Статья на тему: "Детский садизм".
статья

Лысогор Лариса Вячеславовна

Откуда в детях жестокость?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_detskiy_sadizm.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Подчас мы, родители, не обращаем внимания на некоторые поступки детей, списывая их на то, что ребенок еще маленький и просто не осознает, к чему могут привести те или иные его поступки. Это касается и жестоких поступков наших детей — полузадушенных котят, замученных лягушек, бескрылых бабочек, покалеченных безжалостной детской рукой.

Нам кажется, что все это лишь детская шалость. Мол, таким образом, ребенок познает окружающий мир. Задумываться о возможных последствиях мы начинаем тогда, когда жестокость входит у ребенка в привычку. Психологи в таких случаях советуют уделять ребенку больше внимания и прививать ему больше доброты и любви.

Но что делать, если эти советы не работают? Как понять, что становится причиной детского садизма? На что следует обратить внимание?

Следует понимать, что ребенок не станет садистом без причины. А причина — ошибки родителей, допущенные при воспитании.

Немотивированно жестокое обращение с живыми существами, производимое взрослым человеком, является общественно порицаемым явлением. Эти действия не гуманны, недостойны настоящего человека. Более того, они могут привести садиста к подобному обращению, но уже с людьми. Что же делать, если ребенок начинает проявлять склонность к садизму по отношению к животным?

В первую очередь необходимо запомнить, что не всякое жестокое обращение вызвано деструктивными мотивами. Каждый ребенок – исследователь по своей натуре. Он может просто экспериментировать с живым материалом, словно разбирая свою куклу или машинку. Важно спросить у ребенка, зачем он это делает. Если ответит, мол, интересно – не стоит наказывать. Лучше предложить поэкспериментировать с более простой формой жизни, например с мухой или каким-то жуком.

Очень важной является профилактика жестокости путем просмотров ребенком мультфильмов, в которых главным героем выступает животное. Путем идентификации с собой этих персонажей, ребенок потеряет всякое желание приносить им (а значит и себе) вред.

Кроме того вы можете учить ребенка заботе о братьях наших меньших. Постройте вместе скворечник или кормушку для птиц, чтобы ваше чадо могло почувствовать как приятно делать добро.

Также можно купить для дворовых кошек сухой корм, например, вот здесь и кормить их периодически. Учите ребенка проявлять сострадание своим собственным примером и такими вот наглядными, доступными для его понимания приемами.

Иногда бывает оправдано предложить ребенку нанести себе тот же вред, что и по отношению к животному. Он может отказаться от жестокости, почувствовав одну с животным боль, ведь дети не всегда осознают, что их действие может привести к подобному результату.

И, напоследок, главная причина детского садизма – душевная боль. Ее вызывает безразличие родителей, унижения, причиненные другим человеком страдания, которые ребенок транслирует дальше в окружающий мир. Важно помочь ребенку почувствовать себя лучше, что он хороший и не одинок. Так причина детской жестокости уйдет сама собой.

Почти все дети в том или ином возрасте были замечены за невинным, на первый взгляд занятием: малыши с удовольствием таскают кошек за хвост, заставляют их ходить на задних лапах или одевают в кукольные наряды. Все это выглядит как игра, но животному такие игры вовсе не по нраву! А случается, что дети проявляют и еще больше жестокости по отношению к своим младшим братьям. Что делать? Почему дети обижают животных? И как объяснить ребенку, что мучать животных нельзя?

Почему дети обижают животных

Во-первых, многие дети, которые мучают животных, испытали на своем опыте обиду или даже насилие. Другими словами, ребенок, жестоко обращающийся с беззащитным животным, сам подвергался жестокому обращению или остро переживал его по отношению к другим. Малыша могли излишне строго наказать, заставлять насильно делать то, чего не хотелось. Или же он увидел нечто поразившее его воображение по телевизору (а мы с Вами знаем, что по телевизору очень часто показывают шокирующие сцены). Тем не менее, причины могут быть различными. И в зависимости от причин, следует выбирать стратегию решения проблемы. Перечислим основные из них:

Ребенок обижает животных, потому что им руководит любопытство исследователя (например, малыш отрезает крылья у насекомого и пытается выяснить, что будет с ним происходить). Такие мотивы встречаются чаще всего у маленьких детей (до 4 – 5 лет). Такие неприятные «игры» с животными напоминают экспериментирование: сможет ли черепаха перевернуться на живот, удачно ли приземлится ли кошка, если подбросить ее к потолку?

Ребенок обижает животных, потому что на него оказывают давление сверстники. Такая ситуация распространена среди старших детей (от 6 – 7 лет), когда нужно заслужить уважение в группе товарищей, выполняя их сложные задания (похоже на обряд посвящения, проверку).

Ребенок обижает животных, чтобы отвлечься и развлечься. Случается, что дети мучают животных, чтобы отвлечься от собственных переживаний и обид. А бывает, детям просто скучно.

Ребенок обижает животных, потому что имитирует взрослых, проигрывая свои обиды. В таких ситуациях игра повторяет случаи насилия над ребенком (ребенок может бить животное, выставлять его за дверь, связывать, запирать в шкаф и т.д.).

Ребенок обижает животных, потому что боится их. В опыте ребенка присутствует травмирующая ситуация (например, его сильно поцарапала кошка), поэтому теперь малыш будет «мстить» животному.

Родителям или специалистам, которые решают данную проблему, следует учитывать возраст ребенка.

Если малышу меньше 3 лет, то не следует уговаривать ребенка правильно обращаться с животным (пока это бесполезно), поскольку он, вероятно, воспринимает домашнего кота, как очередную мягкую игрушку, которая, однако, издает куда больший диапазон звуков, чем ее плюшевые аналоги. Верная стратегия в этом возрасте – показывать правильный пример! Обращайтесь с животным, как с младшим товарищем ребенка. Если малыша застали за играми, доставляющими неприятные ощущения животному, следует выразить свое недовольство, забрать животное у ребенка и «показательно» пожалеть обиженного.

Если малышу уже есть 3 года, расскажите о том, что животные также испытывают боль и обиду. Расскажите малышу о том, какие звери маленькие и беззащитные. Придумайте сказку о своем домашнем животном, нарисуйте вместе с ребенком для него подарок (например, портрет щенка). Приучайте ребенка ухаживать за домашним любимцем (пусть он насыпает корм, меняет воду). Все это поможет ребенку почувствовать, что животное нуждается в его помощи, обладает характером, умеет переживать.

Специалисты отмечают, что если ребенок в возрасте от 6 до 12 лет продолжает мучать животных, это говорит о наличии глубоких психологических проблем. И в таком возрасте есть смысл обратиться за профессиональной помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Детские ссоры"

Взаимоотношения между детьми и родителями....

Статья по теме: «Детское экспериментирование». Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».

    Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.      В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исс...

Статья на тему: "Детская литература - искусство"

Данная статья отражает в своем содержании информацию о роли исскусства в нашей жизни, об эстетическом воспитании, о значении стихов в жизни общества и о роли педагога в интеграции литературы в жизнь в...

Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....

Статья на тему: "Детский туризм. Организация проведения прогулки для детей за пределами или на территории детского сада"

Статья будет полезна молодым специалистам,воспитателям детского сада при организации прогулок с детьми....

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Статья на тему «Детское творчество. Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка».

Статья на тему «Детское творчество. Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка».«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из д...