ШЕСТЬ РАЗ ОТМЕРЬ -- ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Босенко Светлана Михайловна

Основной вид деятельности ребёнка-дошкошльника -- ИГРА. В детском саду играют все: и дети, и взрослые. А почему бы не поиграть с родителями? Тогда родительское собрание пройдёт динамично и содержательно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШЕСТЬ РАЗ ОТМЕРЬ -- ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

 (использование метода «Шесть шляп мышления» Э. де Боно для повышения эффективности проведения родительского собрания)

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Семья и дошкольное учреждение – две важные структуры, способствующие социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на интуицию и свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий, недооценивают силу педагогических знаний и умений. 

Поэтому важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Одной из наиболее известных и распространённых форм  по просвещению семьи являются родительские собрания. Метод Э. де Боно «Шесть шляп» позволяет активизировать мышление участников при проведении собрания.

Считаю, что прототипом  этого метода может выступать русская пословица «Семь раз отмерь – один раз отрежь», но целесообразнее использовать всё-таки 6 шляп, что соответствует сути этого метода.

  План проведения родительского собрания:

-- Сегодня поговорим о ДИСЦИПЛИНЕ. Наше родительское собрание проведём в форме имитационной игры. В процессе работы попробуем использовать метод Э. де Боно, позволяющий активизировать мышление участников и повысить эффективность проведения собрания.  

  Знакомство с методом:

Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями.

Жёлтая шляпа – её цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме.

Чёрная шляпа -- это режим критики и оценки.

Зелёная шляпа -- это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа – её цвет наводит на мысль о бумаге, в этом режиме мы сосредоточены на информации, фактах и цифрах.

Синяя шляпа -- это режим наблюдения за самим процессом и управление им.

 Метод позволяет разделить мышление на несколько режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

БЕЛАЯ ШЛЯПА 

-- Как вы думаете, кому труднее живётся: взрослому или ребёнку? Почему?

(высказывания родителей)

-- … ребёнку: его постоянно оценивают, им командуют, не всегда считаются с его интересами, увлечениями, желаниями…

-- Да, родительская позиция «сверху» раздражает детей, лишает их желания следовать сказанному. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны советы других.

Попробуйте сосчитать, сколько раз в день ребёнок слышит от вас указания и приказания. Десять, пятнадцать, более... Умножим их на количество дней в неделе, месяцев, лет. Что же у нас выходит? А выходит, что ребёнку достается огромный багаж указаний и отрицательных эмоций, причём от самых дорогих и близких людей — от родителей.

КРАСНАЯ ШЛЯПА

-- Как вы думаете, что необходимо ребёнку в первую очередь от родителей? Почему?

(высказывания родителей)

-- …детям нужны любовь, внимание, забота, ласка...

-- Как мы можем выразить и показать ребёнку свою любовь?

(высказывания родителей)

-- .. своим прикосновением к нему: погладить, обнять, прижать, поцеловать…

-- Как вы думаете, если ребёнок не получает в какой-то мере любовь, внимание, ласку в семье, то как он станет себя вести?

(высказывания родителей)

--… ребёнок будет стараться привлекать к себе внимание, выражать протест непослушанием, неподчинением требованиям взрослых. Если это происходит часто -- ребёнок привыкает вести себя подобным образом.

-- Верно. К тому же, вечное давление на ребёнка способствует тому, что он перестает нас слышать и слушать. Возникает смысловой барьер или «психологическая глухота». Тогда наступает момент, когда мы перестаём справляться с ситуацией и вынуждены применять наказания.

ЧЁРНАЯ ШЛЯПА

-- Как вы думаете, что такое наказание?

(высказывания родителей)

Наказание — это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребёнок не выполнил установленных требований, нарушил принятые меры поведения.

 («Толковый словарь» В. Даля).

-- Давайте выполним следующее задание:

Возьмите лист бумаги и карандашом обведите свою левую руку. Затем в каждом пальце напишите слова, какими вы ругаете своего ребёнка.

-- Как Вы думаете, какие чувства испытывает ребёнок в момент наказания?

(Познакомить родителей с итогами интервьюирования детей на тему "Наказания и поощрения в семье".)

-- Подумайте, чему научится ребёнок, если….?

Каждый участник заполняет карточку с вопросами:

  • если ребёнок окружён критицизмом…
  • если ребёнок видит враждебность…
  • если над ребёнком насмехаются, иронизируют…
  • если ребёнка постоянно стыдят…

Обмен мнениями.

-- Поэтому прежде чем наказывать ребенка, подумайте о его чувствах, переживаниях, о его эмоциональной сфере.

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА

-- А что такое похвала?

(высказывания родителей)

-- Предлагаю вам обвести карандашом правую руку и написать слова, которые вы используете при поощрении ребёнка.

-- Как вы думаете, какие чувства испытывает ребёнок, когда его хвалят?

(Познакомить родителей с итогами интервьюирования детей на тему "Наказания и поощрения в семье".)

-- Подумайте, чему научится ребёнок, если….?

Каждый участник заполняет карточку с вопросами:

  • если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно…
  • если ребёнка хвалят и одобряют…
  • если с ребёнком обходятся справедливо…
  • если ребёнка поддерживают…

Обмен мнениями.

-- Да, каждому из нас, в том числе и ребёнку, похвала приятнее наказания. Общаясь с ребёнком надо все время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растёт. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить, так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерие.

ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА

-- Теперь мы вместе подумаем: какие правила помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину?

Совместно разрабатываются рекомендации для родителей.

Например:

  • правила – ограничения, требования, запреты – обязательны в жизни ребёнка;
  • правил не следует создавать слишком много;
  • правила не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка в движении, познании и т.д.;
  • тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть дружественным, спокойным, а не повелительным.

СИНЯЯ ШЛЯПА

-- Что такое семья для ребенка?

(высказывания взрослых)

--…для ребенка семья — это его эмоциональный тыл. Малышу нужна ласковая и нежная мама, к которой он может прижаться в трудную минуту. Внимательный и заботливый папа, которому можно рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.

-- Наука подтвердила давно известную истину — ребёнку нужна любовь! Любовь взрослого нужна, чтобы развиваться и чувствовать себя защищённым, чтобы расти и самому научиться любить других.

ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА!

Решение родительского собрания: рекомендации для родителей «Правила бесконфликтной дисциплины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы Тема: «Шесть, шестеро, шестой».

- продолжаем знакомиться с понятиями «следующее» и «предыдущее» число;- продолжаем знакомиться с правилами получения следующего и предыдущего числа;- знакомимся с цифрой 6;- продолжаем знакомиться с п...

Веселое путешествие «Шесть Иванов, шесть капитанов»

   Шесть Иванов, шесть отважных капитанов, любившие море, отправляются в кругосветное путешествие....

Конспект НОД на тему: «Семь раз отмерь, один отрежь».

Конспект НОД на тему: «Семь раз отмерь, один отрежь»....

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"...

Конспект открытой ООД по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра шесть»

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру шесть с количеством....

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Счет до шести. Число и цифра шесть.

Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети, выполняя задания, помогают лего-человечкам навести порядок в лего-городе, на который налетел сильный ветер; закрепляют навык порядково...

Конспект занятия в средней группе. История шестая. Число «шесть»

Формировать у детей  понятие о цифре «6», учить употреблять название геометрической фигуры шестиугольник, коллективный коллаж на цифру «шесть»....