Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"
консультация на тему
Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_semeynom_vospitanii_doshkolnika.odt | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Ручеек»
Консультация с элементами тренинга
«Роль игры в семейном воспитании дошкольника»
Подготовила:
педагог-психолог
Калинина Екатерина Валерьевна
Сергач
Консультация с элементами тренинга
«Роль игры в семейном воспитании дошкольника»
Цель. Развитие коммуникативных умений родителей в процессе их взаимодействия с детьми (поощрение и наказание).
Задачи.
- Раскрыть значение таких форм воспитательных воздействий как поощрение и наказание.
- Ознакомить родителей с методами воздействия на ребенка путем поощрения и наказания.
- Способствовать формированию активной позиции родителей по выбору форм и методов воспитания детей.
- Обучить способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов «Ты-сообщения», «Я-сообщения».
- Обсуждение практических ситуаций.
План проведения:
1. Вступительное слово.
2. Упражнение-разминка;
3. Введение. Знакомство с темой семинара-практикума.
4. Практическое упражнение для уточнения знаний родителей по теме.
5. Информационная часть (сообщение педагога-психолога, анализ результатов опроса родителей по теме «Наказания и поощрения»)
6. Активизация родителей (упражнения «Словарь оценок», «Оцени товарища»).
7. Мини-лекция «Правила обратной связи: «Ты-сообщение»,
«Я-сообщение».
7. Работа в группах (обсуждение педагогических ситуаций).
5. Подведение итогов, раздача памяток «».
Ход занятия:
Участники семинара заходят в зал и садятся на стулья, расставленные по кругу.
Приветствие.
Вступительное слово:
Сегодня мы продолжаем учиться конструктивно взаимодействовать с нашими детьми.
Упражнение-разминка «Ласковые слова моей мамочки». (передавая игрушку)
Цель: создание положительной эмоционально-комфортной обстановки во время занятия.
Инструкция: Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас ласково и хвалила. Давайте ненадолго вернемся в свое детство и вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве и (или) за что и как она вас хвалила. После окончания игры педагог-психолог говорит о том, что самые добрые, теплые воспоминания, как правило, связаны с нашим детством.
Психолог:
Как воспитывать ребенка, чтобы раскрыть всё лучшее, что в нем заложено, и проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно также как и нет идеальных детей, и, поверьте, не существует идеальных родителей.
Быть родителями - это значит, всё время учиться ими быть: развивать интуицию, умение слышать и понимать детей, по мере того, как они растут; помогать себе и им стать ближе друг другу, сохранять в семье добрую, теплую атмосферу.
Если родители не всегда умело используют по отношению к ребенку-дошкольнику методы наказания и, как это не парадоксально, поощрения, то у него могут проявляться капризы, агрессия, неуравновешенность. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становиться достаточно высоким, снижаются показатели возрастного развития, ребенок с трудом, неохотно усваивает предлагаемый ему материал. Можно говорить о том, что принуждение и поощрение, как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, если родители пользуются ими недостаточно продуманно. Именно об этом наша сегодняшняя беседа.
Упражнение «Что может быть поощрением, а что может быть наказанием?»
Цель: уточнить знания родителей о формах воздействия на ребенка.
Инструкция: Назовите конкретные действия, слова, поступки взрослого, которые могут быть похвалой и наказанием
«Что может быть поощрением?», «Что может быть наказанием?»
Заполните таблицу.
«Что может быть поощрением?» | «Что может быть наказанием?» |
И первый вопрос:
- А как думаете вы, что такое поощрение?
В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу поощрения.
Вывод: что такое поощрение? я предлагаю вам посмотреть на самые распространенные варианты ответов на этот вопрос.
- одобрение;
- похвала;
- тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия, поцелуи и др.)
- выражение благодарности;
- предоставление возможности выполнения действий, свойственных старшим;
- посещение мероприятий для более старших детей, общесемейных мероприятий.
- Ответьте на вопрос: какие виды поощрения используете вы в своей семье? (высказывания родителей, совместные обсуждения)
- За что, как вы думаете, нужно поощрять детей? (высказывания родителей, совместные обсуждения)
Посмотрите, вот какие виды поощрения используют чаще всего родители.
- А как думаете вы, что такое наказание? В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу наказания.
Вывод: что такое наказание? я предлагаю вам посмотреть на самые распространенные варианты ответов на этот вопрос.
- словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);
- выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)
- метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)
- лишение значимой для ребенка деятельности, вещи, общения на определенное время при обговаривании условий возврата.
Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
- ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
- после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
- когда вы сами не в себе.
- Ответьте на вопрос: какие виды наказания используете вы в своей семье? (высказывания родителей, совместные обсуждения)
В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу наказания.
Какие виды наказания используют чаще всего родители?
Упражнение «Закончите предложение…»
А теперь уважаемые родители мы с вами попробуем закончить следующие предложения
- Я хвалю ребенка если…
- Я ругаю его если…
- Я дарю ему подарки если…
- Я наказываю ребенка, если…
Упражнение «Словарь оценок»
Цель: выявление представлений родителей о формах положительной и отрицательной оценки поведения детей.
Инструкция: педагог-психолог предлагает родителям подумать, какие слова и фразы они употребляют для положительной и отрицательной оценки детей. Все предложенные фразы и слова записываются.
Упражнение «Оцени товарища»
Цель: подвести участников к выводу о том, насколько эффективен или ограничен «словарь оценок» при оценивании деятельности и поведения ребенка.
Инструкция: педагог-психолог приглашает 3-5 участников, которым предлагается в течение 40 секунд выполнить определенное задание:
- нарисовать человека;
- нарисовать собаку;
- нарисовать машину.
Далее участники с помощью «Словаря оценок» оценивают получившиеся работы.
Проводится обсуждение, в ходе которого выявляется ограниченность выражений «Словаря оценок», родители приходят к пониманию невозможности с их помощью дать содержательную информации. О результатах работы.
Мини- лекция Приемы эффективного общения «Ты-сообщение»
Цель: познакомить участников с приемом «Ты-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.
Инструкция: родителям предлагается схема оценки поведения ребенка и приводится пример использования данного приема.
Упражнение «Ситуации»
Цель: воспроизвести предложенные ситуации и оценить поведение ребенка, используя прием «Ты-сообщения»; поделиться своими ощущениями с участниками.
Инструкция: Участники делятся на пять команд. Каждой команде ведущий предлагает оценить ситуацию, используя прием «Ты-сообщения»:
Ситуация 1
- во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.
Ситуация 2
В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. – реакция родителей.
Ситуация 3
- ребенок плюнул в бабушку – реакция родителей.
Ситуация 4
- ребенок падает на пол и кричит – реакция родителей.
Ситуация 5
- ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.
Мини- лекция Приемы эффективного общения «Я-сообщение»
Цель: познакомить участников с приемом «Я-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.
Инструкция: родителям предлагается схема оценки поведения ребенка и приводится пример использования данного приема.
Упражнение «Ситуации»
Цель: воспроизвести предложенные ситуации и оценить поведение ребенка, используя прием «Я-сообщения»; поделиться своими ощущениями с участниками.
Инструкция: Участники делятся на пять команд. Каждой команде ведущий предлагает оценить ту же ситуацию, используя прием «Я-сообщения»:
Ситуация 1
- во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.
Ситуация 2
В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. – реакция родителей.
Ситуация 3
- ребенок плюнул в бабушку– реакция родителей.
Ситуация 4
- ребенок падает на пол и кричит– реакция родителей.
Ситуация 5
- ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.
И в завершении нашего диалога я хотела бы рассказать одну притчу.
«Ладная семья»
Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек насчитывалась в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье.
Ни сор, ни ругани, ни боже упаси никаких драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село и душа его возрадовалась кругом чисто, красота достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?
Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать, он передал лист владыки. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
«Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа:
«Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение. Прочел владыка и спросил и всё?
Да – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,- подумав, добавил: «… и мира тоже».
Игровое упражнение «Похвалим друг друга»
Цель: создание доброжелательной обстановки, позитивного настроения участников.
Инструкция: Передавая игрушку, похвалим друг друга, назовем, что нам было приятно при общении друг с другом.
Итог собрания:
Смогли ли мы на сегодняшней встрече дать ответ на вопрос «Как правильно применять наказания и поощрения?» Наверное, да, потому что мы раскрыли сущность каждой из форм воспитательного воздействия. А уж, ЧТО выберете Вы - зависит от вашего внутреннего осознания необходимости выбирать лучшее для своего ребенка.
Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются ваши взаимоотношения. Насколько родители и дети эмоционально близки другу.
Я желаю вам успеха в воспитании ваших детей.
И в заключении мне хочется напомнить о том, чтобы Вы взяли с собой памятки, которые мы подготовили к нашей сегодняшней встрече (памятка «Поощрение и наказание»).
*РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
«Поощрение и наказание»
Что такое поощрение?
- одобрение;
- похвала;
- тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия, поцелуи и др.)
- выражение благодарности;
- предоставление возможности выполнения действий, свойственных старшим;
- посещение мероприятий для более старших детей, общесемейных мероприятий.
- НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
- достигнуто не своим трудом.
- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- из жалости или желания понравиться.
- Любая похвала должна быть понятна ребенку. «Молодец?!» - слово не достаточно понятное для детей. При похвале надо не забывать обговаривать с ребенком положительные последствия поступка:
«Ты быстро поел, и мы успеем почитать книгу, вместе поиграть»;
«Ты тихо поиграл, у меня прошла голова, и мы можем теперь поиграть вместе, посмотреть мультфильм».
- НАДО ХВАЛИТЬ:
- за поступок, за свершившееся действие, за усилия, даже если они не увенчались успехом.
- начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
- очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
Что такое наказание? Методы наказаний:
- словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);
- выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)
- метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)
- лишение значимой для ребенка деятельности, вещи, общения на определенное время при обговаривании условий возврата.
Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
- ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема;
- когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном;
- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки);
- после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);
- когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;
- когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;
- когда вы сами не в себе.
- ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
- Наказание не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
- За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- Надо наказывать и вскоре прощать. Наказание должно длиться до тех пор, пока ребенок помнит, что он наказан и чувствует свою вину – до 15-20 минут.
- Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- После того, как у ребенка была возможность подумать над своим поведением, важно также спросить, за что он был наказан, и почему он нас огорчил (необходимо, чтобы ребенок осознавал наказание)
- Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей. Тема: Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...
Консультация для родителей на тему: "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Консультация для родителей на тему: "Игра, как средство воспитания дошкольников"...
Консультация для родителей на тему "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Консультация для родителей дошкольников...
Консультация для педагогов и родителей «Игра, как средство воспитания дошкольника»
Игра является основным средством физического, духовного и умственного развития. Каждому педагогу необходимо помнить, что играть с детьми нужно, а иногда просто необходимо. Ведь игра, как естественная ...
Консультация для педагогов и родителей «Игра, как средство воспитания дошкольника»
Игра является основным средством физического, духовного и умственного развития. Каждому педагогу необходимо помнить, что играть с детьми нужно, а иногда просто необходимо. Ведь игра, как естественная ...
Консультация для родителей на тему «Игра как средство воспитания дошкольников»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"
Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная...