Школа родителей
статья

Елена Николаевна Гурьянова

Интересная и эффективная форма работы с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_roditeley.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

«ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» -

одна из наиболее интересных и эффективных форм работы

 (из опыта работы МАОУ «Надежда»)

  Люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дети-инвалиды нуждаются в особой заботе общества. В целях их социальной защиты на государственном уровне принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные учреждения и обеспечению информацией.

  Латинский термин «реабилитация» пришел к нам из медицины и переводится как «восстановление». В настоящее время открывается множество реабилитационных учреждений разного типа: социальных, лечебных, психолого-педагогических, профессиональных. Их сущность заключается в реабилитации инвалидов в одном, крайнем случае двух, направлений (например: социально-медицинская или психолого-педагогическая реабилитация).

  Реабилитация в нашем учреждении понимается как система взаимосвязанных воздействий и мероприятий психолого-педагогического, медицинского и социального характера, которые направлены на восстановление интеллектуального развития, здоровья и социального статуса ребенка-инвалида. В комплексной реабилитации между собой взаимодействуют все специалисты – врачи, учителя-дефектологи и логопеды, массажисты, инструктора ЛФК, воспитатели, социальные педагоги. Процесс восстановления бывает более результативным, если в нем самое активное участие принимают родители. Большая часть детей с ограниченными возможностями поступают к нам в Центр реабилитации в сопровождение родителей. Но, к сожалению это не является гарантией тесного сотрудничества между специалистами и родителями. И причин этому несколько:

  Во-первых, некоторые родители не считают себя в полной мере ответственными за развитие и воспитание своих детей. Их точка зрения: «Родили, кормим, делаем все, что можем, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе».

  Во-вторых, родители зачастую не считают дошкольное детство важным этапом становления личности, не придают этому периоду такого же значения, как школе.

  За достаточно долгий период работы с родителями мы выявили еще одну причину – это отсутствие единства взглядов на уровень развития познавательной деятельности ребенка, т.е. родители, в большинстве случаев, неадекватно оценивают уровень знаний, умений и навыков своих детей.

  Практика работы в Центре реабилитации показывает, что достижения коррекционного эффекта в системе специальных занятий само по себе не гарантирует переноса знаний, умений и навыков в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на родителей с целью изменения их позиции и отношения к ребенку. Также немаловажным является обучение родителей адекватным способам коммуникации. Непонимание родителями проблем ребенка, его способностей, часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций и в семье, и с окружающими.

  Появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и других близких родственников. Инвалидность сына или дочери воспринимается родителями как личная трагедия. Семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс лечения и специального обучения будет длительным, приходит не сразу. Осознание этого факта – еще один стресс для родителей. Они стараются ограничить общение со своими друзьями, родственниками и семья больного ребенка оказывается в изоляции. В таком состоянии родители мало чем могут помочь своему ребенку. Тревога и беспокойство  мамы передается малышу. Взаимодействие с матерью в таком случае не формирует у него естественное чувство безопасности, защищенности, тем самым нарушает его психическое развитие, вплоть до возникновения вторичных эмоциональных и поведенческих нарушений.

  Все это побудило нас организовать «Школу родителей». Наша «Школа» существует уже более 10-ти лет.

Цели:

1. Повышение родительской компетенции в вопросах обучения и оздоровления  ребенка с ограниченными возможностями.

2.   Установление тесного взаимодействия между специалистами отделения «Центр реабилитации» и родителями в вопросах комплексной реабилитации и дальнейшей социализации ребенка-инвалида в обществе.

При организации нашей Школы родителей мы применяем следующие формы и методы работы:

  • Первичная беседа, анкетирование, тесты- опросники;
  • Диагностика, как оценка уровня развития ребенка, консультация, в т.ч. рекомендации по реализации индивидуальной программы развития;
  • Индивидуальные занятия  с  ребенком и родителем;
  • Фронтальные и групповые занятия;
  • Показ видеозаписи коррекционных и интегрированных занятий;
  • Мастер – классы и т.д

        

   Групповые формы работы оказались самыми востребованными и эффективными. Без внимания не остается ни один родитель, обратившийся к нам за помощью. Но существует две категории родителей, к которым обращено наше особо пристальное внимание. Это родители детей раннего возраста (от рождения до черех лет) и родители неорганизованных детей, т.е. не посещающих ни одно образовательное учреждение.

   Наш многолетний опыт показывает, что если в течение первых месяцев жизни ребенка были выявлены отклонения в развитии и оказана своевременная квалифицированная помощь специалистов, то в дальнейшем можно рассчитывать на то, что ребенок сможет пойти в детский сад, школу и быть «как все».

   Заседания в Школе родителей проводится не реже 2-х раз в неделю. Родители объединяются исходя из возраста детей, диагноза и интересов.

План мероприятий обучения составляется совместно специалистами образовательного учреждения и педагогами МАУО «Надежда» и опирается на запросы родителей, поэтому перед составлением планирования очередной Школы проводится  анкетирование семей детей-инвалидов. Эта работа должна включает обследование внутреннего состояния матерей, отцов, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, определение приоритетных направлений для рассмотрения на занятиях.

Примерные темы «Школы родителей»:

  1.  «Вы к нам пришли, мы ждали вас»  -  заместитель директора по учебно-воспитательной работе или старший воспитатель дошкольного отделения (принципы социальной реабилитации, правила пребывания на реабилитации, правила поведения: вежливость, соблюдение режима и расписание занятий, сохранность оборудования и интерьера, своевременное предоставление документов).

2. «Документальное сопровождение реабилитации»- социальный педагог

3. «Народная кукла в жизни ребенка» мастер-класс  -  воспитатель по труду

4. «Игрушки из кармана», практическое занятие  -  воспитатель по труду

5.«Поведение «особых»  детей», консультация  - психолог

6. «Учимся играть и общаться» деловая игра - воспитатель по методике М.Монтессори

7. «Потешки и прибаутки» мастер-класс  -  музыкальный  руководитель

8.  «Превращение бумажных комочков» мастер-класс  - воспитатель по труду  

9. «Музыка везде» - мастер-класс   музыкальный  руководитель          

10.«Игры с игрушками» практикум - воспитатель игротерапии                        

11. «Десять правил воспитания гиперактивного ребенка» доктор Комаровский - с использованием видео.

12. «Поговори со мной, мама!» (игры и упражнения на понимание и развитие речи детей раннего возраста) -  учитель-дефектолог

13. «Уголок психологической разгрузки (релаксации) в домашних условиях» - психолог

14. «Игрушки вокруг нас (многообразие психологических игр с бросовым материалом)»  практикум - психолог

15. «Игра – это искусство, которому надо учиться» мастер-класс  - воспитатель игротерапии  

16. «Магические «можно» и «нельзя» с элементами тренинга - психолог

17. «И страхи тоже ступеньки детства»- психолог Малютина О.Ю.

18. «Речевые  и пальчиковые игры для малышей» практическое занятие – учитель-логопед

19. «Основные приемы логопедического массажа лица» мастер класс           - логопед

20. «Мои права и обязанности»- встреча с юристом

21. «Игры, которые лечат (работа над дыханием)» мастер-класс - учитель - логопед

22. «Музыкальное воспитание дома» мастер-класс  -  музыкальный  руководитель

23. «Формирование предметно-практической  деятельности у детей раннего возраста» семинар-практикум - учитель-дефектолог                    

 24. «Учим татарский язык» мастер-класс  - воспитатель по татарскому языку  

Мы знаем, что готовых рецептов обучения и лечения на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Когда родитель начинает понимать, что эффективность реабилитационных мероприятий в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий их родителей и всех участников реабилитационного процесса – это и есть наша маленькая победа.


Литература

1. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». http://www.razvitkor.ru/

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. М., 2007.

3. Дмитриева М.А. Оказание комплексной помощи детям-инвалидам // Молодой ученый. – 2013. - №1. – С.305-306.

4. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерства образования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16.

5. «Открой окно в мир» изд. АНМЦ «Развитие и коррекция»,  Москва, 2007год.

6. «Эмоциональные потребности и полоролевое поведение детей-инвалидов»  изд. АНМЦ «Развитие и коррекция»,  Москва, 2007год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План школы для родителей "Школа родителей будущего первоклассника"

Школа для родителей и детей 6-7 лет "Школа для родителей будущего первоклассника" подготавливает родителей к поступлению в первый класс. Школа. расчинана на работу в парах "логопед-родитель", "логопед...

Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только чере...

Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников

Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...

Полезные советы для родителей "Школа родителей"

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполне...

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...