«Специфика обучения и воспитания в логопедической группе.
консультация по логопедии (старшая группа)
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада? В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям: - формирование правильного звукопроизношения; - развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка); - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции; - совершенствование грамматического строя речи; - обогащение, активизация словарного запаса речи; - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; - развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы; - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_obucheniya_i_vospitaniya_v_logopedicheskoy_gruppe.docx | 19.87 КБ |
Рекомендации учителя-логопеда | 120.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Специфика обучения и воспитания в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится первый период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи? Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке.
«Артикуляционная гимнастика». Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это: |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-логопеда родителям
для речевого развития ребёнка «И тогда он будет говорить хорошо»
1. Начнём с ВАС. Даже если вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объяснит то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустую, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3. Говорите чётко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. То же, но по-разному. Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае, меняя порядок слов ("Папа пришел, пришел наш папа". "Мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
5. Но: не переусердствуйте. Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6. Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
7. Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогал, нюхал, щупал его, то есть- изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз-коротко, четко, выразительно.
8. В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт, даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, "приветствуя, одобряя" любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализация). Поддерживайте его стремление общаться!
9. Стремление к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя, с другими гласными: ба-бо-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.
10. Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания-поэтому ему необходимо слышать себя. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички "ау-ау". Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
11. Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест-это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
12. Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его-это пассивный словарь, говорит-это активный словарь. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать "где ручки, где ножки" (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: "Где стол?", "Где киса?" и т.д.
13. Ведите дневник. Фиксируйте его речевые движения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях вы сможете день за днем судить об его успехах.
14.Развивайте фонематический слух. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающие одним звуком (крыса-крыша, нос-нож, уточка-удочка и т.д.)
15. Не пренебрегая звукоподражанием. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ням-ням", "дай", "ав-ав" и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легкие для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения и речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
16. Читайте, читайте, читайте… Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение-покажите его в лицах и с предметами: а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это сделать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизвести его.
17. Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики-точных движений пальцев руки. Она, это моторика, тесно связана с развитие речи. Лепка, рисование, "пальчиковый театр", игры с мелкими предметами (все это поможет речи, а в будущем и письму.
18. Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово-правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении-это может вызвать обратную реакцию.
19. Только ВЫ! Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиться гармонично.
Не забывайте активно радоваться успехам своего малыша!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Специфика обучения и воспитания детей в группе ЗПР. Роль семьи в преодолении дефектов речи"
Представлено родительское собрание с родителями коррекционной группы. Собрание проводится в игровой форме....
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...
Консультация «Специфика обучения и воспитания детей в группе компенсирующей направленности. Роль семьи в преодолении речевых нарушений».
«Специфика обучения и воспитания детей в группе компенсирующей направленности. Роль семьи в преодолении речевых нарушений».1. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от раб...
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в группе с детьми имеющие речевые нарушения». «Роль семьи в преодолении дефектов речи».
СЛАЙД № 2Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.СЛАЙД № 3Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос&raq...
Консультация для родителей. «Специфика обучения и воспитания детей в группе компенсирующей направленности. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Что такое "логопедия"? Кто такой логопед? Особенности логопедической работы. Положительные стороны обучения и воспитания детей в группах компенсирующей направленности....
Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей
родительское собрание...
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в группе комбинированной направленности. Роль семьи»
Мы поговорим о том, чем же работа педагогов комбинированной группы отличается от работы в общеобразовательных группах детского сада?...