Театр - помощник в воспитании и образовании детей.
консультация (подготовительная группа)

Афанасьева Наталия Николаевна

        Выдающийся советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче  и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

         Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.

ПАМЯТЬ.

        Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания.

        Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям.

        Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки в спектакле: пение героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические выходы персонажей.

Например, предлагаем ребенку выйти на вступление к песне с характерными движениями героя, которого изображает маленький артист. В этом случае необходимо запомнить мелодию вступления и те движения, которые нужно выполнить, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом.

        Маленький кукловод слушает и запоминает музыку, под которую должен появиться на ширме Волк в сказке «Волк и семеро козлят», - и в нужный момент Волк, оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.

        Ребенок запоминает очередность своего выступления и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.

ФАНТАЗИЯ.

Слова, сказанные К. С. Станиславским о творчестве в театре, можно отнести и к детскому театру, так как в них заключена суть основы и успеха любого театра: «…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца протекает при участии воображения».

Воображение это способность представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни.

При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.

Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.

Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя.

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ.

        В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.

        Такие моменты возникают нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что его здесь обязательно выслушают и примут предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.

        Дети часто удивляют нас своей находчивостью. Решения принимают быстро и с такой легкостью, что многие бьющиеся над извечным вопросом «Что делать?», могли бы им только позавидовать.

РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.

        В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основными носителями ее для дошкольника являются детский сад и семья. В детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое.

        Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство: «Почему летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?».

        Наша задача – направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с легкостью, и запоминаться на долго.

        Изобразительное искусство – обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых, а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить свой кругозор?        Значительно расширяет кругозор детей в областях изобразительного искусства и народного творчества спектакль «Волшебство красок». Подготовительный процесс и сам спектакль дают представления о множестве интересных вещей: что такое Гжель и Хохлома, почему картины называются пейзаж, натюрморт или портрет, какие бывают краски, и для чего каждая может быть использована, и т. д.

        Через театр можно рассказать детям о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года.

        Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки».

        Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.

   Задачами театрального воспитания детей являются:

  • гармоническое  развитие  природных способностей  детей  средствами всех искусств;
  • приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы;
  • обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности;
  • выявление и подготовка детей, наиболее способных к дальнейшему обучению в специальных театральных либо культурно – просветительных учебных заведениях.

Каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом во...

СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №26

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботи...

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

Консультация для родителей. «Театр – помощник в воспитании детей»

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Во многих семьях книги ушли на второй план, их место заняли диски с мультфильмами, компьютер, телевизор, просмотр которого не всегд...

ДОКЛАД «Экологический театр как нетрадиционная форма экологического образования детей»

Доклад к РМО воспитателей старших и подготовительных групп ...