ДОКЛАД «Экологический театр как нетрадиционная форма экологического образования детей»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Доклад к РМО воспитателей старших и подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekologicheskiy_teatr_2.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
Городецкого муниципального района
Согласовано:
Руководитель РМО воспитателей
старших и подготовительных групп
Городецкого муниципального района
____________________ О.Н.Кочнова
ДОКЛАД
«Экологический театр как нетрадиционная форма экологического образования детей»
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки» Т.П. Терехова |
г. Заволжье
2016 г.
«Сказка помогает ребенку понять
взаимоотношения человека с природой,
рисуя те или иные черты героев животных,
сказка дает нравственное воспитание, а также
реальные представления о природе »
Г.В. Власова
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека.
Дошкольный возраст – неоценимый этап в становлении экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому главная задача экологического воспитания в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы. Поскольку у дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, то особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, сказок, которые показывают неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг, и направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Поэтому наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдение, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, воспитатели приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством чтения экологических сказок и экологического театра.
Экологический театр способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Задачами экологического театра являются:
- Привлечение внимания к проблемам окружающей среды
- Развитие творческих способностей детей
- Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность
- Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию.
Сказки, используемые для экологического театра, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В них в доступной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий.
Главное в любой экологической сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.
Особое внимание экологическому образованию детей и формированию нравственных качеств уделяется в летний период. Несколько лет назад в нашем дошкольном учреждении был создан «Зеленый театр», как часть экологической тропы. В течение всего лета дети всех возрастов приходят в «Зеленый театр» на представления. Одной из целей данного театра является воспитания у детей гуманного отношения к живому. Самым маленьким воспитанникам очень нравятся игры-инсценировки такие как «Ай, да теремок!», «Мур-мур-мур, пирога!», «Добрый доктор Айболит…», «Игрушки» А. Барто и многие другие. Во время представления педагоги используют элементы музыкальных, пальчиковых, подвижных игр. А для старших воспитанников включают элементы экспериментальной деятельности и фокусы.
Сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или театрализацией игрушками или в виде драматизации сильно воздействует на эмоции детей. Но следует заметить, что работе со сказкой должен предшествовать цикл организованных наблюдений за теми объектами живой и явлениями неживой природы, с которыми детям предстоит встретиться в сказке, поскольку непосредственный опыт общения с ними в реальной жизни облегчит и ускорит процесс понимания экологического содержания сказки.
После чтения художественных произведений организуется беседа, цель которой состоит в том, чтобы помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
А в дальнейшем сказка инсценируется или ставиться кукольный спектакль.
Спектакли всегда вызывают у воспитанников море эмоций, поэтому сюжет просмотренной сказки в дальнейшем используется ими для сюжетно-ролевой или режессерской игр.
Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми. Их можно разделить на две категории:
- Созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями
- Созданные на основе личного творчества.
Они представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Их также используем в качестве театральных постановок в нашем «Зеленом театре».
Чтобы сыграть экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других. Поэтому одним из важных моментов экологического театра является непосредственная работа над экологической постановкой. Мы, педагоги, проводим данную работу в системе.
Сценарии во всех дошкольных группах продумываются совместно детьми и взрослыми, выбираем сказку, затем читаем ее с детьми, фрагментарно обыгрываем, делим на эпизоды, занимаемся поиском выразительных интонаций, выражений, движений.
Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе (если же разыгрывается сказка с помощью кукол или игрушек того или иного вида театра, то внимание уделяется выразительной передаче образа, интонации, умению управлять куклой или игрушкой).
Этюдная работа освобождает творческую природу ребенка и включает в себя игры и специальные упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.
Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
В процессе работы над экологическим спектаклем, мы учитываем возраст зрителей, продолжительность сказки, пьесы, пытаемся сделать ее легкой для восприятия: спектакли перемежаются играми, зрители становятся активными участниками событий, происходящих в «Зеленом театре».
В плане летней оздоровительной работы обязательно присутствует неделя «Знатоки природы». Главным сказочным персонажем этой недели стала любопытная Варвара, которая встречает детей на экологической тропе. Любопытная Варвара рассказывает ребятам экологические сказки, создает проблемные ситуации, вместе с ребятами придумывает экологические загадки, правила и плакаты, проводит разнообразные опыты.
В течение учебного года наши воспитанники посещают театральную студию «Солнышко». В программе кружка предусмотрены занятия по театрализации сказок, этюдов экологической направленности. Такие игры-драматизации как «Встреча в лесу», «Зайка и ослик», «Тигренок заболел» и т.д. не только побуждают детей осваивать приемы кукловождения и способы звукоизвлечения, но и вызывают сочувствие к героям, желание заботиться и помогать им.
В нашем детском саду мы уделяем большое внимание организации экологизированной развивающей предметно - пространственной среды, которая выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. В группах помимо живых объектов (цветов), материалов по уходу за растениями, макетов и т.д. в наших экологических центрах присутствует подборка игрового материала, с помощью которого разыгрываются следующие обучающие ситуации:
- Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.
Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков.
- Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
В данных игровых ситуациях сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуя в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
- Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре педагога.
Для постановок и игр мы используем подборку экологических пьес и сказок из следующих источников:
- Р.Ю. Посылкина «Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»
- Р.Ю. Белоусова «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет» и другую литературу.
- М.В. Коробова, Р.Ю. Посылкина «Малыш в мире природы»
В ходе данной работы мы убедились, что экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт. Экологические сценки, миниатюры, сказки вызывают простые человеческие чувства: сострадание, желание помочь, необходимость действовать.
Также хочется отметить, что огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья. Педагогами ДОУ на протяжении длительного времени проводилась непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию экологического театра. Родители принимают активное участие в сочинении частушек, стихов, песенок и сказок на экологическую тематику, оказывают помощь в изготовлении костюмов из бросовых материалов, декораций.
Таким образом, можно сделать вывод, что природоведческая сказка и театр расширяют экологические представления дошкольников, конкретизируют их, углубляют теоретические знания в экологическом воспитании, формируют ряд основополагающих экологических и нравственных понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эксклюзив на подоконнике» или травянчики как нетрадиционная форма экологического воспитания дошколят.
Одним из основных направлений в работе нашего детского сада №12 «Белочка» является экологическое воспитание. Да и 2017 год объявлен в России Годом экологии.Я, как воспитатель, поставила перед собой за...
Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».
В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...
ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»
Пусть ребенок чувствует красоту ивосторгается ею, пусть в его сердце ипамяти навсегда сохраняются образы,в которых воплощается Родина»В. А. Сухомлинский.Это один из моих первых...
ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»
Проект «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников» - один из моих первых проектов за время работы воспи...
Экологический театр-нетрадиционная форма экологического воспитания дошкольников.
Экологический театр-нетрадиционная форма экологического воспитания дошкольников....
Экологические проекты как инновационная форма экологического воспитания.
консультация для педагогов...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается вопрос об эффективном влиянии экологических акции на формирование экологического сознания дошкольников. Авторами подчеркивается необходимость экологического воспитания в ранне...