Домашние задания для закрепления звуков
картотека (старшая, подготовительная группа)

Горохова Илюса Закирьяновна

Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома. Они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, то есть в повседневной жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Р в сочетаниях ДРА-, ДРО-, ТРУ-, ТРЫ-, ВРА-, ГРО-, ПРО-, ХРУ-, КРА-, БРА-, ФРА-.

Если ребенок научился произносить звук Р в сочетаниях ДРА-, ДРО-, ДРУ-, ДРЫ-, начинайте автоматизацию звука с карточек с этими сочетаниями. Затем переходите к автоматизации в других слогах со стечением согласных ВРА-, ГРО-, ПРО-, ХРУ- и т.д.

Карточка № 1.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды:
тра-тро-тру-тры
тро-тру-тры-тра
атр-отр-утр-ытр
2). Слова:
трава,трап, астра, люстра, страна, страус, завтрак, трамвай, трос, метро, тройка, матрос, тропка, стройка, утро, страница, труд, труба, струя, струна, трудный, стружки, петрушка, ватрушка, метр, фетр, Пётр, осётр, литр, центр, театр, осмотр.

Карточка № 2.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды. Проговаривать каждый ряд 2-3 раза.
дра-дро-дру-дры
адр-одр-удр-ыдр
дра-дро-дру-дры
2). Слова.
дрова, драка, драп, выдра, пудра, квадрат, дрозд, ведро, бедро, мудрость, космодром, дровосек, друг, подруга, друзья, дружить, дружба, кедры.

Карточка № 3.
Закрепляем произношение звука Р в слогах со стечением согласных.
Многократно произносить слоги, произнося звук Р раскатисто и длительно.
1).Столбики слогов читать слева направо и сверху вниз.
бра-бра-бра,         бро-бро-бро,        бру-бру-бру,         бры-бры-бры, брэ-брэ-брэ;
вра-вра-вра,         вро-вро-вро,         вру-вру-вру,         вры-вры-вры, врэ-врэ-врэ;
гра-гра-гра,         гро-гро-гро,         гру-гру-гру,         гры-гры-гры, грэ-грэ-грэ;
дра-дра-дра,         дро-дро-дро,         дру-дру-дру,         дры-дры-дры, дрэ-дрэ-дрэ;
кра-кра-кра,         кро-кро-кро,         кру-кру-кру,         кры-кры-кры, крэ-крэ-крэ;
пра-пра-пра,         про-про-про,         пру-пру-пру,         пры-пры-пры, прэ-прэ-прэ;
фра-фра-фра,         фро-фро-фро,         фру-фру-фру,         
фры-фры-фры, фрэ-фрэ-фрэ;
хра-хра-хра,         хро-хро-хро,         хру-хру-хру,         хры-хры-хры, хрэ-хрэ-хрэ.

Карточка № 4.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды. Проговаривать каждый ряд 2-3 раза.
кра-кро-кру-кры
рка-рко-рку-ркы
акр-окр-укр-ыкр
арк-орк-урк-ырк

2). Слова. Каждое слово проговаривать 2 раза.
край, кран, краб, краска, красный, крапива, кровь, крот, кросс, крошки, кровать, кроссовки, круг, крупа, кружка, кружок, кругом, крупный, крыса, крыша, Крым, акробат, закрытый, открыть.

Карточка № 5.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды. Проговаривать каждый ряд 2-3 раза.
гра-гро-гру-гры
агр-огр-угр-ыгр
рга-рго-ргу-ргы

2). Слова. Каждое слово проговаривать 2 раза.
град, грамм, графин, граната, грамота, градусник, гром, гроза, громко, грохот, грозный, грохотать, груз, груша, грузди, грузовик, грузить, грустный, игра, фотограф, фотография, программа, разгружать, фотографировать.

Карточка № 6.
Закрепляем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Слоговые ряды. Проговаривать каждый ряд 2-3 раза.
пра-про-пру-пры
арп-орп-урп-ырп
апр-опр-упр-ыпр
рпа-рпо-рпу-рпы
бра-бро-бру-бры
абр-обр-убр-ыбр
2). Слова. Каждое слово проговаривать 2 раза.
брат, браво, кобра, зебра, брошь, брусок, брусника, обрыв, брызги, брызгать, брынза, бобры, добры, бросить, брови, право, правда, направо, пробка, провод, просто, пруд, прутик, пружина, прыгать, прыгун, прыжок, прыткий.

Карточка № 7.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Слова, насыщенные звуком Р.
рупор, разбор, разгром, раствор, пробор, кругозор, проверка, пробирка, раскраска, прорубь, размер, прорыв, просмотр, мрамор, трактор, распорка, тротуар, барометр, разговор, храбрый, храбрость, квартира, фарфор, аэродром.

Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить родственные слова:
трава – травка, травушка, травный, травяной;
строить – стройка, постройка, построить, выстроить, застроить, построенный;
круг – кружок, круглый, округлить, окружность, кругом.

Карточка № 9.
Игра «Назови ласково»:
Проговаривать оба слова:
овраг – овражек
град – градик
брошка – брошечка
крышка – крышечка
кружка – кружечка
стружка – стружечка
игрушка – игрушечка
бровь – бровка
друг – дружок
брат – братик

Карточка № 10.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Назови ласково»:
Проговаривать оба слова:
трава – травка
ограда – оградка
провод – проводок
остров – островок
крыло – крылышко
бедро – бёдрышко
покрывало – покрывальце
круг – кружок

Карточка № 11.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Один — много»:
Проговаривать оба слова:
метр – метры
центр – центры
осётр – осётры
театр – театры
литр – литры
ветер – ветры
рот – рты
ров – рвы
бросок – броски
пруток – прутки

Карточка № 12.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
«Один — много»:
Проговаривать оба слова:
ветерок – ветерки
ковер – ковры
стручок – стручки
осмотр – осмотры
ведро – вёдра
повар – повара
вечер – вечера
номер – номера
провод – провода
остров – острова

Карточка № 13.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить родственные слова:
прыгать – прыжок, прыгун, подпрыгнуть, выпрыгнуть, перепрыгнуть, спрыгнуть;
друг – дружить, подруга, дружок, дружба, дружный;
груз – грузить, выгружать, загружать, выгрузить, грузовой, грузовик, погрузка.

Карточка № 14.
Закрепляем произношение звука Р в словах со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Послушай слово, произнеси и раздели его на слоги (отхлопай):
груша (гру-ша), грузовик, брат, брусника, бросить, правда, пружина, закрытый, крупный, трактор, квартира, фрафор, разговор, грузить, загружать, граната, градусник, гром, град, кран, краны.

Карточка № 15.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Колонна из мрамора – мраморная
Каша из кукурузы – кукурузная
Сок из брусники – брусничный
Сок из граната – гранатовый
Сок из винограда – виноградный
Сок из фруктов – фруктовый
Сок из груши – грушевый

Карточка № 16.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Памятник из гранита – гранитный
Подстилка из травы – травяная
Кран в водопроводе – водопроводный
Кофта из капрона – капроновая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Магазин продуктов – продуктовый
Сарай для дров – дровяной

Карточка № 17.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Чей? Чья?»:
у воробья голова – воробьиная
у журавля – журавлиная
у грача – грачиная
у муравья – муравьиная
у комара – комариная
у моржа голова – моржовая
у крота – кротовая
у тигра – тигровая
у ерша – ершовая
у осетра – осетровая
у бобра – бобровая
у жирафа – жирафовая

Карточка № 18.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Чей? Чья?»:
у кролика голова – кроличья
у сороки – сорочья
у барсука – барсучья
у вороны – воронья
у барана – баранья
у верблюда – верблюжья
у носорога – носорожья
у коровы – коровья
у крокодила – крокодилья
у орла – орлиная

Карточка № 19.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Детеныши животных:
у вороны – воронята
у орла – орлята
у грача – грачата
у журавля – журавлята
у страуса – страусята
у скворца – скворчата
у тигра – тигрята
у верблюда – верблюжата
у барсука – барсучата
у бурундука – бурундучата
у кролика – крольчата
у коровы – телята

Карточка № 20.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 страус – 2 страуса – 5 страусов
1 крот – 2 крота – 5 кротов
1 грач – 2 грача – 5 грачей
1 трубач – 2 трубача – 5 трубачей

Карточка № 21.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 врач – 2 врача – 5 врачей
1 кирпич – 2 кирпича – 5 кирпичей
1 горсть – 2 горсти – 5 горстей
1 тетрадь – 2 тетради – 5 тетрадей

Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Согласование прилагательного с существительным в роде.
красный цвет:
помидор – красный
барабан – красный
крыша – красная
ведро – красное
черный цвет:
грач – черный
воротник – черный
рубашка – черная
пятно – черное
хрусталь:
шар – хрустальный
графин – хрустальный
люстра – хрустальная
блюдо – хрустальное
серый цвет:
сверчок – серый
кролик – серый
тетрадь – серая
платье – серое

Карточка № 23.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Игра «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 простой карандаш, 2 простых карандаша, 5 простых карандашей;
1 ароматная груша, 2 ароматных груши, 5 ароматных груш;
1 прозрачное озеро, 2 прозрачных озера, 5 прозрачных озер;
1 старая брошка, 2 старых брошки, 5 старых брошек.

Карточка № 24.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Игра «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 просторная квартира, 2 просторных квартиры, 5 просторных квартиры;
1 серый крольчонок, 2 серых крольчонка, 5 серых крольчат;
1 шустрый воробей, 2 шустрых воробья, 5 шустрых воробьёв;
1 красная роза, 2 красных розы, 5 красных роз.

Карточка № 25.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Продавец продает. Строитель строит. Странник странствует. Уборщица убирает. Маляр красит. Пограничник охраняет границу. Ведро стоит около костра. Завтра мы поедем на метро. Прачка стирает простыни. Водопроводчик чинит кран. У матроса трубка. Подруги увидели страуса.

Карточка № 26.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Дрозды – дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. На этой странице нарисован театр. На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша – это фрукт. Крыса – грызун. На крыше – грачи. Фрося дала кролику прутики. Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае.

Карточка № 27.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
играть на трубе
Я играю на трубе,
ты играешь на трубе,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 28.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
строить детский театр
Я строю детский театр,
ты строишь детский театр,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 29.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
радостно здороваться
Я радостно здороваюсь,
ты радостно здороваешься,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 30.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
разгружать грузовик
Я разгружаю грузовик,
ты разгружаешь грузовик,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 31.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
прыгать в пруд с крутого обрыва
Я прыгаю в пруд с крутого обрыва,
ты прыгаешь в пруд с крутого обрыва,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 32.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
раскрасить круг красным карандашом
Я раскрашиваю круг красным карандашом,
ты раскрашиваешь круг красным карандашом,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 33.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Путаница»: послушать слова, составить из них предложение и посчитать количество слов (загибать пальчик на каждое слово).
Акробат, цирк, выступать, в – Акробат выступает в цирке.
Мама, кроссовки, купила, Рома –
Овраг, крапива, расти, много, в –
Кружок, дети, сели, в –
Воздух, снег, в, кружиться –
Крышка, Рая, коробка, закрывает –

Карточка № 34.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях со стечением согласных.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
грызть твёрдую грушу
Я грызу твёрдую грушу,
ты грызёшь твёрдую грушу,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 35.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
* * *
Паровоз, паровоз,
Ты куда нас повёз?
Хорошо прокати
И назад возврати!
* * *
Шёл Егор через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор.
* * *
Роя норку, старый крот
Разрыхлил нам огород.
* * *
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом.
* * *
Рыжий Ромка очень рад –
У него родился брат.

Карточка № 36.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
* * *
Трут морковь на тёрке
Рае и Егорке.
* * *
Кроит из бархата портной
Роме куртку с бахромой.
* * *
Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобёр и выдра поутру
Играют в новую игру.

Карточка № 37.
Закрепляем произношение звука Р в потешках, стихотворениях.
Выучить:
* * *
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
* * *
Раин папа утром рано
В каждый дом идёт с экрана.
Вот такой у папы труд.
Его диктором зовут.

Карточка № 38.
Закрепляем произношение звука Р в потешках, стихотворениях.
Выучить:
* * *
Есть у Ромы огород,
В нём морковка растёт
И горох, и помидоры.
Рома фермер будет скоро.
* * *
На пруду и шум, и драка,
Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?

Карточка № 39.
Закрепляем произношение звука Р в потешках, стихотворениях.
Выучить:
* * *
Тучи ходят хмурые,
С краю серо-бурые,
Ветер дует, гром грохочет,
Значит, скоро дождь промочит.
* * *
У Петрушки – две ватрушки,
А в другой руке – игрушки.
А у старого Петра
В огороде два ведра.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Материал для автоматизации звука Р

        После того, как ребенок научился произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр: ррррррр…, можно приступать к его автоматизации. Для начала потренируемся произносить его в слогах различных типов. Рекомендуется автоматизировать звук Р сначала в прямых слогах (ра, ро, ру, ры), затем в обратных (ар, ор, ур, ир), в слогах со стечением согласных звуков (бра, вра, гро, кро, пру, фру, хры), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях.

        Если ребенку легче произносить звук Р в сочетаниях ДРА-, ДРО-, ТРУ-, ТРЫ, то начинайте с карточек с этими слогами.

        Процесс автоматизации длится 1-2 месяца при дислалии (при дизартрии от 2-х до 6 месяцев). 

        Необходимо заниматься по карточкам ежедневно по 10-15 минут. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать «работу язычка».

Карточка № 1.
Закрепляем произношение звука Р в прямых слогах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

1). Проговаривать слоги 3-4 раза:
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ

2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
ра-ра – ра-ра-ра, ро-ро – ро-ро-ро, ру-ру – ру-ру-ру
ры-ры – ры-ры-ры, рэ-рэ – рэ-рэ-рэ

3) Проговаривать слоги с изменением ударения:
ра-ра-ра,         ро-ро-ро,         ры-ры-ры,         рэ-рэ-рэ,         ру-ру-ру
ра-ра-ра,         ро-ро-ро,         ры-ры-ры,         рэ-рэ-рэ,         ру-ру-ру
ра-ра-ра,         ро-ро-ро,         ры-ры-ры,         рэ-рэ-рэ,         ру-ру-ру

4) Повторять слоги 3-4 раза:
ра-ра-ру-ры, ру-ра-ры-ро, ро-ру-ра-ры

Карточка № 2.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Слова со звуком Р в начале:
ра
Рак, радио, радуга, равный, радость, раковина, рама, рана, ракета, ракетный, работа, работник, рабочий, рассказ.
ро
Рот, Рома, роза, роща, ров, рог, родина, рожки, ровный, робкий, рослый, розовый.
ру
Руки, ручка, рубка, рубить, рубанок, ручной, рукав, рукавица, русый, ружьё, румяный.
ры
Рыба, рыбный, рыбак, рысь, рынок, рыжий, рыжик, рыть, рытвина, рыхлый.

Карточка № 3.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Слова со звуком Р в середине:
ра
Буран, баран, баранка, варан, гараж, дыра, жара, жираф, нора, пора, парад, ура, муравей, барабан, карандаш, парашют, пара, мера, фара, сарафан, ураган, царапать, Вера, Ира, Юра.
ро
Урок, сорока, ворона, ворота, горох, коробка, корова, короткий, макароны, творог, хороший, сурок, мороз, дорога.
ру
Беру, орудие, кукуруза, Маруся, парус.
ры
Дары, комары, корыто, шары, топоры, дворы, горы, дыры, куры, норы, помидоры, товары, уборы, актеры, шоферы, шахтеры.

Карточка №4. 
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Назови ласково»: (Проговаривать оба слова:)

рот – ротик
порог – порожек
горох – горошек
рак – рачок
рука – ручка
рыба – рыбка
ромашка – ромашечка
журавль – журавлик
расческа – расчёсочка
рог – рожок
пирог – пирожок
творог – творожок
город – городок
дорога – дорожка
перо – пёрышко
муравей – муравьишка

Карточка № 5.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Один – много»: (Проговаривать оба слова:)

рог – рога
рак – раки
гора – горы
дыра – дыры
рука – руки
город – города
озеро – озёра
парус – паруса
росток – ростки
городок – городки
рыбак – рыбаки
карась – караси
муравей – муравьи
журавль – журавли
воробей – воробьи
сорока – сороки

Карточка № 6.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
серый – сероватый
бурый – буроватый
розовый – розоватый
короткий – коротковатый
мороз – морозный
творог – творожный
дорога – дорожный
урок – урочный
город – городской
горох – гороховый
аромат – ароматный

Карточка № 7.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Послушай слова, запомни и повтори только те, в которых есть звук Р:
рама – мама – лама
ноги – розы – козы
тучка – рыба – Рома
руки – лук – рынок
Тома – Рая – Роза
мак – рак – так
мороз – рыбка – лампа
глаз – ухо – рот
лужа – рама – дорога
парус – ночь – нора

Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
Выучить родственные слова:
барабан – барабанчик, барабанище, барабанить, барабанщик;
ворона – воронёнок (воронята), вороний, проворонить;
рыба – рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбный, рыболов.

Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука
[Р] в словах с прямым слогом.

1. Добавь звук Р в начале слова и произнеси целиком:
. ак, . оза, . адость, . амка, . ома, . ука, . ыба, . ынок.
2. Добавь слог ра
а) в начале слова и произнеси целиком:
.. бота, .. кета, .. ботник, .. сказ;
б) в конце слова и произнеси целиком:
ды .. , па .. , жа .. , фа .., ме .. , Ве .. , Ю .. , И .. .
3. Добавь слог ры в конце слова и произнеси целиком:
да .. , кома .. , ку .. , но .. , помидо .. , актё .. , това .. .

Карточка № 9.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом.
— Замени первый звук в слове на звук Р и произнеси новое слово:
танец – (ранец), хобот — …, забота — …, мычать — …,
макеты — …, дом — …, нога — …, лама — …, Тома — …,
козы — …, высь — …, мука — …, мак — …, газ — …, кот — …, поза — …, пугать — ….

Карточка № 10.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Сок из смородины (какой?) – смородиновый,
начинка из смородины (какая?) – смородиновая,
варенье из смородины (какое?) – смородиновое.

Сок из моркови (какой?) – морковный,
котлета из моркови (какая?) – морковная,
пюре из моркови (какое?) – морковное.

Суп из рыбы (какой?) – рыбный,
котлета из рыбы (какая?) – рыбная,
заливное из рыбы (какое?) – рыбное.

Карточка № 21.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 журавль – 2 журавля – 5 журавлей
1 муравей – 2 муравья – 5 муравьёв
1 воробей – 2 воробья – 5 воробьёв
1 карась – 2 карася – 5 карасей
1 баран – 2 барана – 5 баранов
1 корабль – 2 корабля – 5 кораблей
1 король – 2 короля – 5 королей
1 карандаш – 2 карандаша – 5 карандашей

Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

У Ромы гитара. – Это Ромина гитара.
У Ромы барабан. – Это Ромин барабан.
У Ромы рояль. – Это Ромин рояль.

У Раи гитара. – Это Раина гитара.
У Раи барабан. – Это Раин барабан.
У Раи рояль. – Это Раин рояль.

Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

У Ромы гитара. – Это Ромина гитара.
У Ромы барабан. – Это Ромин барабан.
У Ромы рояль. – Это Ромин рояль.

У Раи гитара. – Это Раина гитара.
У Раи барабан. – Это Раин барабан.
У Раи рояль. – Это Раин рояль.

Карточка № 23.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
барабанить на барабане:
Я барабаню на барабане,
ты барабанишь на барабане,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 24.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
рубить ветки топором:
Я рублю ветки топором,
ты рубишь ветки топором,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточки № 25.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Спряжение в настоящем времени по образцу.
собирать помидоры на огороде:
Я собираю помидоры на огороде,
ты собираешь помидоры на огороде,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 26.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Сторож сторожит. Рассказчик рассказывает. У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра – барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.

Карточка № 27.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Рома идёт на урок. Ира пасёт корову. У Тамары розовый карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик весело барабанит. Народы мира хотят мира. Жора и Юра собирают рыжики. В небе разноцветная радуга. От мороза щёки у Ромы румяные.

Карточка №28.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Проговаривать чистоговорки 3-4 раза:
ра-ра-ра – у лисы нора,
ро-ро-ро – новое ведро,
ру-ру-ру – ягод наберу,
ры-ры-ры – летят комары.

ра-ра-ра, ра-ра-ра,
рама, рак, гора, нора.
ро-ро-ро, ро-ро-ро,
роза, роща, рот, перо.

ру-ру-ру, ру-ру-ру,
руки, ружья, кенгуру.
ры-ры-ры, ры-ры-ры,
рыба, рынок, рыжик, рысь.

Карточка № 29.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

Ра-ра-ра – высокая нора,
ра-ра-ра – старая нора,
ро-ро-ро – новое перо,
ро-ро-ро – Рома, вымой рот,
ру-ру-ру – скачет кенгуру,
ры-ры-ры – синие шары.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра
на дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
очень рада детвора.

Карточка № 30.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
Тара-тара-тара-ра!
Поднимайся детвора!
Поднимайся детвора
В детский сад идти пора!
Туру-туру-туру-ру!
Поднимаем детвору.
Поднимаем детвору –
Туру-туру-туру-ру!
Тыры-тыры-тыры-ры!
Нету дома детворы.

Карточка № 31.
Закрепляем произношение звука Р в стихах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
Вот озеро. В нём караси.
Над озером дождь моросит.
Растут у дороги ромашки
И ароматные «кашки».
По дороге корова идёт,
Ароматную «кашку» жуёт.
Идёт по дороге баран,
Несёт баран барабан.

Карточка № 32.
Закрепляем произношение звука Р в стихах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить стихотворение:
Есть у Ромы огород,
В нем морковка растет
И горох, и помидоры.
Урожай будет скоро.

Рыжий Ромка очень рад –
У него родился брат.

Карточка № 33.
Закрепляем произношение звука Р в обратных слогах.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Многократно проговаривать слоги, четко произнося звук Р.
1). Повторять слоги 3-4 раза:
ар-ар-ар, ор-ор-ор, ир-ир-ир, ыр-ыр-ыр, ур-ур-ур
2). ар-яр, ор-ёр, ур-юр, ыр-ир, эр-ер, яр-ар, ёр-ор, юр-ур, ир-ыр, ер-эр, ар-яр-ар, ор-ёр-ор, ур-юр-ур, ыр-ир-ыр, эр-ер-эр

Карточка № 34.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.

1). Проговаривать слоги и слова 2-3 раза:
ар-ар-ар – вар
ар-ар-ар – дар
ар-ар-ар – пар
ар-ар-ар – шар
ар-ар-ар – жар
ор-ор-ор – бор
ор-ор-ор – сор
ор-ор-ор – хор
ор-ор-ор – двор
ыр-ыр-ыр – сыр
ур-ур-ур – бур
ур-ур-ур – шнур
ир-ир-ир – мир
ир-ир-ир – пир
ир-ир-ир – тир
2). «Запомни, повтори»:
пар – дар – жар, хор – бор – двор, мир – тир – пир , бобёр – ковёр – шофёр, мотор – забор – топор.

Карточка № 35.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратными слогами.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
ар
Карта, загар, комар, Макар, самовар, марка, армия, парта, фартук, артист, арбуз.
ор
Горка, зоркий, норка, корка, форма, мотор, забор, помидор.
ур, ыр
Урна, бурка, Мурка, пурга, шнурки, огурцы, абажур, сыр, дырка, фыркать.
ир, ер,
Кефир, мундир, бирка, ширма, мирный, кирпич, первый, верба, верно, мерка, ферма, персик, офицер, беркут, термос.

Карточка № 36.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратными слогами.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
ар
Карман, картон, повар, Барбос, барсук, сахар, картошка, мартышка, гармонь.
ор
Орден, мухомор, горный, шорты, форточка, тормоз.
яр, ёр
Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный.
юр, ер, ир,
Юрта, юркий, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, черта, чернила, вернуть, перчатки.

Карточка № 37.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Назови ласково»:
Проговаривать оба слова:
нора – норка
гора – горка
картина – картинка
шкура – шкурка
горло – горлышко
сверло – свёрлышко
червяк – червячок
зеркало – зеркальце
дырка – дырочка
корка – корочка
порт – портик
торт – тортик
ветер – ветерок
верба – вербочка

Карточка № 38.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
«Один — много»:
Проговаривать оба слова:
карта – карты
парта – парты
ферма – фермы
арбуз – арбузы
барсук – барсуки
шнур – шнуры
дар – дары
забор – заборы
карман – карманы
зеркало – зеркала

Карточка № 39.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
зеркало – зеркальный
карман – карманный
картина – картинный
арбуз – арбузный
бархат – бархатный
сахар – сахарный
карта – карточный
дырка – дырчатый

Карточка № 40.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове.
Выучить родственные слова:
кормить – корм, кормление, кормушка, прикорм, выкармливать;
гора – горка, горушка, горный, пригорок.
сахар – сахарок, сахарный, сахарница.

Карточка № 41.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом.
1. Добавь звук Р в конце слова и произнеси целиком:
забо., актё., кефи., команди., кома., топо., ковё., помидо., хо., костё., вете., масте., боксё..
2. Добавить слог ар в начале слова. Ребёнок называет слог ар, взрослый – конец слова, после чего ребёнок проговаривает слово целиком:
.. буз, .. тём, .. мия, .. ка, .. тист, .. фа.
3. Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай):
карта (кар-та), парта, ферма, верба, арбуз, фирма, картина, карманы, карман, барсук, барсуки, картон, Мурка, Барбос, хор, дар, сор, пар, сахарок.

Карточка № 42.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
Гараж из кирпича – кирпичный
Шарф из шерсти – шерстяной
Платье из бархата – бархатное
Котлета из картофеля – картофельная
Семечка от арбуза – арбузная
Коробка из картона – картонная
Сахарница из фарфора – фарфоровая
Кольцо с изумрудом – изумрудное
Пол из паркета – паркетный
Сок из черники – черничный

Карточка № 43.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 парта – 2 парты – 5 парт
1 гараж – 2 гаража – 5 гаражей
1 арбуз – 2 арбуза – 5 арбузов
1 картина – 2 картины – 5 картин
1 зеркало – 2 зеркала – 5 зеркал
1 мухомор – 2 мухомора – 5 мухоморов

Карточка № 44.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 оранжевая морковка, 2 оранжевых морковки, 5 оранжевых морковок;
1 шерстяной шарф, 2 шерстяных шарфа, 5 шерстяных шарфов;
1 серый воронёнок, 2 серых воронёнка, 5 серых воронят;
1 ароматный персик, 2 ароматных персика, 5 ароматных персиков.

Карточка № 45.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Рая кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер. Захар дёргает за шнур.

Карточка № 46.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Федор метёт двор. Егор чистит ковёр. На стене картина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. У Германа мама доктор. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Мама даёт Егорке шар. На опушке порхают яркие бабочки. Зернистый снег темнеет в марте. Федор натёр паркет.

Карточка № 47.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
каркать, как ворона
Я каркаю, как ворона,
ты каркаешь, как ворона,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 48.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
кормить Мурку
Я кормлю Мурку,
ты кормишь Мурку,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 49.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Игра «Путаница»: послушать слова, составить из них предложение и посчитать количество слов (загибать пальчик на каждое слово).
Роща, вороны, в, каркают – Вороны каркают в роще (4 слова).
Рома, карман, у, оторвался. — …
Рая, парта, за, сидит — …
Ира, марка, конверт, на, наклеивает — …
Воробей, кормушка, на, сидит — …

Карточка № 50.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Проговаривать чистоговорки 3-4 раза:
Ар-ар-ар – мы купили самовар.
Ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар.
Ор-ор-ор – вырос в поле мухомор.
Ор-ор-ор – это Ромин мухомор.
Ир-ир-ир – Рома любит пить кефир.
Ёр-ёр-ёр – дети в поле жгут костёр.
Ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.

Карточка № 51.
Закрепляем произношение звука Р в стихотворениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1. Отгадай и выучи загадку:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. Выучить стихотворение:
Наша Мурка –
Шёлковая шкурка.
Мордочка – картинка,
Пушистенькая спинка.

Карточка № 52.
Закрепляем произношение звука Р в стихотворениях.
Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Выучить:
* * *
В яркой куртке мухомор
Гордо сел на косогор.
Нам не нужен мухомор –
Не пойдём на косогор.
* * *
Шёл Егор через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание на закрепление звуков Л и Ль в подготовительной логопедической группе

В статье представлены упражнения на правильную артикуляцию звуков Л и Ль. Так же даны упражнения и игры на закрепление данных звуков....

Домашние задания на закрепление звуков С,Сь

№ 1 Звук СЬ1.     Слова: гусь, весь, авось, авоська, моська, тесьма, восьмой, письмо, Васька (кот), боюсь, моюсь, умываюсь, бреюсь, умываюсь, письменный.2....

Домашние задания на закрепление звуков З, Зь

№ 1 Звук З1.     Слова: зайка, закат, запах, завод, замок, забота, загадка, вазы, тазы, ваза, язык, козы, музыка, Зоя, зонт, зов, зонтик, газон, возок, зубы, зубок, зубной.2....

Домашние задания на закрепление звуков

№ 1 Звук Л1.     Слоги и слова (проговаривать по 3-5 раз):ал бал вал мал пал залол бол вол мол пол золул бул вул мул пул зулыл был выл мыл пыл зылил бил вил мил пил зилел бел ...

Домашние задания на закрепление звука Ль

№ 19 Звук ЛЬ1.     Слова: липа, лимон, лиса, лицо, лист, лето, лебедь, лес, лев, лейка, лента, лесник, лепёшка, лестница, люди, люк, малина, качели, телега, колесо, колено, по...

Домашние задания на закрепление звука Р

№1 Звук Р1.     Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.тра-тро тра-тру тра-тра тро-трутро-тры тру-тры тру-тро тры-тро 2.     Слова: травы, трап, травка, тра...

Домашние задания на закрепление звука Рь

№ 2 Звук РЬ1.     Слова: январь, сухарь, фонарь, дикарь, янтарь, календарь, словарь, пескарь, глухарь, пахарь, пекарь, писарь, токарь, слесарь, снегирь, богатырь, теперь, пове...