Методики диагностики познавательных процессов дошкольников.
тест на тему
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Методика «Времена года»
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов | – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). | |
8-9 баллов | – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. | |
6-7 баллов | – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. | |
4-5 баллов | – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. | |
0-3 балла | – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать). |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Рис 1. Картинки к методике «Времена года»
Методика «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. |
8-9 баллов | – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. |
6-7 баллов | – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. |
4-5 баллов | – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. |
2-3 балла | – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. |
0-1 балл | – ребенок за 3 мин не справился с заданием. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Рис. 2. Картинки к методике «Что здесь лишнее?»
Методика «Кому чего недостает?»
Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 3), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.
Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Оценка результатов
10 баллов | – время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек. |
8-9 баллов | – время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек. |
6-7 баллов | – время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек. |
4-5 баллов | – время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек. |
2-3 балла | – время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек. |
0-1 балл | – время выполнения задания заняло до 110 сек и выше. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла низкий
0-1 балл очень низкий
Рис. 3. Стимульный материал к методике *Кому чего недостаёт?»
Методика «Раздели на группы»
Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка Ему показывают картинку, изображенную на рис 4, и предлагают следующее задание
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены»
На выполнение всего задания отводится 3 мин
Рис 4. Стимульный материал к методике «Раздели на группы»
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры |
Замечание. | Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп |
8-9 баллов | – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин |
6-7 баллов | – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин |
4-5 баллов | – за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур |
2-3 балла | – за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур |
0-1 балл | – за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Методика «Обведи контур»
Детям показывают рис. 5,6 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Рис 5. К методике «Обведи контур»
Рис 6 К методике «Обведи контур» (продолжение) Оценка результатов
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания
10 баллов | – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам |
8-9 баллов | – на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих |
недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно. | |
6-7 баллов | – на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно. |
4-5 баллов | – на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно. |
2-3 балла | – на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно. |
0-1 балл | – на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Воспроизведи рисунки»
Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис 7, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 7 в сопровождении следующей инструкции
«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура»
На выполнение задания отводится 5 мин
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов |
8-9 баллов | – ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов. |
5-7 баллов | – ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм |
4-6 баллов | – ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм |
2-3 балла | – ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм |
0-1 балл | – ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм |
Рис 7. Рисунки и матрицы к методике «Воспроизведи рисунки»
Методика «Вырежь фигуры»
Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры На рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.
Рис 8 Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежь фигуры»
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания
10 баллов | – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов. |
8-9 баллов | – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм |
6-7 баллов | – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. |
4-5 баллов | – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм. |
2-3 балла | – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм |
0-1 балл | – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ
Методика «Назови слова»
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. |
8-9 баллов | – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. |
6-7 баллов | – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. |
4-5 баллов | – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. |
2-3 балла | – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. |
0-1 балл | – ребенок за все время назвал не более 19 слов. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 9 и рис. 10. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 11 и рис. 12. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
Рис 9. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»
Рис 10 Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»
Рис. 11. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.
Рис. 12. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций
Таблица 1
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий№ п/п | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Частота употребления |
1 | Существительные | |
2 | Глаголы | |
3 | Прилагательные в обычной форме | |
4 | Прилагательные в сравнительной степени | |
5 | Прилагательные в превосходной степени | |
6 | Наречия | |
7 | Местоимения | |
8 | Союзы | |
9 | Предлоги | |
10 | Сложные предложения и конструкции |
Оценка результатов
10 баллов | – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи |
8-9 баллов | – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи |
6-7 баллов | – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи |
4-5 баллов | – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи |
2-3 балла | – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи |
0-1 балл | – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу |
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.
Методика «Узнай фигуры»
Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1, в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек. |
8-9 баллов | ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек. |
6-7 баллов | – ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек. |
4-5 баллов | – ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек. |
2-3 балла | – ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек. |
0-1 балл | – ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Рис 1.
Методика «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек. |
8-9 баллов | – ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. |
6-7 баллов | – ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. |
4-5 баллов | – ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. |
2-3 балла | – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. |
0-1 балл | – ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Рис 2. Набор фигур к методике «Запомни рисунки»
Методика «Запомни цифры»
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 3 А. с интервалом в 1 сек между цифрами. Послe прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
Рис 3
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 3 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к за-читыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем (рис. 4 А, Б).
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Рис. 4.
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр. |
8-9 баллов | – ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр. |
6-7 баллов | – ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5–6 цифр. |
4-5 баллов | – ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры. |
2-3 балла | – ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры. |
0-1 балл | – ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр. |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.
Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.
К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.
Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста
Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».
Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.
В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов |
8-9 баллов | – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек |
6-7 баллов | – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек |
4-5 баллов | – время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек |
2-3 балла | – время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек |
0-1 балл | – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.
Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»
Методика «Узнай, кто это»
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок
Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака |
7-9 баллов | – ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек |
4-6 баллов | – ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек |
2-3 балла | – ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек |
0-1 балл | – ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в» |
Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14
Рис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»
10 баллов | – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. |
8-9 баллов | – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. |
6-7 баллов | – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. |
4-5 баллов | – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. |
2-3 балла | – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. |
0-1 балл | – за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Чем залатать коврик?»
Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов
«
10 баллов | – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек |
8-9 баллов | – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. |
6-7 баллов | – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. |
4-5 баллов | – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. |
2-3 балла | – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. |
0-1 балл | – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.
Методика 5. «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
Рис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет
Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов | – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. |
8-9 баллов | – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла |
6-7 баллов | – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла |
4-5 баллов | – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. |
2-3 балла | – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла. |
0-1 балл | – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла. |
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так
10 баллов | – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1. |
8-9 баллов | – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2. |
Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом
1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания
3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания
4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания
5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания
6-7 баллов | – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3. |
4-5 баллов | – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4 |
3 балла | – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5. |
Выводы об уровне развития
10 баллов | -- продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая. |
8-9 баллов | – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. |
4-7 баллов | – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. |
2-3 балла | – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. |
0-1 балл | – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. |
Методика «Проставь значки»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов | – показатель S больше чем 1,00. |
8-9 баллов | – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. |
6-7 баллов | – показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75. |
Рис 8 Лист к методике «Проставь значки»
4-5 баллов | – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. |
0-3 балла | – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов | – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек |
8-9 баллов | – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек |
6-7 баллов | – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. |
4-5 баллов | – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. |
0-3 балла | – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»
Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников можно использовать на всехвозрастных группах....
"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"
В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...
Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"
В выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и р...
Методики диагностики познавательных УУД
Описание методик для диагностики познавательных УУД дошкольников...
Презентация "Методики диагностики развития речи дошкольников"
Презентация "Методики диагностики развития речи дошкольников"...
Методики диагностики социального развития дошкольников
Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников...