Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности
«Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
Собрание подготовили: Боркунова Галина Александровна,
Быкова Елена Николаевна
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
Форма проведения: онлайн
Участники: воспитатели, родители.
План проведения:
- Введение. Статистические данные.
- Кто такой дефектолог?
- Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.
- Ознакомление родителей с результатами обследования.
- Роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития.
- Краткие рекомендации к выполнению домашних заданий.
- Выборы нового состава родительского комитета.
- Обратная связь с родителями
Содержание:
1. Введение. Статистические данные.
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относится к категории риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них приблизительно 35% обнаруживают очевидные расстройства в нервно – психической сфере еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальных классов, не справляющихся с требованиями стандартной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. Особое место среди таких детей занимают дети с ЗПР.
Слабое соматическое и нервно-психологическое здоровье дошкольников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Таким образом, характерной особенностью таких детей является их недостаточная готовность к школьному обучению.
В чем же причины недостаточной готовности к школьному обучению, которые также являются одними из причин ЗПР?
За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность, совершенствуется произвольное внимание, развиваются все виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.
Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольно-образовательного учреждения, оказывается неодинаковым. Выделяется категория детей, характеризующаяся недостаточным уровнем школьной зрелости, которая в свою очередь определяется уровнем развития различных психологических функций: восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и внимания. Отсюда следует, что недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
Развитие ребенка-дошкольника зависит от ряда условий и причин:
1) социальная ситуация развития (круг общения, характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» и др.)
На развитие оказывает негативное влияние:
- дефицит общения с окружающими
- травмирующее действие социальной микросферы, отсюда следует состояние повышенной тревожности и др.;
- отсутствие адекватных педагогических условий.
2) развитие ведущих и других, типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения и др.)
3) состояние здоровья (соматического, нервно-психического).
Соматические заболевания и нарушения ЦНС препятствуют нормальному функционированию тех или иных систем головного мозга и задерживают его своевременное развитие, из чего следует недостаточное формирование способностей к усвоению знаний.
Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможности развития и обучение ребенка.
2. Кто такой дефектолог?
Дефектолог - специалист, занимающийся развитием обучением и воспитанием «особенных детей».
«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а педагогам с ними работающим, определенная специализация.
Дефектологом осуществляется комплексный подход к коррекции, воспитанию и обучению детей данной категории. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологии, медицины и педагогики.
Цель работы учителя-дефектолога - компенсация дефекта и адаптация детей в социальной, учебной, бытовой сферах жизни.
3. Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.
Чем же отличается работа педагогов коррекционных групп от работы массовых групп детского сада?
В коррекционных группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- диагностико – консультативное: осуществляется оно комплексным междисциплинарным участием и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого – медико – педагогическим консилиума (ПМПк) образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе психолога, логопеда, дефектолога, старшего воспитателя, врача (Задачи: изучение состояния здоровья детей, выявление уровня развития ведущих видов деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально – волевой сфер, развития речи и др.).
- коррекционно – развивающее – это комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущих видов деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
Данная работа реализуется взаимодействием в работе учителя – дефектолога, логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей.
Каждый специалист одновременно каждый на своем занятии решают коррекционно – образовательные задачи. Такие как:
- сенсорное развитие (освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины),
- освоение предметно – практической деятельности,
- освоение продуктивных видов деятельности,
- накопление языковых представлений, развитие фонетико – фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте,
- уточнение, обогащение и систематизация словаря,
- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения,
- развитие элементарных математических представлений,
- формирование соответствующих возрасту игровых навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности.
Воспитание и обучение детей в коррекционных группах осуществляется в 2- х формах:
- в повседневной жизни,
- в процессе обязательных регулярных занятий.
Учителем - дефектологом в соответствии с учебным планом проводятся следующие занятия с детьми:
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
- коррекционная ритмика;
- формирование элементарных математических представления.
Помимо фронтальных занятий, проводятся подгрупповые и индивидуальные. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.
Воспитатели групп также проводят общегрупповые и подгрупповые занятия по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим, организуют наблюдения за природными и общественными объектами, которые занимаются коррекционно-воспитательной работой на занятиях и в режимные моменты.
Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, имеют лечебные и профилактические мероприятия, т. к. функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Из чего следует, что большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невролога и детского психиатра.
4. Ознакомление родителей с результатами обследования.
В начале учебного года специальное время отводилось для обследования детей. Выявлялись индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение программы за предыдущий период воспитания и обучения.
Результаты обследования служат основанием для выделения подгрупп и адаптации программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе могут быть различными, т. е. темп «прохождения» программы может быть различным.
Обследование проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты его и анкетирования родителей занесены в карты психолого – педагогического обследования детей. Ознакомится с этими картами и результатами обследования можно в индивидуальном порядке.
5. Роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении и коррекции нарушений детей?
Не надо думать, что все проблемы исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима непрерывная, систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Очень важно, чтобы мы с вами работали слаженно в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Это заключается в:
- единстве требований к ребенку,
- контроле за выполнением заданий,
- помощи в оформлении тетрадей, альбомов, игр и др. дидактического материала,
- активном участии во всех групповых и общесадовых мероприятиях.
Будьте терпимы и наблюдательны к своему ребенку.
При выполнении домашних заданий не ругайте, не срывайтесь на
ребенка, никакого давления, если что – то не получается. Это все естественно и это будет в силу характеристики развития психических процессов детей.
6. Краткие рекомендации к выполнению домашних заданий.
Отмечу некоторые правила работы и выполнения домашних заданий в тетрадях:
- тетради забирать на выходные, а возвращаем в понедельник;
- задания на развитие ручной моторики (штриховка, рисование и др.) выполнять карандашами или не проявляющимися с обратной стороны листа фломастерами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнением ребенком задания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания должны выполняться до конца.
Если ребенок устал, разделите домашнее задание на несколько частей.
- не выполняйте за ребенка.
- если ответ ребенка был не правильный, запишите, но обязательно исправьте.
По речевому материалу: повторяйте стихи, слова, слоги, звуки изолированно (отдельно), постоянно исправляйте в речи их каждый день.
Если считаете, что вашему ребенку это не надо, не делайте. Вас никто не может заставить.
Но в конце очень хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в коррекции и преодолении нарушений развития Ваших детей!
Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляться будет через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые Вы сможете посещать по договоренности с педагогом.
7. Выборы нового состава родительского комитета
Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».
Следует коротко напомнить родителям о его функциях.
Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.
Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.
- Обратная связь с родителями
Родители задают интересующие их вопросы, высказывают предложения по улучшению качества образовательного процесса.
Решение родительского собрания :
1. Принимать активное участие в жизни ребенка .
2. Осуществлять взаимодействия педагогами и родителями друг с другом.
3. Создать благоприятные условия для образования и воспитания детей.
4. Утвердить состав родительского комитета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей»
Специфика работы логопедической группы ДОУ....
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...
Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей
Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей...
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей
В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом двух партнеров в совместном деле воспитания и развития д...
Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей
Данная памятка раскрывает работу группы компенсирующей направленности в ДОУ. ...
Консультация для родителей. «Специфика обучения и воспитания детей в группе компенсирующей направленности. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Что такое "логопедия"? Кто такой логопед? Особенности логопедической работы. Положительные стороны обучения и воспитания детей в группах компенсирующей направленности....
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания в группе компенсирующей направленности. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей»
Рекомендации родителям детей с интнллектуальным отставанием в коррекции дефектов и нарушений развития детей в домашних условиях...