Дидактическая система Ф. Фребеля. Краткое описание системы игр с дарами Ф. Фрёбеля.
статья
Дидактическая система Ф. Фребеля. Краткое описание системы игр с дарами Ф. Фрёбеля.
подготовила воспитатель
Арисова Людмила Владимировна
ГБДОУ детски сад №23 Кировского Района
г. Санкт-Петербург
Ф. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, человек утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, содействуют развитию воображения и фантазии.
Материалом для игр стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-k.didakticheskaya_sistema_frebelya.docx | 20.67 КБ |
dary_fridriha_frebelya.pdf | 867.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая система Ф. Фребеля. Краткое описание системы игр с дарами Ф. Фрёбеля.
Ф. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, человек утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, содействуют развитию воображения и фантазии.
Материалом для игр стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.
Первым даром является мяч.
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т.е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая "вперед-назад”, "вверх-вниз”, "вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом "Есть мячик - нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.
Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, надуманных доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является "единством в единстве”, шар - символ движения, шар - символ бесконечности.
Мячики направлены на:
- Развитие умение различать цвета
- Знакомят с пространственными представлениями.
- Знакомит с утверждением и отрицанием.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т.д.
Третий дар -куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях ("сложное единство”, "единство и многообразие”); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.
Пятый дар - кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар - кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.
Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.
Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.
Следует отметить еще как ценную черту даров Фребеля последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и самую мысль о строительном материале для игр-занятий детей.
Все игры и игровые средства занятости Ф. Фребеля делают возможным отражение « форм жизни, красоты и познания»
Ф.Фребель подробно разъяснил действия с деталями наборов.
« Жизненные формы» под ними понимаются предметы из повседневной жизни и окружения детей. В каждом наборе прослеживается идея Ф. Фребеля о «единстве и многообразии». То есть превращение куба в « жизненные формы» начинается и заканчивается собранным кубом. Для 3 и 4 набора автор придумал « «рифмованные песенки», цель которых порадовать детей и поддержать познавательную деятельность, но к сожалению перевода песенок на русский язык нет. Кроме того , в 4 наборе автор разделил «жизненные формы» на несколько тематических серий:
«Мебель»
« в пекарне»
«Строительство и обустройство дома»
В наборе №5 Идея Ф. Фребеля о необходимости сочетания работы с наборами и развития речи нашли свое отражение в сюжетном конструировании, где дети создают постройки, исходя из сюжета придуманной истории
« Формы красоты» или орнаментные картинки появляющиеся в результате вращательных движений куба или кирпичика по часовой стрелке вокруг неподвижного центра. Узоры носят не только орнаментальный характер , но и развивают у детей проективное видение объемного тела, так как предполагаемый узор Ф. Фребелем- это комплексный вид постройки с верху.
« Формы познания» - Ф. Фребель хотел наглядно представить детям простые математические знания и связи.
набор № 3 представляет собой часть в пропорции к целому
набор № 4 представляет соотношение части и целого, объема и плоскости, образование числа «8» из единиц и и из двух меньших чисел, сложение и вычитание в пределах 8
набор № 5 показывает деление куба на 3,9, и 27 частей и знакомство с делением 2-3-4-6-9 и 12 равных частей иллюстрирует сложение множеств путем наложения одинаковых фигур одну на другую в 2 -3 этапа, таким образом ребенок осмысливает трансформацию куба в различных формах
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы по теме: «Театрализованная деятельность - как особый и прекрасный мир ребенка»
Мой опыт работы по театрализованной деятельности...
Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...
Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)
Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....
Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"
В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....
Описание игрового развивающего пособия "Дары Фрёбеля" в разных видах деятельности.
Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игровое пособие "Дары Фрёбеля" можно добиться более прочных...
Тема: «Современные подходы к образовательной деятельности воспитанников с ОВЗ на примере дидактических игр «Дары Ф. Фрёбеля»
Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782–1852) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века, учеником И.Г. Пе...