Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
статья (подготовительная группа)

Ломакина Елена Алексеевна

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе

Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.

Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

Старшие дошкольники и начинающие школьники способны принимать лишь близкие, конкретные цели, поставленные педагогом, ограниченные условиями конкретной учебной задачи. Принятие ребенком учебной задачи является важнейшим условием успешности усвоения общих способов учебных действий и формирования учебной деятельности. Учащиеся с низким и ниже среднего уровнями развития этого учебно - важного качества допускают много ошибок и небрежно выполняют задание, невнимательны на уроке, плохо усваивают учебный материал. Принятие учебной задачи означает, что задача педагога приобрела для учащегося «личностный смысл», стала его собственной задачей. Принятие учебной задачи включает в себя два момента:

  • желание выполнять задачу, поставленную педагогом, т.е. принятие задачи «для себя» (личностный аспект)
  • понимание задачи, т.е. понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания (познавательный аспект)

Ребенок может быть отнесен к одной из четырех групп.

  1. Принимает и понимает задачу (хочет выполнить задание взрослого и понимает, что надо делать).
  2. Принимает, но не понимает задачу (хочет выполнить, но плохо понимает, что надо делать)
  3. Не принимает, но понимает ( понимает, что требуется сделать, но не хочет это выполнять либо хочет выполнить по-своему)
  4. Не принимает и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает, что от него требуется).

Нежелание выполнять задание взрослого свидетельствует о социальной неготовности ребенка к школьному обучению.

Причины, которые могут способствовать нежеланию взаимодействовать с педагогом:

  • Острое протекание кризиса 7 лет, стремление к самоутверждению
  • Негативный опыт общения со взрослыми в дошкольном детстве
  • Доминирование игровых мотивов в структуре мотивов учения, когда ребенок не приучен делать то, что «надо», а не то, что «хочется»
  • Негативное отношение к школе и учению, высокий уровень школьной тревожности, приводит к потере интереса к учению, снижению успеваемости, трудностям в общении с одноклассниками и учителем и, в частности, непринятию учебных задач и целей школьного обучения.

   Тревога по поводу начала школьного обучения во многом обусловлена тем, что дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает, чем они будут там заниматься.

Готовность к школе родителей

Уважаемые родители, попробуйте пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка!

Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они:

  • Помогать ребенку и не сердиться;
  • Не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
  • Не унижать;
  • Не обижать;
  • Не сравнивать с другими своего ребенка;
  • Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что вы не в духе.

Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу:

  • Он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени;
  • Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить "надо" и "должен";
  • Его работоспособность - 5 - 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;
  • Ему непривычно будет быть "одним из многих";
  • Он будет более подвержен заболеваниям;
  • Ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения;
  • Ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в школу, встретить, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.

Ребенку нужны положительные эмоции:

  • Ребенок ждет от вас похвалы;
  • Главное для него - понимание, любовь, доверие, забота.

Поведение родителей по отношению к ребенку, который идет в школу:

  • Старайтесь в выходные сделать что - то интересное с ребенком;
  • Не забывайте заглядывать в ранец своего ребенка;
  • Постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь;
  • Научите ребенка аккуратно вешать школьную форму;
  • Все бытовые дела с ним попробуйте "отрепетировать" заранее;
  • Берегите психику ребенка;
  • Будьте сдержанны в своих эмоциях;
  • Не забывайте о школьных праздниках, ребенок должен быть красиво и празднично одет;
  • Дайте ребенку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим.

Ребенок и занятие

Ребенок испытывает радость от занятия:

  • Когда ему интересно;
  • У него что-то получается;
  • Его понимают;
  • Его принимают таким, каков он есть.

Способности, которые необходимо родителям развивать в своем ребенке:

  • Память, внимание, логическое мышление, образное мышление, творческое воображение;
  • Коммуникабельность, речь;
  • Координацию, мелкую моторику;
  • Конструирование;
  • Счет;

Для чего необходимо развивать эти способности:

  • Чтобы подготовить ребенка к школе;
  • Ему легче было учиться;
  • Он был не хуже других;
  • Стал думающим;
  • Мог справиться с любой задачей;
  • Заложить ребенку основы интеллектуально - творческого развития. Во время занятий от взрослых требуется:
  • Терпение;
  • Умение играть и верить в игру;
  • Принять ребенка таким, каков он есть;
  • Принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
  • Почувствовать ребенка с начала занятия (или раньше);
  • Импровизировать;
  • Подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
  • Не сравнивать одного ребенка с другими;
  • Артистизм;
  • Творчество.

Самостоятельный ребенок ( с позиции взрослых) - означает:

  • Что ребенок обслуживает себя сам - одевается, умывается, убирает за собой игрушки;
  • Проявляет самостоятельность во время занятий;
  • Помогает родителям выполнять трудовые поручения;
  • Может найти занятие себе сам. Самостоятельный ребенок (с позиции ребенка) - означает:
  • Что хочу, то и делаю;
  • Хочу играть в то, что мне нравится;
  • Хочу, чтобы со мной играли и убирали за мной игрушки;
  • Самостоятельность - то, что я хочу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игры с правилами в формировании у детей готовности к школе".

В работе раскрыта тема влияния игры с правилами на всестороннее развитие дошкольников....

А готов ли ваш ребенок к школе?! Социальная готовность к школе и игра.

Современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, вероятно решив для себя, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. Но интеллек...

Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...