внимания детей к сверстникам, обучение их ориентировке на действие партнеров, налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;

• Способствование развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление);

• Обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. В раннем возрасте содержание совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый служит для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, но и образцом человеческих действий с предметами. Особый интерес детей проявляется к людям, действующим в окружающем мире, выполняющим какую-то работу, разговаривающим и общающимся друг с другом. Наблюдая действия взрослых, малыш не только познает действительность, но и приобретает необходимые ориентировки в окружающем.

Системное ознакомление с окружающим является первым условием развития детей. При этом ставится задача формирования достоверного и целостного восприятия окружающего.

С этой целю, в системе ознакомления с окружающим следует выделить стержневое звено. Таким звеном является сведения о человеке и гуманистической направленности его действий. Предметная среда, животный и растительный мир раскрывается детям в связи с человеком и его жизнью.

При этом гуманизация  процесса воспитания осуществляется целенаправленной организацией развивающей предметной пространственной среды, обеспечением познавательного общения со взрослым, активным и деятельностным участием самого ребенка в процессе освоения первых знаний об окружающем.

Программное содержание и перспективное планирование.

Формировать у детей 2-го года жизни элементарные знания о ближайшем окружении.

О близких людях : Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и их участии в жизни ребенка. «Мама кормит Ваню»; «Папа гуляет с Ваней»; «Сестренка играет с Ваней»; «Бабушка поет Ване песенку» и т. п.

О самом себе:

О своем имени : «Кто у нас Ваня?», «Ты кто, как тебя зовут?», «Да, ты – Ваня!» и т. п. ;

О действиях в окружающем: «Что Ванечка делает? Моет руки, ест, играет, одевается, купается» и т. п. ;

О самочувствии: «Ваня хочет есть», «Ваня устал, хочет спать» и т. п. ;

О желаниях: «Пойдем гулять»; «Будем играть»; «Дай конфетку» и т. п.

О пище: (хлеб, молоко, яблоко, морковка и т. п.).

Об игрушках: Мишка, зайка, кукла, машина, мяч, матрешка, пирамидка, шарики, кубики, барабанчик.

О предметах быта: Стол, стул, кроватка, чашка, ложка, одеяло, подушка и т. п.

О личных вещах: Полотенце, рубашка, штанишки, платье, туфли, шапка, шарф, шубка, сапожки и т. п.

О животных и птицах: Живущих рядом (собака, кошка, рыбка, попугай и т. п.).

О растениях дома: (цветы в горшках; цветы в вазе; посадки в ящиках и т. п.) и вблизи дома (трава, цветы, деревья).

О погодных явлениях: На чувственном уровне (солнце – тепла; дождь – мокро; ветер – холодно и т. п.).

О некоторых ситуациях общественной жизни: (например, «тетя-продавщица»; «дядя- шофер»; «дядя-доктор» и т. п.).

Расширять знания детей 3-го года жизни об окружающем мире.

О человеке:

Его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, нос, рот и т. п.);

Его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился; устал- отдохнул; заболел –вылечился; опечалился – обрадовался; заплакал – засмеялся и т. п.);

Деятельность близких ребенку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носки»; «Папа помогает маме» «Дедушка читает газету» и т. п.).

О предметах: действия с ними и их названии:

Предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т. п.);

Игрушки;

Орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т. п.).

О живой природе:

Растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т. п.);

Животный мир: домашние животные  (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т. п.); и их детеныши  (котенок, щенок, теленок, козленок, цыпленок, поросенок и т. п.); дикие животные (лиса, волк, медведь, заяц, белка и т. п.); птицы (воробей, ворона, голубь, сорока и т. п.)

О неживой природе:

О воде (льется, теплая- холодная; в воде купаются; водой умываются, в воде стирают и т. п.);

О воде в природе (бегут ручьи; тают сосульки; река; пруд).

О явлениях природы:

Времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой – холодно, метель, снег, лед; летом – жарко; весной – светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель; осень – ветер, холодный дождь);

Сезонные изменения в живой природе (Осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава. Зимой деревья без листьев. Весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы- подснежники; на деревьях появляются первые листочки);

Погодные явления и отношение к ним людей (Дождь – сыро, гулять нельзя; ветер – необходимо теплее одеваться; лето – при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет холодный дождь, необходимо взять зонт. Летом – теплый дождь, бывает радуга, теплой одежды не надевают, потому что жарко. Зима холодно. Люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замерзнуть и. т. д.).

Развивать в детях гуманные чувства: доброжелательное и бережное отношений ко всему живому.

Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит; шофер ведет машину; повар готовит пищу; парикмахер стрижет волосы; дворник подметает и т. д.).

Итак, ребенок не просто познает мир, но и учится любить его. Так на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе начинается «диалог» между взрослым и ребенком. Следует помнить, что ребенка, прежде всего, привлекает реальный мир, но он начинает знакомиться с ним через игрушки, являющиеся имитацией предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности “Ознакомление с окружающим” II группа раннего возраста “ В гости к Белке”.

Данная деятельность направлена на реализацию новых форм взаимодействия в системе “ взрослый-ребенок “, направленных на полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детских образо...

педсовет на тему: «Ознакомление с окружающим 2 групп раннего возраста»

педсовет на тему: «Ознакомление с окружающим 2 групп  раннего возраста»...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим» в группе раннего возраста используя технологию ОТСМ-ТРИЗ

Цель  –формирование у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения  признаков у объектов, создание условий для развития логического мышления и речи детей....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в группе раннего возраста «Мой город»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в группе раннего возраста «Мой город»Автор Костикова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 10 "...

Выступление на общем родительском собрании детского сада «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на общем родительском собрании старших групп. Знакомство  родителей с мини проектом "О правах играя", который реализуется в детском саду №12 "Звездный" г. Тамбова...

Доклад на общем родительском собрании ГБДОУ. «Ознакомление с окружающим детей групп раннего возраста»

Дать родительскому сообществу элементарные педагогические знания, о том , как знакомить детей с окружающим миром....

Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Родительское собрание  в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...