Семинар-практикум для педагогов
материал (старшая группа)

Маркова Мария Олеговна

«Применение интерактивных игр для развития элементарных математических представлений у дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 9»

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Применение интерактивных игр для развития элементарных математических представлений у дошкольников»

Составил: воспитатель Маркова М.О

г.Богородск, 2018

     

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.

Каждому педагогу известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, в процессе игры ребенок развивается, знакомится с определенными понятиями, усваивает нужную информацию. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

По моему мнению, ФЭМП у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

На мой взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З.А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

Занимательный математический материал

Развлечения

Математические (логические) игры, задачи, упражнения

Дидактические игры и упражнения

Загадки,

задачи – шутки,

ребусы,

кроссворды,

головоломки,

математические квадраты,

математические фокусы

«Танграм»

«Стомахион»

«Гексатрион»,

«Пифагор»,

«Колумбово

яйцо»,

Кубики для всех»

С блоками, кубиками на включение, нахождение

Шашки,

шахматы

Словесные

С

наглядным

материалом

Словесные

Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений

Все игры можно разделить на несколько групп:

1. Игры с числами и цифрами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Поэтому для развития логического мышления использую задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданием начинаю с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.

Также использую в работе с детьми различные виды словесных игр с использованием мяча: «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…, платье длинное, а юбка.., шорты короткие, а брюки..,). На понятия высокий, низкий; широкий, узкий (дерево высокое, а куст…, стул низкий, а шкаф.., дверь узкая, а окно..) и.д.  

Для эффективного решения задач по использованию развивающих игр очень важно оснастить группу необходимыми игровыми пособиями. Я создала центр «Занимательной математики». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами,  величинами. Я подобрала разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре «Занимательной математики» провожу с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности, вовлекая в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.   

Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.

 
А теперь я предлагаю вам немножко поиграть.

1. Игра «Собери цветочки»

Цель: Закрепить состав чисел 7,8,9.

Оборудование: Лепестки с примерами на состав чисел, серединки с цифрами.

Методика проведения:

Предлагаю собрать красивые цветы. На столах раскладываю серединки цветов, карточки-лепестки раздаю играющим. По сигналу надо найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает тот, кто правильно и быстро соберет свою ромашку.

 

2. Игра «Портрет»

Цель:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «Волшебная коробка» с игрушками или картинками: котик, птичка, сова; наборы геометрических фигур: круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Обращаю внимание на «волшебную коробку».

- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

- Кто получился?

3. Игра «Загадки и отгадки»

Цель:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: Счетные палочки и  карты-схемы.

Методика проведения:

Читаю загадку и предлагает из счетных  палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.                                  

                                             

По волнам дворец плывет,                         Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет.                                                                       (вертолет)                
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

4. Игра «Реши задачку»

Цель:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: Фасоль в тарелочке.

Методика проведения:

Предлагаю решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

                   ***                                                        ***

Как-то ночью под кусточком                 Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять.                             Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка.                   Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно ...(пять)               Сколько всех их прилетело? (семь)

Послушай - и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймешь,

Сделай – и ты научишься.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....