ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕШКИ В ОБЩЕНИИ С МАЛЕНЬКИМ РЕБЁНКОМ
консультация

Мясникова Оксана Дмитриевна

В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром,  в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_poteshek.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Потешки в жизни ребёнка

Богатейшим материалом, основой для игры, развивающим коммуникативные навыки, развивающим речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.                                  

 Потешки - малый жанр устного народного творчества.                                                                                                             Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.                                                                                                                                                

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных  текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.                                                                                                               Регулярное использование потешек в общении с ребёнком позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.                                                                                                          

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром,  в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.                                                                                                        

Взрослым необходимо поощрять  двигательную и познавательную  активность  малыша, больше разговаривать с ребёнком  дома в процессе игры. Учить наизусть с ребенком разные потешки. Истинной наградой для вас станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка, а кроме того, привычка общаться с родителями, искренняя привязанность и восприятие старших, как интересных собеседников.

Предлагаю вашему вниманию картотеку потешек  для использования с детьми в повседневной жизни.

ПОТЕШКИ ДЛЯ НОВИЧКОВ

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

 

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят

Всё про Галечку,

Всё про маленьку.

 

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

 

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду,

Красно яблочко в саду.

 

Мой сыночек маленький,

Чуть побольше валенка.

 

Ой ты, сынок,

Медовый сахарок,

Румяный пирожок,

Берёзовый душок.

Румяный пирожок,

Берёзовый душок.

ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»

Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят.

Все касаточки спят.

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

 

                             Малиночка сладенькая,

Спи, дочка маленькая.

 

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

 

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки – на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят, всему миру спать велят.

 

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Песни громко поёт,

Ване спать не даёт.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать – не гулять,

Только глазки закрывать

 

 

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

 

Ай, качи, качи, качи,

Улетели в лес грачи.

Не летают гули-

Все давно уснули.

Не скребутся пучки-

Влезли в норки у печи.

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько.

 

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном-

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька усни.

 

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок-

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

 

 

 

 

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

 

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

 

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Ай-лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываеися,

Маме улыбаемся.

 

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Чистая водичка

Умой Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

 

 

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

Как ты сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала».

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб всё вокруг сверкало».

 

Закатываем рукава,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щёчки,

Моем уши и ладошки!

- Посмотрите, крошки!

На свои ладошки.

- Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

 

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щёткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой .

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды.

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

 

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи водица,

Мы пришли умыться!

Лей на ладошки,

По-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей.

 

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

 

Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

 

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

 

 

 

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чём не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

 

Нам водичка – добрый друг,

Скажут люди все вокруг.

Мы на руки всё польём,

А потом играть пойдём.

Говорим тебе – спасибо,

Ты даёшь ребятам силу.

 

Дорогие мои дети!

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно, какой водою:

Кипячённой ключевой.

Из реки или из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

 

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

 

 

 

Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

 

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

 

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

 

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

 

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

 

 

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зёрна взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

 

Дубы, дубочки,

Пеку блиночки,

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные,

С маслицем, сметаною.

 

РЕБЁНОК ПОЕЛ, ОТДОХНУЛ, ТЕПЕРЬ НАДО ПОДВИГАТЬСЯ, ПОУПРАЖНЯТЬСЯ В ХОДЬБЕ

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок,

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

 

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идёт.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ-топ!

Наша Танечка идёт!

Ни за что не упадёт.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ-топ!

 

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ 

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо!

 

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

 

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

 

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

 

Топ-топ  на земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Пироги да каша.

 

ВЫЙДЯ НА УЛИЦУ, ПОНАБЛЮДАЕМ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ, «ПОГОВОРИМ» С СОЛНЫШКОМ ИЛИ ДОЖДИКОМ

 

Солнышко, солнышко,

Выгляди в окошечко.

Ждут тебя детки, ждут малолетки!

 

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

Бабочка – коробочка,

Ветер или дождь!

Полетишь – так ветер,

Упадёшь – так дождь!

 

Свет – светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

 

Мотылёк – ветилёк,

Принеси нам ветерок:

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

 

Уж ты, бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

 

 

 

Гриб-грибок, выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Гриб на грибу, а мой на верху!

 

Рву, рву ягодку,

Чёрную смородинку!

Маменьке – в лукошко,

Тятеньке  - в стаканчик,

А серому волку – корья на лопате!

 

ПОТЕШКИ ДЛЯ «ОБЩЕНИЯ» С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ

 

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышко!

Ждут меня котята,

Малые ребята!

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

 

Курочка-тараторочка,

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

 

 

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

 

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком, ушки торчком!

Хвостик крючком,

Нос пятачком.

 

Привяжу я козлика

К белой берёзке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая берёзка,

Стой, не качайся.

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

 

ПОТЕШКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПЛАЧЕТ ИЛИ ШУМИТ

 

Что ты плачешь, «ы» да «ы»,

Слёзы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

ЕСЛИ РЕБЁНОК БОЛЕЛ И КАПРИЗНИЧАЛ

 

У лисы боли, у медведя боли,-

А Петенькины боли

Уйдите за горы.

 

Цыт, цыть, не полачь,

Несёт котик калач.

Недалечко на мостике-

Несёт калач на хвостике.

 

Сынок, не плачь – испеку калач!

Сынок, не вой – испеку другой!

Сынок, не реви – испеку все три!

 

ПОТЕШКИ ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР

 

Тарара ли, тарара,

Ушли кони со двора

 (Дети идут, высоко поднимая ноги)

А ребятки их поймали,

На колхозный двор загнали.

(двигаются прямым галопом)

Еду, еду к бабе, к деду

(выполняют прямой галоп)

Н лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке (меняют ногу)

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку – бух!

(приседают)

 

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку – бух! –

Провалился петух.

 Стань-ка на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

 

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балды!

Наши гуленьки вверху –

Гру-гру-гру!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним рано поутру

Нам споёт – ку-ка-ре-ку!

(дети подражают голосам домашних животных)

 

 

 

Скачет зайка маленький

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

 

Ехал Тит на дрожках

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

Да бух!

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

(учат ходить кукол)

Ротик – клюковка,

Носик – пуговка,

Глазки – луковка,

Дочка моя – куколка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные способы общения с маленькими детьми

Разговор с детьми подразумевает собой обмен словами, идеями и чувствами между двумя людьми. Общение, это то, что мы говорим и как мы это говорим. Мы общаемся взглядами, действиями, молчанием, а также ...

Совместный детско-родительский тренинг "Портрет желаний" из цикла "Игровое общение - основа взаимопонимания ребёнка и взрослого""

Конспект совместного детско-родительского тернинга с целью организации взаимодействия детей и родителей в ходе совместной игровой и изобразительной деятельности....

Итоговый тренинг для детей и родителей "Что нас объединяет?" из цикла "Игровое общение - основа взаимопонимания ребёнка и взрослого"

Совместный детско-родительский тренинг с целью организации взаимодействия детей и родителей в ходе совместной игровой и изобразительной деятельности....

Общение взрослого с ребёнком. Каким оно должно быть?

Принципы построения общения взрослого с ребёнком. Организация развивающего общения с ребёнком в семье....

Конспект занятия по рисованию" Солнышко" с использованием потешки "Солнышко-вёдрышко" в 1 младшей группе.

Конспект занятия по рисованию "Солнышко" с использованием потешки "Солнышко-вёдрышко" в 1 младшей группе.Дети любят рисовать, и начинают их обучать рисованию в раннем возрасте в детском саду. В первую...

Развитие речи детей через использование потешки.

Потешки - это небольшие весёлые и смешные стихотворения, которые помогут развитию речи ребёнка....

Методическая разработка по развитию речи в первой младшей группе ДОУ с использованием потешки "Ай качи, качи, качи...".

Методическая разработка по развитию речи в первой младшей группе ДОУ с использованием потешки "Ай качи, качи, качи...". В разработке представлены цели и задачи занятия, предварительная работ...