Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»
методическая разработка
Консультация с элементами тренинга для родителей
«Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoemotsionalnoe_napryazhenie.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация с элементами тренинга для родителей
«Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»
Составила педагог-психолог
Макарова Алёна Андреевна
Цель: формирование психолого - педагогических знаний родителей по проблеме психоэмоционального напряжения дошкольников.
Уважаемые родители, сегодняшняя встреча поможет вам узнать, что такое психоэмоциональное напряжение, его признаки и причины. Безусловно, каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Информация, которая сегодня будет вами получена, поможет вам выяснить, здоров ли ваш ребенок психически, благополучно ли развивается, как не допустить между вами недопонимания, злости, болезни. Давайте разберем понятие психоэмоционального напряжения.
Напряжение - психическое состояние ожидания неблагоприятных событий, которое сопровождается страхом, тревогой.
Напряжение бывает как позитивным, так и негативным. Давайте подумаем, когда оно может быть «во благо?» (мобилизация сил перед соревнованиями, выступлениями). Негативное напряжение - ожидание неблагоприятных событий, которое вызывает состояние постоянного, полного дискомфорта. Если напряжение негативно, постоянно, то возникает стресс - это ответ организма на экстремальную нагрузку, которую испытывает организм.
Каким же бывает стресс?
• Физиологическим – это ожоги, травмы, болезни.
• Психологическим, которое подразделяется на 2 вида:
-Эмоциональный
-Информационный (при информационных перегрузках)
Мы с вами будем говорить об эмоциональном стрессе. Это процесс постепенной утраты эмоциональной, умственной и физической энергии, который проявляется в… Уважаемые мамы и папы, давайте попробуем определить симптомы психоэмоционального стресса. Как мы поймем, что ребенок нездоров?
- Плохой сон (с трудом засыпает и беспокойно спит)
- Усталость ребенка от той нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
- Беспричинная обидчивость и/или агрессивность.
- Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе. Ребенок в таком состоянии ищет одобрения и поддержки взрослых, часто жмется к ним.
- Кривляние, упрямство, трудности в соблюдении дисциплины.
- Стремление к одиночеству.
- Стойкая потеря аппетита.
- Постоянное жевание, сосание, которое раньше не наблюдалось.
- Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, ночное и/или дневное недержание мочи, игра с половыми органами.
- Причинами психоэмоционального стресса являются следующие:
- Необходимость разлучаться с близкими людьми;
- Перемены в привычном образе жизни (переезд, новый график в работе родителей.);
- Посещение врача;
- Телевизионные программы;
- Развод родителей;
Это одна из самых распространенных причин. Мир малыша состоит из двух половинок – маминой и папиной, и, когда целое раскалывается, ребенок начинает испытывать самые настоящие физические страдания. У него наблюдаются головные боли, страшные сны.
Речевое насилие.
На доске вы видите ватман: «Словарь отрицательных оценок». Наша с вами задача – привести примеры отрицательных высказываний в адрес ребенка, которые вы когда - либо слышали из уст ваших родителей, педагогов, знакомых. С помощью клеящего карандаша прикрепим листы к ватману (каждый родитель подходит к «Словарю»).
Упражнение «Детская обида». Давайте вспомним детство. У нас были разные педагоги: воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители. По статистике, каждый ребенок, так или иначе, подвергался речевому насилию. Выполняем упражнение «Детская обида». Предлагаем вспомнить ваши случаи детских обид, ситуации, в которых они возникли. На листах вы видите 3 графы: «детская обида», «мои чувства в тот момент», «последствия». Заполните их по желанию. Также, если кто-то захочет, может зачитать.
Комментарий: Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза наблюдаются симптомы депрессии, тревожности, в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных расстройств. Со временем дети, часто слышащие негативные высказывания со стороны родителей, начинают верить в них и впоследствии используют их как объяснения своим неудачам. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. Но хуже всего то, что жестокость воспроизводит жестокость. Об этом говорит увеличение числа подростковых преступлений.
Отрицательные эмоции накапливаются и начинают призывать к действиям. Если действий не происходит, то химические вещества накапливаются в мышцах и вызывают зажимы. Они затрудняют прохождение сигналов от мозга к органам тела и обратно. Страдает процесс обучения, у ребенка могут возникать соматические заболевания. Кроме того, вырабатывается избыточное количество кортизола – вещества, которое затрудняет восприятие информации и запоминание.
Что делать? Психолог Юлия Гиппенрейтер описала в своей замечательной книге «Общаться с ребенком. Как?» интересный способ общения.
Упражнение «Я-сообщение».
Вы видите таблицу на своих рабочих листах:
«Я - сообщение и ты - сообщение»
Ты - сообщение:
Ну что у тебя за вид! Чучело!
Я - сообщение: Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
Ты - сообщение:
Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
Я - сообщение: Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто - то ползает, и я все время спотыкаюсь.
Ты - сообщение:
Что ты за дикарь, сколько раз повторять, нельзя так носиться по дому!
Я - сообщение: ?
Таким образом, мы сообщаем ребенку о своих чувствах с помощью «Я - сообщения», не оскорбляя его личность. Попробуйте сформулировать «Я - сообщение» в последней графе справа.
Формулировать такие сообщения не всегда просто. Непросто отказаться от усвоенных ранее приемов воспитания, которые вошли в нас с молоком. Негативное поведение детей порой раздражает и иногда вызывает гнев. Мы высказываем угрозы. В этом мы схожи с детьми, которые, получая психоэмоциональный стресс, начинают избавляться от него либо с помощью зажимов, либо при помощи агрессии. Получается замкнутый круг. Негативные чувства «живут на загривке». Поэтому важно расслаблять плечи и все тело. Мы избавляемся от негативных эмоций и стимулируем мышечную активность. Выполним одно из упражнений.
Упражнение «Холодно - жарко»: представим, что мы играем на солнечной полянке. Расправим плечи: вам жарко. Вдруг подул холодный северный ветер. Вы замерзли, сильно напрягли плечи, обхватили себя руками: греетесь. Ветер прекратился. Вот вам вновь жарко. Расслабьте плечи.
Обратная связь:
Упражнение «Письмо для взрослых» от ребенка, испытывающего психоэмоциональный стресс. Выполняется в парах, лучшее письмо выбирается для стенда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"
Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"...
Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
Наша работа - это здорово и весело, но как и любая работа она подразумевает стрессы. Для наших педагогов ежегодно проходит тренинг по снятию психоэмоционального напряжения....
Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения в работе педагога...
Тренинг для педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения".
Тренинг для педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения"....
Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
В процессе воспитательо-образовательной работы воспитатели детских садов отдают большое количество сил и эмоций своим воспитанникам, создавая для них эмоциональный комфорт и позитивную обстановку, что...
Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
Тренинг для педагогов«Снятие психоэмоционального напряжения"...
Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
Тренинг для педагогов«Снятие психоэмоционального напряжения» Выполнила Воспитатель: Васиярова Вероника Андреевна Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование ум...