Основные ориентиры современного образования
статья
Предварительный просмотр:
Письменная Т.В., воспитатель,
Новикова В.А., воспитатель,
МКДОУ ЦРР - детский сад №18 г.Россоши
Основные ориентиры современного образования
В современном отечественном образовании обращают на себя внимание две тенденции. Тенденция первая — абстрактная универсализация, что ведет к сближению национальных образовательных систем и по содержанию, и по санкциям, и по организации. Тенденция вторая — движение в сторону сохранения и развития национальных основ образования, возрождения традиций как средоточия духовных ценностей.
Признание того, что тайна роста человека, его духовного становления не может быть понята вне религиозных установок культурного сознания, является необходимой теоретической предпосылкой педагогического процесса. "К духовному росту, нельзя прийти через развитие психических сил — интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии"[1, 102].
Сейчас наше общество приходит к осознанию того, что детям необходимо быть образованными, учёными, но без знания настоящих истин, без знания Бога, они будут несчастны, неполноценны. «Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда они будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога» (Святитель Лука Крымский). А иначе, «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, всё и так развалится само по себе» (Президент РФ В.В. Путин). Православная церковь и государство многое сделали для того, чтобы направление духовно – нравственное воспитание имело развитие в учебно – образовательном процессе, а нам воспитателям, доверили прорастить добрые семена чуткости, доброты, любви, совестливости, ответственности, патриотизма, чтобы, взрослея, наши дети научились делать осознанный нравственный выбор. А всё это начинается ещё с детского сада.
Решая задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников нужно опираться на социокультурный подход в образовании. Обычаи и традиции это ценности, которые народ собирал на протяжении многих веков. Познавая опыт национального бытия, дети тянуться к своим истокам - к родному очагу, Отечеству, нравственным качествам и свойствам, духовным добродетелям. Относятся к нему как к знанию, как к истоку жизненности творческого нравственного начала, усваивая социокультурный опыт своих сверстников, родителей, своего рода, Отечества.
Возникает естественный вопрос о критериях подлинно духовных ценностей. Их специфика необъяснима в рамках распространенной концепции субъектно-объектных отношений. Ценность имеет сложную многоуровневую структуру и выражает наиболее общие типы взаимодействия между субъектами любого уровня. Межсубъектные отношения опосредованы нормой и идеалом, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Духовные ценности наиболее адекватно проявляются в религии, искусстве, нравственности.
Главная особенность ценностных отношений общность любого уровня: семья, коллектив, нация, государство. Основные свойства ценностей, определяющие их роль и функции в обществе: внутренняя свобода человеческого самоопределения; социальная, имеющего ценностную основу; «невозможность логического доказательства наличия или отсутствия отношений ценностного уровня»[2, 58] . Эти общечеловеческие ценности образуют в структуре социального субъекта (личности, народа) духовный стержень. Именно ценностные отношения определяют глубинные основы народной жизни.
Однако стержнем отечественного образования является русская культура в широком значении. Чтобы преобразовать наше общество, нужно обеспечить взаимодействие современной науки и русского православия. Без интеграции православной веры и светского знания не преодолеть духовного кризиса в нашем обществе. Они коренятся в религиозной сфере человеческого сознания. Именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и пороках, о смысле жизни и человеке.
Кризисное положение общества дошкольного образования является следствием многосложных причин, важнейшие из которых: духовная ослабленность народа и обеднение его творческого потенциала. Налицо нехватка самобытных, дальновидных людей, обладающих развитым интеллектом, духовной силой.
Наш народ богато одарен от природы художественно, интеллектуально, религиозно. Но за всю историю его существования у него не было школы полноценного умственного воспитания. Отсюда — существование двух полюсов: величайшая мудрость, на другом — много "умственно неквалифицированной массы" (И.П.Павлов). Россия, блистая гениями во всех сферах духовной культуры, никогда не имела достойного качества жизни, совершенной технологией труда, обустроенностью быта. Разрыв между уровнем развития культуры и уровнем цивилизации накладывал свой отпечаток на интеллектуальный и духовный облик личности.
Задача обучения сделать человека не только образованнее, но и умнее. Необходимо научить детей самостоятельно ставить вопросы, искать ответы на них. Используя все имеющиеся педагогические средства, нужно работать над повышением культуры ума детей. Современное образование должно стать вопрошающей. Время умственного иждивенчества, легковерности прошло. Ныне перед Россией возникли сложнейшие вопросы, на которые нет ответа ни у тех, кто учит, ни у тех, кто учится. Выход один: вместе искать истину.
Будущее отечественного образования неразрывно связано с направленностью на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие детей в свете национальных идеалов. Полноценное умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, легитимность религиозного мировоззрения, опора на великую русскую культуру — ведущие ориентиры современной российской школы.
Литература:
1.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. - 131с.
2.Человек и духовно-культурные основы возрождения России / Под ред. Г.П. Выжлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского. СПб., 1996. - 288с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ДО как основной ориентир обеспечения развития системы качества дошкольного образования в РФ.
В данной презентации рассматривается понятие "ФГОС ДО", его основное направление и ориентиры. Отражены цели, задачи и принципы ФГОС ДО как основного ориентира обеспечения развития системы качества дош...
Цель современного образования и основные направления экспериментальной работы в условиях модернизации образования.
Цель современного образования...
Ценностные ориентиры современного образования
Ценностные ориентиры современного образования. Воспитывает всё - люди, вещи, но прежде всегои дольше всего - люди. Из них на первом местеродители и педагоги".А. Макаренко Педагог - одн...
Ценностные ориентиры современного образования. Взаимодействие кадетских классов и детского сада в развитии патриотического воспитания путем преемственности.
В наше время, патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные...
Ценностные ориентиры современного образования в условиях применения художественной литературы как средства формирования личности ребенка.
Современное образование нельзя осмыслить без учета сущностных процессов, происходящих в нашем обществе. Новое время порождает новое общество – общество потребителя. Телевидение и интернет стали ...
Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования
Презентация на тему: "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"...