"Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края"
консультация (подготовительная группа)
Приобщение детей к истокам родной культуры, любви к малой родине
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л.С.Лихачев.
Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием.
В педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентации, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов. Система ценностных ориентации является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции.
Ценностные ориентации тесно связаны с нравственными представлениями человека. Нравственные ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение личности к себе, к другим людям и миру в целом.
Современное развитие российского общества выдвигает нравственно патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи, с целью воспитания достойного гражданина, патриота, человека духовного, высокообразованного.
Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.
Таким образом, необходимо не только знакомить детей с историей, культурой города, своего края, с особенностями природных условий, но и формирования у детей чувства своей связи с вышеперечисленным и осознанием себя частью этого.
Ценностные ориентации - эта главная ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.
1. Анализ средств формирования ценностного отношения к родному краю
Дошкольный возраст-период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию.
Примером такого подхода является русская культурная традиция, которая, во-первых, предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, во–вторых конкретный воспитательный и образовательный материал, уже пропитанный духовностью и нравственностью.
Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности.
Нравственность - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Традиции выступают в роли ценностных ориентиров социокультурной среды – это местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается чувство привязанности и ценностное отношение к своей малой и большой Родине. Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных раздела: мир природы родного края, деятельность людей и культурный облик родного города. Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий. Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Педагогам необходимо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим краем.
Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, воспитателями в детском саду, знакомыми и друзьями родителей.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, людях- первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных факторов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и краем.
Ознакомление детей с родным краем начинается со старшего дошкольного возраста. К этому времени у детей накоплен определенный багаж знаний о природе, общественных отношениях и о культуре в целом.
Ознакомление с родным городом начинается с рассматривания картин, фотографий с красивыми местами города, природой. Детям очень нравится рассматривать красивые фотографии, и они непременно спрашивают об изображаемом месте. Таким образом, воспитатель не навязывает образовательный процесс детям, они сами «выбирают» последовательность изучаемого. Далее воспитателю необходимо сочетать рассказ с показом. Можно прочитать рассказ о родном городе и показать картинки, фотографии, слайды с изображением достопримечательностей края. Также, если позволяют технические возможности детского сада, можно показать документальный фильм о родном городе. Но, необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к видео для показа в данном возрасте.
Все, что детям показывали, все открытки, картинки, фотографии должны находиться на глазах ребенка, следовательно, в старшей группе детского сада должен быть уголок родного края. В данном уголке находится материал не только о родном крае, но и о России. Необходимо вывесить флаг Российской Федерации, герб как государственный, так и герб города. Также, к концу старшего дошкольного возраста, детей можно вывести на экскурсию в музей и просто по знаменательным местам города.
В детском саду должно войти в традицию празднование Дня города. Детям необходимо объяснить, что в этот день все горожане празднуют День рождения города, почему у города именно такое название, в честь кого город так назван. В детях необходимо воспитывать не только уважение к родному городу, но и любовь к краю в целом.
Эффективность процесса приобщения детей к культурно-историческому прошлому во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.
Цель воспитания дошкольников в русле русской культурной традиции – это обращение к российской старине, попытке реализовать в современных условиях традиционные ценности, фундаментальные качества русского народа благодаря которым он стал великим и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы.
Культурные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость.
Рассмотрим эти средства с точки зрения из разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Первым, самым объемным и значимым средством является само культурное прошлое.
Оно не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.
По своему содержанию культурное прошлое имеет все необходимое для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная функция, которая возлагается на это средство - показать детям прошлое «изнутри» и помочь ребенку накопить прошлый опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.
Однако культурное прошлое как объективная данность только может быть, но не всегда является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым оно становится только в том случае, если объекты, факта, события, с которыми встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. С возрастом ребенок расширяет для себя культурно-историческое прошлое нашей Родины. По мере его психологического развития становятся глубже познавательные интересы. Ребенок начинает воздействовать на большее количество объектов, фактов, а значит культурно- историческое прошлое становится средством воспитания.
Следовательно, не любой объект культурно-исторического прошлого является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития при условии адекватной методики.
Поэтому важными педагогическими задачами являются анализ и отбор из краеведческого материала такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к культурно- историческим ценностям региона.
Воспитатель составляет «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входит:
- описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека);
- перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания названий;
- указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться городом, районом и в которых дети смогут принять участие;
- перечень событий, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и группе.
Средством ознакомления детей с родным краем могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.
В любом предмете рукотворного мира заложен опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе краеведения.
Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушки ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные и идеологические ценности.
Большую роль в приобщении детей к культурно- историческому прошлому играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.
Для того чтобы литература стала средством приобретения знаний о историко-культурном прошлом необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающийся личности ребенка и ,во-вторых, высокую информативность этого средства.
Также уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство. Когда речь об изобразительном искусстве как средстве познания истории Отечества, имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые используются в дидактических целях.
Произведения художников затрагивает душу даже маленького ребенка и способны не только «информировать» о каких-то предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества.
«Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России».
(Ю. Тюрин)
2. Формы и методы работы с детьми по формированию ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края
В начале второго тысячелетия об актуальности патриотического воспитания в современных условиях заговорили на государственном уровне. В феврале 2000 г. Правительством РФ была утверждена специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, «Истоки» Л.Л. Парамоновой, К.В. Тарасовой, поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.
Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.
Необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с детьми по формированию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Наибольшего результата можно достичь объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, гуманизации, дифференциации, историзма, вариативности и системности, а также с учётом личностно-ориентированной дидактики эта работа даёт свои положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.
Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки о природе, о животных, о своих родных и о себе самом, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, семейные праздники (Рождество, Масленица).
В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические.
Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями и т.п.), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое.
Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок позволяет объединить детей разного возраста общими чувствами, переживаниями. При этом старшие дети, как правило, делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества.
Лучше всего занятия и беседы проводить в «Музее старины», где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками. Такая форма работы необходима в детском саду в рамках патриотического воспитания.
Работая в единстве с родителями, сшить народные костюмы: сарафаны и рубашки-косоворотки, в которые очень любят наряжаться дети.
В группе имеет место создание мини-музеев, где можно разместить образцы народных промыслов (Дымковская игрушка, изделия из лозы, расписная матрёшка, кукла в народном костюме), собрать коллекцию открыток, иллюстраций, репродукций картин, фотографий с изображением Воронежа и Воронежской области. портретов известных земляков, создать библиотеку детских книг по устному народному творчеству, разработать дидактические и творческие игры, словом, всё то, что, находит эмоциональный отклик в сердцах и душах детей.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
К наиболее часто используемым педагогами дошкольных образовательных учреждений форм патриотического воспитания дошкольников и по ознакомлению с историей родного края относятся организация экскурсий, походов, акций, участие в праздниках.
Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким – либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на старших дошкольников. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую продолжительность во времени, что делает их особенно ценными.
Особое место в ознакомлении детей с историей родного края должно отводиться праздникам. Роль праздников в воспитании детей было рассмотрено еще в статье Е.А. Флериной «Праздник в дошкольном учреждении» Автор отмечает, что «Праздник есть явление биологически и социально оправдываемое». Ритм ежедневной жизни должен нарушаться, иначе будет теряться ощущение этого ритма. Особенность праздника для детей заключается в том, что «праздник для ребенка есть момент большой и активной радости».
В наши дни народные праздники (Масленица, Пасха, Ивана Купалы) считаются активным средством возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Поэтому, наряду с другими средствами самовыражения народа, народные праздники выступают стабилизирующим фактором нашего общества и оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у дошкольников и сохранение исторического наследия родного края.
Организация предметно-развивающей среды в группе. Должны быть собрана различная литература, книги, журналы, открытки, альбомы о родном городе и области, оформлены выставки изображения природы родного края и его достопримечательности, о наших земляках.
Детям дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.
Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую, самое большое, что она «позволяет себе», - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий (в том числе и чувства патриотизма), ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Особенно важно видеть сказку не только со стороны (в кинофильме или в театральной пьесе), но и самостоятельно проиграть её, прожив её сюжет. Опираясь на все органы чувств детей, можно использовать многообразие методов работы: сказку можно нарисовать, сказку можно сложить из ткани, сказки имеют запахи, сказки звучат, в героев сказки можно переодеться и протанцевать, сказку можно разыграть с помощью кукол, сказки можно драматизировать, сказку можно сочинить.
Выразительное и эмоциональное чтение и рассказывание русских народных сказок всегда с живым интересом воспринимается детьми. Чувства, испытанные детьми, закладывают в их души незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены, и когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзывается в его поступках. Со старшими дошкольниками желательно практиковать чтение былин, обязательно в песенно-былинной манере, чтобы показать мелодичность, напевность родного языка. Былины помогают понять истоки народного мужества, стойкости, бескорыстной любви к Родине и самоотверженность в защите её от иноземных захватчиков.
При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.
О необходимости воспитания любви к родному Отечеству говорили и писали в своё время русские педагоги. Чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.
Список литературы
1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2013.
2. Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2014.
3. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников». Дошкольное воспитание, №1, 2015.
4. «Гордиться славою предков». Дошкольное воспитание, №2, 2012.
5. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания». Дошкольное воспитание, №6, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...
Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».
Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...
«Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края»
презентация к педагогическому совету на тему "Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края...
«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»
Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...
Нравственно - патриотического воспитание через изучение истории родного края
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви ...
Консультация для педагогов «Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»
Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в во...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...