Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
методическая разработка
Родительское собрание в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_forme_seminara.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Тема родительского собрания: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Форма родительского собрания: семинар - практикум.
Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, изготовить дидактические игры своими руками для использования их в домашних условиях.
Задачи :
- дать представление о "дидактической игре", и о её целях;
- показать различные виды дидактических игр, упражнений для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка.
- изготовить своими руками дидактическую игру для использования в домашних условиях.
Ход мастер-класса:
Уважаемые родители! Мы рады поприветствовать Вас на нашем необычном родительском собрании с мастер-классом по изготовлению дидактической игры! Мы надеемся, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного, а также вместе со своими детьми будите использовать дидактичекие игры для сенсорного развития в домашних условиях.
Коротко о теории.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах педагогов и исследователей (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой и др.). Многие из них и сейчас используются в детских учреждениях.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал интересным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия. В нашем опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр:
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.
2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово.
Изготовленная руками воспитателя, игра позволяет ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.
Для предстоящей деятельности мы проведем с Вами небольшую разминку для наших пальчиков, которая так нравится Вашим детям.
"Игра с Ежиком"
(с использованием массажных мячиков).
Мы возьмем в ладошки «Ежик»
(берем массажный мячик)
И потрем его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,
(меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.
(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу,
(пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках –
(прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.
(прижимаем ладошки к себе)
Игры на развитие слухового восприятия.
Дидактическое упражнение «Найди конфетки, одинаковые по звучанию».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков
Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.
- Как гремит эта баночка? (тихо)
- Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят).
- А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат.
И т. д., пока не будут найдены все пары.
Игры на развитие тактильных ощущений. Тактильные карточки.
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для мытья посуды (обе стороны - жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре.
Описание игры:
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается угадать материал при ощупывании предложенной карточки под покрывалом;
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
Игры на развитие зрительного восприятия.
Дидактическая игра "Собери бусы"
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах).
Описание игры:
Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
Итак, сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Памятка для родителей.
Развивающие игры с пуговицами.
Игры с пуговицами отлично развивают:
- мелкую моторику и тактильное восприятие;
- зрительно-моторную координацию;
- точность движений и внимание;
- математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
- эмоциональное и творческое развитие
1. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.
2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.
3. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.
4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую): в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую - маленькие.
5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность.
6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.
Уважаемы родители! Давайте попробуем здесь и сейчас изготовить дидактическую игру «Забавная змейка» для совместной игры с детьми на развитие сенсорного восприятия.
Материал: соленое тесто, круглые формы для вырезания круга из теста (разной окружности), трубочки для напитков (для проделывания дырочек у "пуговиц"), шнурок, разноцветный лак.
Цель: стимулирование тактильных рецепторов.
Описание игры: предложить ребенку нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.
Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....
Мастер-класс для родителей по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Показать различные виды дидактических игр....
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:...
Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....
Презентация на тему "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Презентация на тему "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...
Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Картотека дидактически игр и пособий Дидактическая игра «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...
Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Консультация для родителей на тему:«Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»...