Описание игрового развивающего пособия "Дары Фрёбеля" в разных видах деятельности.
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Васильева Марина Михайловна

Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игровое пособие "Дары Фрёбеля" можно добиться  более прочных о осознанных знаний , умений и навыков. Игры будят детское воображение и создают приподнятое настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание методического нетрадиционного развивающего пособия «Дары Фрёбеля»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них, как вы все знаете, является игра.

Сегодня я хочу познакомить вас с развивающим практическим пособием «Дары Фрёбеля».

Пособие «Дары Фрёбеля» – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей дошкольников через игровую деятельность.

Фрёбель -это немецкий педагог 19 века, который не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста.Он изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фребель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».

Кроме того, этот педагог предложил и ввел пальчиковые игры, изобрел первую детскую мозаику, придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Если во времена Фрёбеля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фрёбеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей. «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). Внимательно изучив все модули, я поняла, что могу сделать вместе с родителями воспитанников такой набор из подручных, экологичных материалов.

Вот что у нас получилось! Итак, начинаем знакомство с «дарами».

Модуль №1 «Текстильные (шерстяные) мячики» (первый дар Фрёбеля).

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/2.jpg

Дар предназначен для тренировки мелкой моторики рук, развития речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучения цвета, формы и качеств предметов, формирования пространственной ориентации.

Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Если взять в руки - ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть! Показываем малышу мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», знакомим ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», знакомим ребёнка с утверждением и отрицанием.

Модуль № 2 «Основные тела» (Второй дар Фрёбеля).

(Шарик, куб и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов. )

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/1.jpg

Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, он покатиться и т. д.

Модуль № 3 (Третий дар Фрёбеля) «Куб из кубиков»

Куб разделен на восемь кубиков. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».

Здесь интересно провести эксперимент: предложить сравнить куб и маленькие кубики. И посмотрите какие ответы могут дать дети. А дальше проверить варианты с помощью коробки.

Вывод:  Куб из брусков-это тот же куб, разделенный на 8 кубиков или 8 брусков.

Модуль № 4 (Четвертый дар Фрёбеля) «Куб из брусков» - кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Это способствует развитию у детей строительных способностей.

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/4.jpg

Модуль № 5 (Пятый дар Фрёбеля) «Кубики и призмы»

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/10.jpg

Этот дар состоит из 27 кубиков, 9 из которых разделён на более мелкие треугольники. Фрёбель утверждал, когда мы даём ребёнку предмет, мы должны позволить с ним поиграть, только в игре ребёнок познаёт окружающую действительность.

Модуль № 6 (Шестой дар Фрёбеля) «Кубики, столбики, кирпичики»  

В этот дар входят тот же самый кубик, также разделенный на кубики, столбики и кирпичики. Общее количество фигур  - 33. Эти фигуры используются как конструктор для построек.

Последователями Фрёбеля разработаны дополнительные модули.

Модуль № 7 «Цветные фигуры»

В данный набор входят  8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета.

Модуль № 8 «Палочки» - 6 наборов палочек разной длины разного цвета.

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/7.jpg

Можно использовать палочки в качестве счетного материала, выполнения простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.

Модуль № 9 «Кольца и полукольца»

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/8.jpg

 Этот дар состоит из колец  и полуколец 3-х разных размеров разного цвета. Одна из целей: познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.

Модуль №10 «Фишки» - фишки разного цвета.

Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок), развитие игровой деятельности.  

С помощью данного пособия мы помогаем ребёнку понять переход от плоских фигур к контурам фигур. В этих дарах представлены палочки, кольца, полукольца разного размера и цвета. Это позволяет разнообразить творчество ребёнка, способствует развитию художественного вкуса.

Модуль №11 «Цветные тела» - цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.

Цель: учить сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Модуль №12 «Мозаика. Шнуровка» - перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки.

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/5.jpg

Модуль №13 «Башенки» - кубики, треугольные призмы (1/2 куба), полуцилиндры, куб с вырезом под цилиндр.

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/9.jpg

В данный набор входят треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр. Развивает навыки конструирования. Способствует улучшению воображения.

Модуль №14 «Арки и цифры» - дуги разных размеров, кубики с цифрами.

http://edu21.cap.ru/home/5017/marinavasileva/6.jpg

Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

Используя данные модули  выделяют следующие этапы работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»:  

       визуальное обследование «дара» как целого;  

       свободная игра ребенка с «даром»;  

       обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка;  

       самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;  

       совместные постройки  с помощью педагога;

       строительство по образцу;  

       строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.  

Уважаемые коллеги !Предлагаю и Вам собрать все  модули этого развивающего пособия "Дары Фребеля". С помощью данного пособия воспитанники в занимательной форме изучают разные объемные и плоскостные геометрические фигуры, учатся сортировать их по цвету, по величине, тренируют мелкую моторику рук. развивают зрительно-моторную координацию, готовят руку к письму. С помощью "Даров Фрёбеля" развивается нестандартное мышление, воображение, умение детей строить сложные фигуры, используя простые формы.

Творческих Вам успехов в работе!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна» Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности.

Комплексно – тематическое планирование по  теме «Ранняя весна»Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности....

Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Показ...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

"Развивающее значение игры в разных видах деятельности"

Игра имеет огромное значение в жизни ребёнка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба....

Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для развития самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности

Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников...