Картотека дидактических игр с использованием малых фольклорных форм
картотека
Картотека дидактических игр с использованием малых фольклорных форм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_did_igr.docx | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дидактические игры.
На птичьем дворе.
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, воспитывать правильное звукопроизношение.
Игровые правила. Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.
Игровые действия. Звукоподражание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др. Воспитатель говорит:
-Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру-у-грру-грру».
- А сейчас послушайте стихотворение, - продолжает воспитатель. - Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!
Наши уточки с утра… Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда… Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора… Бал-бал-бал! Балды-бал!
Наши гуленьки вверху… Грру-грру-у-грру-грру-у!
Наши курочки в окно… Ккко-кко-кко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт… Ку-ка-ре-ку!
Сова.
Дидактическая задача. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Игровые правила. Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».
Игровые действия. Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
В лесу темно, Дети ходят по кругу.
Все спят давно. Остановившись, изображают спящих птиц.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.
Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!
Услышав слова « как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.
Курочка-рябушечка.
Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении.
Игровые правила. Курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.
Игровые действия. Выбирают считалочкой курочку-хохлатку, надевают ей шапочку. Дети на вопрос: «Как цыплятки просят пить?» - произносят: «Пи-пи-пи!».
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалочкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка , зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте вместе спросим у курочки, куда она пошла». Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать детей застенчивых, робких, молчаливых, чтобы они преодолевали эти качества характера.
Еду-еду.
Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий.
Игровые правила. Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения.
Игровые действия. Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу.
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть - всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?», дети цокают: «Цок-цок-цок». - «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р», - произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения.
Еду - еду Дети скачут галопом.
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке.
Для этой игры хорошо иметь в группе красную шапочку для ездока и вожжи для лошадок. Усвоив игру, дети в дальнейшем охотно играют во время прогулки самостоятельно.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Первый вариант. Подберите игрушки, различные по форме, цвету и назначению. Игру можно проводить с одним ребенком и с группой детей. Воспитатель раскладывает на столе 3–4 знакомые детям игрушки (например, мяч, елочку, матрешку, пирамидку) и говорит, что загадает загадку, а дети должны отгадать, о какой игрушке в ней говориться. После этого взрослый кратко описывает один из предметов, стоящих на столе. Например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть. Что это?» Если дети (ребенок) не могут отгадать, взрослый ещераз медленно произносит текст и, называя каждое свойство игрушки, делает небольшую паузу. Затем взрослый переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета.
Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением хорошо известных детям предметов.
Второй вариант. Воспитатель выкладывает на столе картинки изображением вниз. Он описывает один из изображенных предметов и просит ребенка отгадать, о каком из них идет речь, и найти отгадку на картинке. Например: «Стоит в комнате на полу, у него есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть». Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную (стул) и показывает взрослому со словами: «Стул».
Взрослый снова обращается к детям с описанием следующего предмета. Оно сходно с предыдущим, но имеет в конце отличительный признак. Например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. На нём стоят тарелки». Ребенок снова ищет соответствующую картинку (стол) и называет предмет.
Третий вариант. Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением животных, птиц, предметов и т.д. Детям предлагается внимательно слушать взрослого и отгадывать, о каком животном (растении, предмете) он говорит. Для этого ребенок должен взять и показать взрослому соответствующую картинку. Детям можно раздать по две, три карточки, на которых изображены картинки — ответы на загадки, можно дать просто картинки, которые малыши будут располагать на фланелеграфе.
Взрослый читает:
Ходит рыжий, пьет из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, черный нос…
Кто же это?
Рыжий… (пес).
Затем спрашивает у детей: «Кто это?» Ребенок показывает картинку с изображением собачки и говорит: «Это собака» (затем может прикрепить картинку на фланелеграф).
Так загадываются остальные загадки. Приводим примеры загадок, для которых воспитатель сможет подобрать соответствующие картинки.
Загадки.
Мягкие лапки, Что же это за девица?
А в лапках цап-царапки. Не швея, ни мастерица,
(Кошка) Ничего сама не шьёт,
Лежит — молчит, А в иголках круглый год.
Подойдешь — заворчит. (Ёлка)
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака) Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Маленький, беленький, Кто в берлоге до весны
По лесочку прыг-прыг, Днём и ночью смотрит сны?
По снежочку тык-тык. (Медведь)
(Заяц)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(Ежик)
Сидел на заборе,
Пел да кричал.
А как все собрались,
Взял да замолчал.
(Петух)
Выпучив глаза сидит,
По-труецки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка)
Пучеглазая особа
Из болота смотрит в оба.
«Ква-ква-ква» да «ква-ква-ква» —
Вот и все ее слова.
(Лягушка)
У кого короткий
Хвост крючком?
Кто копает землю
Пятачком?
(Поросенок)
Кто тут в красненьком берете
Будит рощу на рассвете?
Тук-тук! Тук-тук!
Щепки лишь летят вокруг.
(Дятел)
Белый хвост,
Черный нос
Наши тапочки унес
В уголок под кровать –
И не хочет отдавать.
(Щенок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей
Консультация для педагогов...
"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм
Программное содержание:· Приобщать детей к народным традициям· Побуждать детей к участию в театрализованных иг...
Использование малых фольклорных форм в формировании здорового образа жизни
помогает развивать интерес к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием малых фольклорных форм на тему: «Весёлая ярмарка» в средней группе
конспект занятия...
Картотека "Использование малых фольклорных форм в режимных моментах" (ранний возраст 2-3 года).
Картотека потешек, закличек, прибауток, колыбельных для детей раннего возраста в режимных моментах ....
Картотека собственных составленных игр по речевому развитию с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм.
Цель: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорных дидактических игр.Дидактическая игра «Отгадай, кто пришёл»Ход: Воспитатель произносит строки потешки, сопровождая показом...