Коррекционная программа по развитию познавательных процессов дошкольников.(старшая группа)
методическая разработка (старшая группа) по теме
Коррекционно развивающая программа направлена на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Состоит из десяти занятий включающих в себя игры и упражнения направленные на развитие и коррекцию психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma_po_razvitiyu_poznavatelnykh_protsessov_doshkolnikov.docx | 44.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная программа по развитию познавательных процессов дошкольников.
№ | Разминка | Развивающие упр. | Основная часть | Релаксирующие упр. |
1 | "Данетка". | «Взгляд в будущее» | «Самый внимательный» | «Пружинки» |
2 | "Черный ящик". | «Рисуй – читай» | «Выполни по образцу» | «Загораем» |
3 | "Простые рисунки". | "Выполни по образцу" | «Круг, треугольник и квадрат» | «Олени» |
4 | «Птица - не птица» | "Противоположность" | «Самый внимательный | «Штанга» |
5 | "Фотоаппараты" | «Подбери слово» | "Лабиринт" | «Кораблик» |
6 | "Какое что бывает?" | "Найди отличие". | «Не собьюсь» | “Пара” |
7 | "Данетка". | «Третий лишний» | «Что нового?» | “Снежная баба”. |
8 | "Черный ящик". | "Кто кем (чем) будет?" | «Винни Пух, Пятачок и Заяц» | “Злюка успокоилась”. |
9 | «Топ-хлоп» | "Раскрась вторую половинку". | «Что запомнил, нарисуй» | “Лимон”. |
10 | "Я луна, а ты звезда". | «Рисуй – читай» | «Птица - не птица»» | “Любопытная Варвара”. |
Коррекционно-развивающая программа.
№ занятия | № п/п | Название | Цели, задачи | Содержание |
Занятие № 1 | Ритуал приветствия: | Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга | Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ. Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди говорит о других что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях. | |
1 | «Данетка» | Научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы) | Суть игры заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно". Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. | |
2 | «Взгляд в будущее» | Развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи. | Оборудование: лист бумаги и карандаши. Ход игры: - Ребята, никто из нас не может знать, что нас ждет в будущем. Я имею в виду то далекое будущее, которое наступит лет через 100 или 200. давайте выступим в роли писателей-фантастов и придумаем описание и рисунок. Вы можете нарисовать автомобиль будущего или дом, в котором будут жить люди в будущем. Также можете нарисовать космический корабль, фантастический пейзаж или другую планету, которую предстоит открыть в будущем. По окончании работы дети рассказывают о своих работах. | |
3 | «Самый внимательный» | Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти | Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами. | |
4 | «Пружинки» | Упражнения на расслабление мышц ног. | Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (3 раза). Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай, Крепче, крепче нажимай, Нет пружинок – отдыхай! Руки не наряжены, Ноги не напряжены И рассла-абле-ны… - Знайте, девочки и мальчики! Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко… ровно… глубоко… | |
Ритуал прощания: | Цель: развитие умения слушать друг друга | Ход: Затем все договариваются, что прежде, чем закончить занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом прощания во всех занятиях. | ||
Занятие № 2 | Ритуал приветствия | |||
1 | "Черный ящик". | Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д. - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д. | ||
2 | «Рисуй – читай» | Упражнение на распределение внимания Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно. | а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка. б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. (Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.) Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка. | |
3 | "Выполни по образцу" | Тренировка концентрации внимания | Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. | |
4 | Загораем. | Упражнения на расслабление мышц ног. | Представьте себе, что наши ноги загорают. (Показывают, как надо вытянуть ноги вперёд, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим… держим… Ноги напряглись! (Проверить у каждого из детей напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряжённые наши ноги стали твёрдые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!... Как хорошо, как приятно стало, ноги не напряжены. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим… держим… напрягаем… Загорели! Отпускаем! (Ноги резко отпустили на пол.) Ноги не напряжены И расслаблены… | |
Ритуал прощания | ||||
Занятие №3 | Ритуал приветствия | |||
1 | Простые рисунки. | Развитие воображения, активизация мышления и речи. | Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?". Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку | |
2 | Выполни по образцу | Тренировка концентрации внимания | Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. | |
3 | Круг, треугольник и квадрат. | Развитие осязательной памяти, памяти на прикосновения, и эмоциональной памяти, т. е. память на переживания, отношения, чувства. | Круг, треугольник и квадрат разделены на несколько частей. Эти фигуры также необходимо вырезать из твердой бумаги или картона. ЗАДАНИЕ 1. Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше. ЗАДАНИЕ 2. Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем — треугольник и квадрат. ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать. — Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? — Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры? — Расскажи, как ты запоминал эти части? | |
4 | Олени. | Упражнения на расслабление мышц рук. | Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабились руки. Отдыхаю. Посмотрите: мы – олени, рвётся ветер нам на встречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени. А теперь немножко лени… Руки не напряжены И рассла-а-бле-ны… Лёгким движение пальцев провести по руке каждого ребёнка от плеча до кончиков пальцев. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают наши пальчики! Дышится легко… ровно… глубоко… | |
Ритуал прощания | ||||
Занятие №4 | Ритуал приветствия | |||
1 | Птица - не птица. | Веселая игра на внимание и знание птиц. | Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?" Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны., Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи | |
2 | "Противоположность". | Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет. | ||
3 | Самый внимательный | Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти | Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами. | |
4 | Штанга. | Упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса. | Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжёлую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу… Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища.) Руки расслабленны, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!... (3 раза.) Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом. (Наклониться вперёд.) Штангу с пола поднимаем… (Распрямиться.) Крепко держим… (Обратить внимание детей на напряжение мышц плеча и предплечья и последующее расслабление.) - И бросаем! Наши мышцы не устали – И ещё послушней стали! Нам становиться понятно: Расслабление приятно. | |
Ритуал прощания | ||||
Занятие №5 | Ритуал приветствия | |||
1 | Фотоаппараты | На развитие памяти и внимания. | Реквизит: 3 карточки с 8 изображениями разных предметов. Предметы одни и те же, но расположение разное. Картинки. Инструкция для воспитателя: "Усаживайтесь за столы. Сегодня вы будете фотоаппаратами. Посмотрим, какой фотоаппарат будет самым лучшим. Перед вами лежат перевернутые обратной стороной карточки (их 3) и картинки в стопочке. Сначала по сигналу возьмем первую карточку, взглянем на нее, стараясь запомнить все, что на ней нарисовано. По сигналу вновь переверните ее обратной стороной и положите на угол стола. Затем по сигналу отберите картинки, которые были нарисованы на большой карте. Приготовились(гонг). Переворачиваем карту. Смотрим на нее 30 секунд (гонг). Переворачиваем карту. Кладем на угол стола - начинаем отбирать картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончили. Возьмите снова первую карту. Положите ее перед собой изображением вверх. Проверьте, правильно ли вы запомнили картинки. Уберите лишние. Сколько картинок вам удалось запомнить? Запомните это число. А теперь повторим это упражнение с другой картой. Приготовились (гонг). 30 секунд. Закончили (гонг). Убрали карту. Отбираем картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончите. Проверяем себя. Сколько картинок вам удалось запомнить? Это больше, чем в первый раз, или меньше? Потренируемся в третий раз. Сколько картинок вы запомнили теперь? Молодцы! Вы хорошо потрудились! Пора отдыхать". | |
2 | Подбери слово | Развитие логических мыслительных операций, речи | Цель: указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо. Стрелка – часы, колесо – Колесо – круг, ковёр – Белка – дупло, медведь – Кофта – шерсть, шуба – Магазин – продавец, больница – Рыба - река, птица – Ваза – стекло, кастрюля- Молоко – масло, мясо – Коза – капуста, белка – Лошадь – сено, кошка – Чай – печенье, суп – Стул – спинка, корабль – Ракета – космос, самолёт – День – обед, вечер – Инструмент – работа, кукла – Охотник – ружьё, рыбак – Слово – буква, дом – Ногти – ножницы, борода – Дождь – сырость, жара – Лес – деревья, поле – Лиса – хитрость, заяц – Палец – кольцо, ухо – Лимон – кислота, конфета – Школа – ученик, больница – Вулкан – извержение, река – Задача – решение, вопрос – Писатель – книга, скульптор – Море – капля, толпа – Автомобиль – дорога, поезд - Поезд – станция, самолёт – Цветок – бутон, листок – | |
3 | Лабиринт | Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания» | Перед началом работы детям сообщается задание: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается с права. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца». Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах: - без ограничения времени (тогда тот, кто выполнил задание, поднимает руку и педагог записывает его время в индивидуальный бланк, который ведется постоянно, что дает возможность сравнить полученное время с предыдущим); - с ограничением времени (т.е. учитель дает команду «стоп!», и все одновременно заканчивают работу). Интервал устанавливается в зависимости от подготовленности детей и их возраста. | |
4 | Кораблик. | Упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса. | Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмём к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижмём левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая рука расслаблена. Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую - расслабляем! Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Обращают внимание детей на напряжённое и расслабленное состояние мышц ног. После расслабления ног дети рассаживаются и проводится пауза покоя. Снова руки на колени, А теперь – немного лени… Напряженье улетело – И расслабленно всё тело… Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко… ровно… глубоко… | |
Ритуал прощания | ||||
Занятие №6 | Ритуал приветствия | |||
1 | Какое что бывает? | Учить сравнивать, обобщать свойства предметов и понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. | Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным? (коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым (квадратным)? В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д. | |
2 | Найди отличие. | Развитие восприятия и зрительного внимания. | Предложите детям взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть дети постараются обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить найти несоответствия. | |
3 | Не собьюсь | Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания, мышления | Предлагаются следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…» Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить). | |
4 | Пара | Упражнения на расслабление мышц рук: (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). | Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется. | |
Ритуал прощания | ||||
Занятие №7 | Ритуал приветствия | |||
1 | Данетка | Научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы) | Суть игры заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно". Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. | |
2 | Третий лишний | Тренировка мыслительных операций. | Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор · Цвет: цыплёнок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава. Халат врача, помидор, снег. · Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка. · Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка. · Материал: банка, кастрюля, стакан. Альбом, тетрадь, ручка. · Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селёдка, мороженое. · Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантели. | |
3 | Что нового? | Развитие умения концентрироваться на деталях, развитие памяти. | Ход игры: Взрослый рисует начало рисунка, потом дети по очереди подрисовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, другие закрывают глаза, и открывают их по команде взрослого. Чем дольше длиться игра, тем сложнее и интереснее искать новые детали. | |
4 | Снежная баба. | Упражнения на расслабление всего организма: | Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. | |
Ритуал прощания | ||||
Занятие №8 | Ритуал приветствия | |||
1 | Черный ящик. | Развитие логического мышления | Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д. - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д. | |
2 | Кто кем (чем) будет? | Развитие логического мышления, речи | Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) - цыпленок - петухом; - мальчик - мужчиной; - теленок - коровой или быком - бумага - книгой - снег -водой - вода - льдом - семечко - цветком - мука - блинчиками и т. д. | |
3 | Винни Пух, Пятачок и Заяц. | Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания, мышления | ЗАДАНИЕ 1. Художник, рисуя наших друзей, сделал много ошибок! Необходимо исправить ошибки. ЗАДАНИЕ 2. Необходимо перечислить все ошибки которые допустил художник, не глядя на рисунок. | |
4 | Злюка успокоилась. | Упражнения на расслабление мышц лица: | Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть). | |
Ритуал прощания | ||||
Занятие №9 | Ритуал приветствия | |||
1 | Топ-хлоп. | Игра на развитие внимания, памяти. | Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия. | |
2 | Раскрась вторую половинку. | Развитие концентрации внимания | Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.). | |
3 | Что запомнил нарисуй | Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов (визуализацию понятий). | Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения. Примерный перечень возможных серий: Серия № 1 Грузовик Умная кошка Гнев Мальчик-трус Веселая игра Капризный ребенок Дерево Хорошая погода Наказание Интересная сказка Серия № 2 Веселый праздник Радость Темный лес Болезнь Отчаяние Быстрый человек Смелость Печаль Глухая старуха Теплый ветер Серия № 3 Сомнение Зависть Сила воли День Успех Страх Скорость Сильный характер Справедливость Хороший товарищ 2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге. | |
4 | Лимон. | Упражнения на расслабление мышц рук: | Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой. | |
Ритуал прощания | ||||
Занятие №10 | Ритуал приветствия | |||
1 | Я луна, а ты звезда. | Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции. | Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек. Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается... | |
2 | Рисуй – читай | Упражнение на распределение внимания | Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно. а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка. б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. (Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.) Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка. | |
3 | Птица - не птица. | Игра на внимание и знание птиц. | Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?" Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны., Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке! | |
4 | Любопытная Варвара. | Упражнения на расслабление мышц шеи: | Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – расслабление приятно! | |
Ритуал прощания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет...
Коррекционно- развивающая программа по развитию познавательных процессов у младших дошкольников, имеющих задержку психического развития
Занятия для детей младшей группы с ЗПР...
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательных процессов»
Формировать психологический базис для полноценного развития личности ребенка, зрительной и слуховой памяти. Развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать по признакам, анализиров...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных процессов в старшей группе Тема «Грибы»
Цель: развивать познавательные процессы.Задачи:Образовательные: закрепить знания о грибах, понятие «съедобные», «несъедобные».Коррекционно-развивающие: развивать зрительн...
Коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов
Коррекционно - развивающая программа...
Коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов
Коррекционно - развивающая программа...
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет.
Предлагаемая программа развития познавательных процессов является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми имеющими показатели развития познавательн...