Познавательные процессы дошкольника
консультация

Особенноти познавательных процессов дошкольника. Рекомендации по их развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_protsessy_doshkolnika.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов дошкольника

Познавательный процесс

Особенности

Рекомендации по развитию

Внимание

В раннем детстве:

- расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых

сосредоточивается ребенок;

- малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

- под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития

произвольного внимания;

- внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, - наблюдаются трудности

переключения и распределения, невелик его объем.

В дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития

речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, и от организации деятельности ребенка.

Главную роль  в развитии внимания играет  взрослый :

присутствие взрослого, совместные действия с  ним.

-  Соблюдение режима дня (создает опорныеточки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает

переключение, распределение, концентрацию внимания).

-показ предметов и новых способов действия с ними

-эмоциональная насыщенность материала;

- создание зоны положительных

переживаний( тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка).

- учить ребенка использовать для управления

вниманием внешние опоры ( картинки и т.д.);

Требование к организации деятельности:

-дошкольник активен в отношении предмета ( может

обследовать его);

-доведение начатого дело до конца,

 -подготовка к смене деятельности ;

-использование игровых ситуаций;

-установление связей между разными видами деятельности (облегчает переход от одной деятельности  к другой).

Речь

В младенческом возрасте:

- развитие речи включено в общение со взрослым;

- возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в

самостоятельную деятельность ребенка;

- устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в

поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;

- к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.

В раннем возрасте:

- развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и

включено в практическую деятельность по освоению предметов;

- формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и

сверстниками;

- складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;

-формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции

взрослого, выполняя его требования;

- появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую

включены собеседники;

- возникает описательная речь;

- ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

- речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только

предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

- формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого,

что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

В дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в

универсальное средство общения;

- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в

способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании

литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение

практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что

создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное

отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу,

рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и

произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

В младенческом возрасте:

- эмоциональность общения(речь взрослого должна подкрепляться, мимикой и жестами);

-развитие слухового внимания

 (разнообразие слухового окружения);

- массаж пальцев рук;

В раннем и дошкольном возрасте  возрасте:

-постоянно разговаривайте с ребенком;

-задавайте ребенку вопросы;

-поощряйте стремление задавать вопросы;

-исправление ошибок в речи;

-чтение  художественной литературы;

-артикуляционная гимнастика;

- разнообразные игры для развития дыхания,   мелкой моторики, слухового внимания, пополнения словаря;

Сенсорный

В младенческом возрасте:

- складывается акт рассматривания предметов;

- формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;

- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к

манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

- устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием

предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В  раннем возрасте:

- складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

- возникают представления о свойствах предметов;

- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;

- развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к

восприятию всех звуков родного языка.

В дошкольном возрасте:

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность

восприятия;

- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие

интеллектуализируется.

-для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности - аппликация, рисование, конструирование.

-осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда.

-фонематический слух - в процессе речевого общения (через сюжетно-ролевые игры, разучивание сценок).

-звуковысотный слух - на музыкальных занятиях, слушание музыкальных произведений (звуки природы, классика), игры на музыкальных инструментах, пение.

-научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. 

Память

В младенчестве:

- память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

- она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется

Недлительным сохранением;

- материал фиксируется ребенком непроизвольно;

- сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

В раннем детстве:

- обогащается содержание представлений;

- возрастает объем и прочность сохранения материала;

- появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

- бурное развитие получает словесная память.

В дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный

характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу

познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного

процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую

умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со

взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

- соблюдение режима дня в любом возрасте;

 В младенчестве:

 - совместная со

взрослыми деятельность через манипулирование с предметами на глазах у младенца;

 -выражение заинтересованность в совместной деятельности;

-радость успехам ребенка и общению с ним, тем самым создавая эмоционально

действенное подкрепление тому материалу, который должен запомнить малыш;

 -многократное повторение действия в целях его запоминания;

 -обозначение словами предметы, ситуации, признаки, движения и действия, чтобы

фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа предмета со словом;

-игры с пальчиками.

Развитие словесной памяти в единстве с образной и двигательной:

-включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом (беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений)

-содержание  литературных произведений должно быть понятно малышу и соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент.

 В среднем и старшем дошкольном возрасте: запоминанию литературных произведений

помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста;

-правильно организованное наблюдение

(полнота восприятия объекта, активное его созерцание, аналитико-синтетическая деятельность и т.д.)

-включение материала в целенаправленную

предметную и познавательную деятельность.

-использование материала для запоминания во время игры, беседы; рассматривания картинок и т. п.,

- интерес  ребенка к объекту для запоминания;

- обучение

логическим приемам запоминания.

-задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти;

-сравнение ребенком результатов

воспроизведения с образцом.

Воображение

В  раннем возрасте:

- складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

- воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое

переименование предметов;

- воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние

действия с ними.

В дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его

планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает

нeобходимость в наглядной опоре для создания образов.

В  раннем возрасте:

-общение со взрослым

- включение

ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши;

-  включение в бытовые процессы произведения литературы и фольклора, игрушек;

- создание проблемных ситуаций, которые побуждают

ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители ;

-расширение представлений об окружающем мире.

В дошкольном возрасте:

-расширение представлений об окружающем

-создание проблемных ситуаций;  

-обучение детей использованию предметов-заместителей в

игре и построение воображаемой ситуации;

-освоение продуктивной  и игровой  деятельности;

-включение в предметную среду  наряду со знакомыми предметами с закрепленными

функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый

 и природный материалы ;

-научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные

способности;

-формирование критичности мышления;

 -создание условий, когда ребенок сам становится в обучающую позицию.

Мышление

В младенческом возрасте:

- к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-

следственные связи, которые в восприятии не даны;

- мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия,

оно включено в практические манипуляции с предметами;

- возникают предпосылки развития любознательности.

В раннем детстве:

- мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;

- освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;

- ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то

есть с помощью наглядно-действенного мышления;

- включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его,

придавая целенаправленность;

- у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий;

- представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-

образного мышления у дошкольника.

В дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится

внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных

задач, возникает понимание причинности явлений;

-детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о

проблемности мышления ребенка;

-появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда

практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает

планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более

сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и

отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость,

пытливость.

В младенческом возрасте:

-стимулирование активности;

-показ способов действия с предметами;

-подчеркивание инициативных действий, закрепление их с помощью оценки.

В раннем детстве:

-показ способов действия с предметами;

-выделение и закрепление в речи результатов действия;

-предоставление ребенку самостоятельности, чтобы он мог активно действовать с объектом;

-научение видеть и формулировать в речи проблему;

В дошкольном возрасте:

- не давать  знания в готовом виде;

-предоставление ребенку возможности  с помощью взрослого, сверстников найти,  найти самостоятельно  ответы на вопросы;

- учить  рассуждать, думать;

-внимательно, уважительно и тактично относится к детским вопросам, побуждать ребят спрашивать;

-поддерживать стремление проникнуть  в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи, узнать скрытые свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов дошкольников

•Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сра...

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

Коррекционная программа по развитию познавательных процессов дошкольников.(старшая группа)

Коррекционно  развивающая программа направлена на  развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.  Состоит из десяти занятий включающих в себя игры и упражнени...

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников можно использовать на всехвозрастных группах....

Использование дидактических игр в формирование познавательных процессов дошкольников в валеологии!

Использование дидактических игр  в формирование познавательных процессов дошкольников в валеологии!...

Использование коврографа в развитии познавательных процессов дошкольников»

Опыт работы по использованию технологии "Сказочные лабиринты игр" В.В.Воскобовича в ДОУ...

Методики диагностики познавательных процессов дошкольников.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чт...