Познавательные процессы дошкольника
консультация
Особенноти познавательных процессов дошкольника. Рекомендации по их развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_protsessy_doshkolnika.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных процессов дошкольника
№ | Познавательный процесс | Особенности | Рекомендации по развитию |
Внимание | В раннем детстве: - расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок; - малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи; - под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания; - внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, - наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. В дошкольном возрасте: - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания. | Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, и от организации деятельности ребенка. Главную роль в развитии внимания играет взрослый : присутствие взрослого, совместные действия с ним. - Соблюдение режима дня (создает опорныеточки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания). -показ предметов и новых способов действия с ними -эмоциональная насыщенность материала; - создание зоны положительных переживаний( тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка). - учить ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры ( картинки и т.д.); Требование к организации деятельности: -дошкольник активен в отношении предмета ( может обследовать его); -доведение начатого дело до конца, -подготовка к смене деятельности ; -использование игровых ситуаций; -установление связей между разными видами деятельности (облегчает переход от одной деятельности к другой). | |
Речь | В младенческом возрасте: - развитие речи включено в общение со взрослым; - возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка; - устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц; - к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов. В раннем возрасте: - развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов; - формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками; - складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи; -формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования; - появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники; - возникает описательная речь; - ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого; - речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания; - формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт. В дошкольном возрасте: - речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; - появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; - ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; - ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; - развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого; - складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; - возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; - складывается понимание форм языковой деятельности; - речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; - речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; - завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; - возникают предпосылки для освоения грамоты. | В младенческом возрасте: - эмоциональность общения(речь взрослого должна подкрепляться, мимикой и жестами); -развитие слухового внимания (разнообразие слухового окружения); - массаж пальцев рук; В раннем и дошкольном возрасте возрасте: -постоянно разговаривайте с ребенком; -задавайте ребенку вопросы; -поощряйте стремление задавать вопросы; -исправление ошибок в речи; -чтение художественной литературы; -артикуляционная гимнастика; - разнообразные игры для развития дыхания, мелкой моторики, слухового внимания, пополнения словаря; | |
Сенсорный | В младенческом возрасте: - складывается акт рассматривания предметов; - формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения; - устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки; - устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. В раннем возрасте: - складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам; - возникают представления о свойствах предметов; - освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности; - развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка. В дошкольном возрасте: - зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; - осваиваются сенсорные эталоны; - возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; - с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется. | -для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности - аппликация, рисование, конструирование. -осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда. -фонематический слух - в процессе речевого общения (через сюжетно-ролевые игры, разучивание сценок). -звуковысотный слух - на музыкальных занятиях, слушание музыкальных произведений (звуки природы, классика), игры на музыкальных инструментах, пение. -научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. | |
Память | В младенчестве: - память функционирует «внутри» ощущений и восприятий; - она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется Недлительным сохранением; - материал фиксируется ребенком непроизвольно; - сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти. В раннем детстве: - обогащается содержание представлений; - возрастает объем и прочность сохранения материала; - появляется новый процесс памяти - воспроизведение; - бурное развитие получает словесная память. В дошкольном возрасте: - преобладает непроизвольная образная память; - память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; - словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; - складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; - формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания; - по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности. | - соблюдение режима дня в любом возрасте; В младенчестве: - совместная со взрослыми деятельность через манипулирование с предметами на глазах у младенца; -выражение заинтересованность в совместной деятельности; -радость успехам ребенка и общению с ним, тем самым создавая эмоционально действенное подкрепление тому материалу, который должен запомнить малыш; -многократное повторение действия в целях его запоминания; -обозначение словами предметы, ситуации, признаки, движения и действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа предмета со словом; -игры с пальчиками. Развитие словесной памяти в единстве с образной и двигательной: -включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом (беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений) -содержание литературных произведений должно быть понятно малышу и соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. В среднем и старшем дошкольном возрасте: запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста; -правильно организованное наблюдение (полнота восприятия объекта, активное его созерцание, аналитико-синтетическая деятельность и т.д.) -включение материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность. -использование материала для запоминания во время игры, беседы; рассматривания картинок и т. п., - интерес ребенка к объекту для запоминания; - обучение логическим приемам запоминания. -задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти; -сравнение ребенком результатов воспроизведения с образцом. | |
Воображение | В раннем возрасте: - складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание; - воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов; - воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. В дошкольном возрасте: - воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; - оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; - ребенок осваивает приемы и средства создания образов; - воображение переходит во внутренний план, отпадает нeобходимость в наглядной опоре для создания образов. | В раннем возрасте: -общение со взрослым - включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши; - включение в бытовые процессы произведения литературы и фольклора, игрушек; - создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители ; -расширение представлений об окружающем мире. В дошкольном возрасте: -расширение представлений об окружающем -создание проблемных ситуаций; -обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построение воображаемой ситуации; -освоение продуктивной и игровой деятельности; -включение в предметную среду наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый и природный материалы ; -научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности; -формирование критичности мышления; -создание условий, когда ребенок сам становится в обучающую позицию. | |
Мышление | В младенческом возрасте: - к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно- следственные связи, которые в восприятии не даны; - мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами; - возникают предпосылки развития любознательности. В раннем детстве: - мышление возникает и функционирует в предметной деятельности; - освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами; - ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления; - включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность; - у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий; - представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно- образного мышления у дошкольника. В дошкольном возрасте: - ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным; - освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; -детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; -появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; - ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; - возникают попытки объяснить явления и процессы; - экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; - складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. | В младенческом возрасте: -стимулирование активности; -показ способов действия с предметами; -подчеркивание инициативных действий, закрепление их с помощью оценки. В раннем детстве: -показ способов действия с предметами; -выделение и закрепление в речи результатов действия; -предоставление ребенку самостоятельности, чтобы он мог активно действовать с объектом; -научение видеть и формулировать в речи проблему; В дошкольном возрасте: - не давать знания в готовом виде; -предоставление ребенку возможности с помощью взрослого, сверстников найти, найти самостоятельно ответы на вопросы; - учить рассуждать, думать; -внимательно, уважительно и тактично относится к детским вопросам, побуждать ребят спрашивать; -поддерживать стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи, узнать скрытые свойства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных процессов дошкольников
•Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сра...
Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».
В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....
Коррекционная программа по развитию познавательных процессов дошкольников.(старшая группа)
Коррекционно развивающая программа направлена на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Состоит из десяти занятий включающих в себя игры и упражнени...
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников можно использовать на всехвозрастных группах....
Использование дидактических игр в формирование познавательных процессов дошкольников в валеологии!
Использование дидактических игр в формирование познавательных процессов дошкольников в валеологии!...
Использование коврографа в развитии познавательных процессов дошкольников»
Опыт работы по использованию технологии "Сказочные лабиринты игр" В.В.Воскобовича в ДОУ...
Методики диагностики познавательных процессов дошкольников.
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чт...