Ценностные ориентиры современного образования
статья

Аунинг Любовь Юрьевна

Ценностные ориентиры современного образования.

 

Воспитывает всё - люди, вещи, но прежде всего

и дольше всего - люди. Из них на первом месте

родители и педагоги".

А. Макаренко

 

Педагог - одна из самых удивительных и сложных профессий в наш век новых технологий и инноваций, которая требует постоянного самосовершенствования, толерантности, умения повести за собой тех, кто нуждается в психологической и педагогической помощи. А, это прежде всего будут родители воспитанников. Они то и представляют социальных заказчиков образовательных услуг, которые часто не обладают глубокими знаниями в области педагогики. Таким образом, в совместном союзе педагоги и родители, законные представители, будут участниками образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС в настоящем и будущем времени. Что и хотелось бы воплотить в реальность. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества, так как это образование признано начальной ступенью в дальнейшем обучении. Положительный результат будет достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostnye_orientiry.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статью подготовила Аунинг Л.Ю.  

воспитатель ГБДОУ № 47.

Ценностные ориентиры современного образования.

Воспитывает всё - люди, вещи, но прежде всего

и дольше всего - люди. Из них на первом месте

родители и педагоги".

А. Макаренко

Педагог - одна из самых удивительных и сложных профессий в наш век новых технологий и инноваций, которая требует постоянного самосовершенствования, толерантности, умения повести за собой тех, кто нуждается в психологической и педагогической помощи. А, это прежде всего будут родители воспитанников. Они то и представляют социальных заказчиков образовательных услуг, которые часто не обладают глубокими знаниями в области педагогики. Таким образом, в совместном союзе педагоги и родители, законные представители, будут участниками образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС в настоящем и будущем времени. Что и хотелось бы воплотить в реальность. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества, так как это образование признано начальной ступенью в дальнейшем обучении. Положительный результат будет достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.

Телевидение и интернет стали главными поставщиками информации, отчего меняется структура познания человеком окружающего мира. В киберпространстве не предъявляются серьезные требования к умственной деятельности. Информация в медиамире передается посредством визуальных образов, активно замещающих собой слово, текст, что нельзя не учитывать в образовательной деятельности. Интернет-революция разрушает иерархическую систему знаний, приводит к обеднению форм поведения. За современным обществом прочно закрепилось название информационного общества, или общества массового потребления информации, эпохи массовых коммуникаций, средств массовой информации, массмедиа, а отсюда и массовой культуры, массовой литературы. Иной становится и потребитель информации – это массовый потребитель с развивающимся клиповым мышлением, восприятие которого лишается особого настроя на воспринимаемое, целостности, эмоционального проживания, сакрального погружения. В связи с изменением информационного пространства, окружающего современного учащегося, информационная парадигма в образовании выступает на первый план.

Образование не может остаться в стороне от этих процессов. Естественно, происходят изменения и в представлениях о целях, образования и путях их реализации. От признания необходимости знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, пришло понимание обучения, как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в группе, быть готовым к переучиванию, быстром реагировании к требованиям современного рынка труда. Ценностные ориентиры современного конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования.

Задачи современного образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, детского сада, школы, коллектива и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря к знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей».

Регулятивной идеей, в логике изложения Р.Н. Бунеева, «при создании образовательной системы нового поколения является идея о конструктивности нравственности, которая обеспечивает взаимопонимание между разными людьми, в том числе и между воспитателем и ребенком на пути их восхождения к культуре. В этой идее, - подчеркивает автор, высвечивается значение «золотого правила» нравственности в статусе ценности, становящейся критерием оценивания того, действительно ли происходит стабилизация человеческого сообщества и утверждается самоценность человека». С точки зрения И.Л. Зеленковой, в образовательной системе должен быть целевой блок, в котором центральное место принадлежит «регулятивной идее», какой является стабилизация человеческого сообщества и утверждение самоценности человека, которая «описывается этически

«Сопряжение деонтологического и аксиологического в рамках реализации образовательной системы, - согласно Р.Н. Бунееву, - достигается, во-первых, за счет целенаправленно созданных или спонтанно возникающих ситуаций морального выбора (это и ситуации-секунды, требующие реализации золотых правил нравственности, - Н.Е. Щуркова, это и информация наведения на идею, и информация наведения на мысль - Г.С. Сухобская, это и теоретическое, логическое и эмпирическое доказательности моральных норм и принципов - А.В. Зосимовский). Во-вторых, за счет использования диалоговых форм работы учащихся, как в процессе обучения, так и в процессе воспитания (это и убеждающее воздействие - Ю.Н. Кулюткин, это и дискуссии, и ролевые игры и т. д. с целью воссоздания процесса совместных решений, разработки проектов.

А. С.  Макаренко считал необходимым воспитывать у детей совесть, как средство ориентира и самоконтроля. В связи с этим он отмечал: «..легко научить ребенка совершать правильно и думать правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его совершать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования ценностных ориентиров.

Проект непосредственно - образовательной деятельностис детьмигруппы общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет по познавательному развитию. (Нравственно – этическое воспитание).Интеграция образ...

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

"Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края"

Приобщение детей к истокам родной культуры, любви к малой родине...

Семья как эталонная система ценностных ориентиров ребенка

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы...

Ценностные ориентиры современного образования. Взаимодействие кадетских классов и детского сада в развитии патриотического воспитания путем преемственности.

В наше время, патриотическое воспитание дошкольников  актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные...

Ценностные ориентиры современного образования в условиях применения художественной литературы как средства формирования личности ребенка.

Современное образование нельзя осмыслить без учета сущностных процессов, происходящих в нашем обществе. Новое время порождает новое общество – общество потребителя. Телевидение и интернет стали ...