«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Счет до шести. Число и цифра шесть.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети, выполняя задания, помогают лего-человечкам навести порядок в лего-городе, на который налетел сильный ветер; закрепляют навык порядкового счёта в пределах 6, умения соотносить число с количеством предметов от 1 до 6, уравнивать количество предметов, представления об образовании последующего числа из предыдущего, пространственные представления (по словесной подсказке воспитателя ищут карточку с цифрой; закрепляют способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; конструируют башни в определённой последовательности, с заданным чередованием цветов кубиков лего (по словесной подсказке воспитателя); выполняют задание на логику (в трёх рядах по три кубика, в одном ряду не хватает кубика; дети определяют, какого цвета кубика не хватает, чтобы восстановить узор); конструируют цветы из деталей лего на лего-плате, осуществляя собственный замысел, анализируют и оценивают свою деятельность; фиксируют собственные впечатления от занятия путём выбора кубиков лего определённого цвета, из которых строят дорожки 2-х цветов, сравнивают дорожки по длине, рассуждают о их длине, устанавливают причинно-следственной связи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Счет до шести. Число и цифра шесть.
Образовательная область: Формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: дети средней группы (4-5 лет)
Тема: «ПОМОЖЕМ ЛЕГО-ЧЕЛОВЕЧКАМ (СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6)»
Основные цели:
Обучающие: Сформировать представление о числе и цифре 6; Закреплять умение считать в пределах 6; Продолжать закреплять умение соотносить число с количеством предметов (1-6); Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёта; Продолжать учить сравнивать два предмета по длине, обозначать результат сравнения соответствующими выражениями: длиннее, короче; Закреплять пространственные представления; Закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
Развивающие: Развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику, усидчивость, умение делать выбор, давать развёрнутые ответы; опыт самоконтроля; коммуникативные навыки; активизировать речь, тренировать мыслительные операции.
Воспитывающие: Формировать доброжелательное отношение к персонажам сюжета и к сверстникам, побуждать к сотрудничеству со сверстниками и взрослым; воспитывать эмоциональную отзывчивость, воспитывать интерес к математике, познавательный интерес; Воспитывать умение рефлексировать; поддерживать развитие инициативы и самостоятельности.
Дидактические материалы:
- карточки с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6;
- карточки с разноцветными дорожками;
- платы лего (коврики с разноцветными узорами);
- наборы конструктора «Учусь Учиться».
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- коробка с кубиками лего: 8 жёлтых, 8 зелёных,
- покрывало,
- записка от лего-человечков,
- карточки с заданиями,
- крупные кубики Лего для башен: 6 жёлтых, 6 красных, 6 синих, 3 зелёных,
- карточки с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6
Раздаточный материал:
- карточки с разноцветными дорожками (на каждого ребёнка)
- корзинки с деталями лего: по 1 синему, 2 розовых, 3 жёлтых, 4 зелёных, 5 серых, 6 белых (на каждого ребёнка).
- 6 плат лего (ковриков с кубиками),
- недостающие для узора (коврика) разноцветные кубики лего,
- наборы конструктора «Учусь Учиться» (по 1 набору на каждого ребёнка),
- лего-человечки,
- подушки для пола,
- карточки с цифрой 6 (на каждого ребёнка).
Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети, выполняя задания, помогают лего-человечкам навести порядок в лего-городе, на который налетел сильный ветер; закрепляют навык порядкового счёта в пределах 6, умения соотносить число с количеством предметов от 1 до 6, уравнивать количество предметов, представления об образовании последующего числа из предыдущего, пространственные представления (по словесной подсказке воспитателя ищут карточку с цифрой; закрепляют способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; конструируют башни в определённой последовательности, с заданным чередованием цветов кубиков лего (по словесной подсказке воспитателя); выполняют задание на логику (в трёх рядах по три кубика, в одном ряду не хватает кубика; дети определяют, какого цвета кубика не хватает, чтобы восстановить узор); конструируют цветы из деталей лего на лего-плате, осуществляя собственный замысел, анализируют и оценивают свою деятельность; фиксируют собственные впечатления от занятия путём выбора кубиков лего определённого цвета, из которых строят дорожки 2-х цветов, сравнивают дорожки по длине, рассуждают о их длине, устанавливают причинно-следственной связи.
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
(Дети собираются около воспитателя. Воспитатель предлагает детям встать в круг.)
- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие «Доброе утро!»
Доброе утро! Всем улыбнулись!
Справа и слева друзьям подмигнули!
Будем дружить, помогать всем всегда,
Со мной вы согласны? … ДА!
- Сегодня мы с вами будем заниматься математикой.
- А поможет нам в этом … Попробуйте догадаться.
- Жила-была коробка. А в ней… много разных деталей с выступами, похожими на кнопочки.
- Давайте заглянем в коробку!
- Что же это?
- Это Лего!
- Чтобы строить и творить,
Надо кубики любить
И усидчивыми быть!
- Ребята, в коробке какая-то записка.
- Вы хотите узнать, от кого записка?
(открываем письмо)
- Это лего-человечки просят нас помочь им.
(воспитатель читает письмо)
- На лего-город налетел сильный ветер. Ребята, помогите навести порядок. Выполните все задания.
- Хотите помочь лего-человечкам?
- Справимся? Сможем?
- Актуализация
Дидактические задачи:
- актуализировать счетные умения детей в пределах 5, умение соотносить число с количеством предметов;
- закрепить умение строить по словесной подсказке; пространственные представления;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности.
2.1 Игра «Башни на площади»
(на столе под покрывалом большие кубики лего. Снимаем покрывало)
- Вот 1-е задание.
- На этой площади были красивые башни. Посмотрите, из каких деталей конструктора? (из кубиков)
- Но ураган разрушил башни. Давайте наведем порядок. У нас есть подсказка.
(воспитатель смотрит на карточке)
- Первая башня была самая низкая и состояла из одного жёлтого кубика.
(Воспитатель предлагает ребёнку взять желтый кубик и поставь его.)
- Вторая башня состояла из 2-х кубиков: 1 красного кубика и 1 синего, и находилась справа от желтой башни.
(Воспитатель предлагает ребёнку взять соответствующие кубики и построить из них башню.)
- Сколько кубиков во второй башне? (2)
- А третья башня состояла из кубиков красного, желтого и синего цвета. Она находилась справа от второй башни.
(Воспитатель предлагает ребёнку взять соответствующие кубики и построить из них башню.)
- Четвертая башня также находилась справа и состояла из четырех кубиков: двух красных и двух желтых. В этой башне цвета чередовались.
(Воспитатель предлагает ребёнку взять соответствующие кубики и построить из них башню так, чтобы цвета чередовались.)
- Следующая башня находилась справа от четвёртой и состояла из 1 красного, 1 синего, 1 зелёного и 2-х жёлтых кубиков.
(Воспитатель предлагает ребёнку взять соответствующие кубики и построить из них башню.)
- Посмотрите, тут лежат карточки с изображением цифр. Нужно обозначить каждую башню нужной цифрой. Как это можно сделать? (ответы детей)
- Сколько кубиков в башне, такой цифрой и обозначить.
- Какая цифра обозначает, сколько кубиков в первой башне? (1)
- Во второй? (2)
- В третей? (3)
- В четвертой? (4)
- Сколько кубиков в 5-й башне? (5)
- Ребята, у нас ещё остались кубики. Соберем ещё одну башню?
(Воспитатель предлагает построить башню из оставшихся кубиков.)
- Затруднение в ситуации-1
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счета до 6;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
- тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.
3.1 Игра «Башни на площади» (продолжение)
- Посчитаем слева направо, сколько у нас башен?
(количественный счёт хором, согласовывая числительные с существительными)
- Одна башня, две башни, три башни, четыре башни, пять башен.
(Так как не все дети умеют считать до 6, то при названии этого числа возникает затруднение.)
- Смогли посчитать башни?
- Почему не смогли это сделать?
Сформулировать причину затруднения:
- Мы не можем посчитать потому, что не умеем считать до 6.
- «Открытие» нового знания (способа действия)-1
Дидактические задачи:
- закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает», представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе 6, умение считать до 6;
- сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.
4.1 Игра «Башни на площади» (продолжение)
- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество башен?
Постановка задачи для устранения затруднения:
- Надо узнать, как считать дальше.
- Кто знает, какое число следует при счете за числом 5?
(Воспитатель выслушивает версии детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска.
Если найдутся дети, которые назовут число 6, воспитатель хвалит их.)
- Молодцы! Вы нам очень помогли!
(Если же никто из детей не ответит)
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
- Как мы это сможем узнать?
- Спросить у того, кто знает.
- У кого сейчас вы можете это спросить?
(дети спрашивают у воспитателя)
- При счёте после 5 следует число 6.
- Давайте все вместе посчитаем до 6.
(количественный счёт хором, согласовывая числительные с существительными)
- Одна башня, две башни, три башни, четыре башни, пять башен, шесть башен.
- Как получилось 6 башен? (Было 5, построили ещё 1, стало 6.)
5. Затруднение в ситуации-2
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление, пространственные представления.
5.1 Игра «Башни на площади» (продолжение)
- Где же карточка с нужной цифрой, чтобы обозначить последнюю башню?
- Её ураган унес… но я вам подскажу… карточка с нужной цифрой находится в коробочке слева от магнитной доски…на окне…за книжкой… Нашли? Молодцы!
(открываем коробочку, в ней цифры от 0 до 6)
- Какая же нам нужна карточка, ребята?
(Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 6, воспитатель задает детям вопросы)
- Сумели вы выбрать нужную карточку?
- Почему не сумели?
Сформулировать причину затруднения:
- Мы не можем выбрать нужную карточку потому, что не знаем, как записывается число 6.
6. Преодоление затруднения
Дидактические задачи:
- познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение соотносить её с количеством;
- закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
- сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
6.1 Игра «Башни на площади» (окончание)
- Что же нужно узнать, чтобы обозначить количество кубиков в последней башне?
Постановка задачи для устранения затруднения:
- Надо узнать, как записывается число 6.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать?
- Надо у кого-либо спросить.
- У кого спросите? (у воспитателя)
- Спрашивайте.
(После вопроса детей воспитатель показывает карточку, на которой написана цифра 6.)
- Число 6 записывается с помощью цифры 6.
- В последней башне 6 кубиков, и обозначается она цифрой 6.
(Воспитатель предлагает одному ребёнку выбрать нужную карточку и обозначить последнюю башню.)
- Как вы думаете, мы навели порядок на площади?
- Молодцы! Справились с заданием.
- Пойдёмте дальше, лего-человечки ждут нашей помощи.
7. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний
7.1 Игра «Разноцветные дорожки»
Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, знание цветов, развивать артикуляционный аппарат, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
- Ребята, в лего-городе были разноцветные дорожки, но ветер и их разрушил.
- Попробуем их отремонтировать?
- Проходите за столы.
(перед каждым ребёнком на столе лежит карточка с разноцветными дорожками, корзинка с разноцветными деталями лего)
6 | |
5 | |
4 | |
3 | |
2 | |
1 |
- Посмотрите, какие детали конструктора перед вами?
- Нужно выложить на каждую дорожку столько деталей нужного цвета, сколько указано на ней.
- Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?
(Спросить ребёнка, какого цвета детали будем выкладывать на синей дорожке? – детали синего цвета)
- Какая цифра указана на синей дорожке?
- Сколько синих деталей нужно выложить на синей дорожке?
- И так с каждой дорожкой. Справитесь?
- Тогда приступайте к работе.
- После сигнала колокольчика работу надо закончить.
(Дети выкладывают дорожки. Через 2 минуты звучит колокольчик)
- Все справились? Посмотрите у соседа, не нужна ли ему помощь?
- Если кто-то ошибся, может сейчас всё исправить.
- Сколько деталей и какого цвета вы выложили на дорожке розового цвета? (2 розовых детали)
- На жёлтой дорожке?
- На зелёной дорожке?
- На серой дорожке?
- На белой дорожке?
- Исправили ошибки?
- Какие вы сообразительные и дружные.
- Давайте подойдём друг другу и пожмём руку или обнимемся.
(Дети обнимаются или жмут руку друг другу.)
7.2 Игра «Коврики и башни»
Дидактические задачи:
- организовать активный отдых детей, закрепить понятие «столько же», умение считать до 6; умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета; уравнивать численность групп, состоящих из 6 предметов;
- тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
- Ребята, вот следующее задание.
(воспитатель читает задание)
- В лего-городе перед башнями лежали красивые коврики с разноцветными узорами. Но и тут сильный ветер всё испортил.
(выложить перед башнями 4 разных коврика-платы без одного кубика)
- Подходите, ребята, к башням.
- Сколько у нас башен? (6)
- А сколько ковриков? (5)
- Чего больше?
- Как это проверить?
- А как сделать так, чтобы башенок и ковриков стало поровну?
- Теперь что мы можем сказать про коврики и башенки?
- Их поровну.
- Ковриков столько же, сколько и башенок.
- Посмотрите, на ковриках несколько рядов, по три кубика в каждом. В одном ряду не хватает кубика.
- Выберите себе дружочка и вместе внимательно посмотрите, подумайте и догадайтесь, какого же кубика не хватает.
- Нужно взять кубик нужного цвета и поставить его на пустое место.
- Вы можете пойти с дружочком в любое место комнаты, сесть и подумать.
- Нужно быть очень внимательными! Не зевай, что пропало - угадай!
(поставить перед детьми корзинки с разноцветными кубиками лего).
(Разложить на полу подушки.)
- Один коврик остался. Можно я тоже попробую его отремонтировать, подумаю, какого кубика не хватает в нём?
- Приступаем к работе.
(дети работают в парах)
- Ребята, кто уже справился, посмотрите, не нужна ли помощь вашим соседям.
(спросить у каждой пары)
- Какого кубика у вас не хватает? (красного)
- Как вы считаете, я правильно поставила кубик на своём коврике?
(воспитатель намеренно допускает ошибку)
- Ребята, вы согласны?
- Кто-то считает иначе? Почему?
- Давайте исправим вместе. Какого цвета кубик нужно было поставить?
- Вы очень внимательные!
- Ну а нас ждёт следующее задание.
7.3 Игра «Украсим клумбу цветами»
Дидактические задачи:
- закреплять умение считать до 6;
- тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
(воспитатель читает записку)
- Украсьте лего-город.
- Ребята, на площади в лего-городе мы навели порядок, разноцветные дорожки отремонтировали, коврики привели в порядок. Как бы нам ещё украсить лего-город?
- Что мы можем для этого сделать, как вы думаете?
- Можно украсить город цветами?
- Предлагаю вам взять пластины из конструктора и сделать из них клумбы с красивыми разноцветными цветами. Нужно украсить их цветочками из деталей лего. Хотите? (ответы детей)
- Цветочков сделайте не больше 6-ти.
- Вы можете работать по одному, а можете объединиться в пары и вместе с дружочком украсить клумбу.
- Берите наборы с конструктором и проходите за стол.
- Задание понятно?
- Ребята, когда вы услышите сигнал колокольчика, работу надо закончить.
- Можно я тоже буду украшать клумбу?
(Предложить кому-нибудь из детей работать в паре с воспитателем)
(Дети работают самостоятельно или в парах. Воспитатель может работать в паре с кем-то из детей. Через 1-2 минуты звучит колокольчик)
- Сколько цветочков выросло на ваших клумбах?
- Кому-то нужна помощь, чтобы сосчитать цветочки?
- Давайте полюбуемся, какие разные и красивые клумбы с цветами у нас получились.
- Ребята, как вы думаете, мы с вами помогли лего-человечкам?
- Нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и пойдём.
8. Осмысление
Дидактические задачи:
- продолжать учить сравнивать два предмета по длине, обозначать результат сравнения соответствующими выражениями: длиннее, короче;
- восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Вставайте в кружок.
- Где мы сегодня побывали?
- Чем занимались?
- Кому помогали?
- Как вы думаете, мы справились?
- Как нам это удалось?
- Почему мы смогли помочь? Чему научились? Какие знания нам пригодились?
- Мы теперь умеем считать до 6 и знаем, как пишется цифра 6.
- Теперь предлагаю взять жёлтый кубик тем, кому понравилось сегодня заниматься, кому было легко и интересно. А зелёный кубик пусть возьмёт тот, кому не очень понравилось или было очень сложно.
(дети выбирают кубики соответствующего цвета)
- Положите свои кубики в середину кружка и присядьте на подушечку.
(по кругу на полу лежат подушки)
(Если никто из детей не выбрал кубик зелёного цвета, то можно взять воспитателю 1 зелёный кубик.)
- Давайте построим из этих кубиков две дорожки на полу.
- Кто хочет построить дорожку?
- Из кубиков какого цвета ты хочешь строить дорожку?
- Кто хочет построить дорожку другого цвета?
(2 ребёнка строят дорожки)
- Что можно сказать о дорожках?
- Как мы их сравним, по какому признаку? (по длине)
- Жёлтая дорожка длиннее зелёной. Почему?
- Потому, что нам сегодня было интересно и весело заниматься математикой.
- Кто взял зелёный кубик, расскажите почему? Вам не понравилось заниматься или задания были очень сложными?
- Лего–человечки очень довольны, благодарят вас за помощь и предлагают каждому из вас в подарок взять карточку с цифрой 6.
- А сейчас предлагаю вам взять клумбы, украсить ими лего-город и поиграть в нём с лего–человечками. Хотите?
Если времени на занятии не хватило, можно провести игру (7.3) «Украсим клумбу цветами» в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Витаминные продукты
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: 6-7 летТема: Витаминные продукты...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» в старшей группе по финансовой грамотности "Поможем Красной Шапочки"
Умение распределять свой бюджет...
Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «На чём ездили казаки?»Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жител...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Традиционная одежда народов России.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей о многообразии народов, проживающих на территории России, формирует представление у детей о традиционной одежде народ России....
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»
Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все структурные единицы занятия логически связаны...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Коллекционеры»
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как одним из способов развития познавательной активности дошкольников....
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «В гости к Белочке»
Занятие для второй младшей группы в технологии «Ситуация». Работа по данной технологии в системе дает свои плоды в плане того, что дети научились справляться с возникающим в ходе занятия з...