Статья по теме: «Детское экспериментирование». Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».
статья (средняя группа) на тему
Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.
В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, задача воспитателя – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям и создавать для этого условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_detskoe_eksperimentirovanie._nod_osvobozhdenie_kapelki_iz_ledyanogo_plena.docx | 204.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме: «Детское экспериментирование».
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Ребёнок очень много узнаёт ещё до того, как приходит в детский сад. Он уже имеет значительный опыт и понимание окружающего мира на основе этого опыта.
Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.
В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, задача воспитателя – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям и создавать для этого условия.
В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: почему? зачем? как? что будет, если…?
Метод экспериментирования даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. У ребёнка развивается и обогащается память, активизируются мыслительные процессы. Так как необходимо постоянно анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, а также постоянно давать отчёт об увиденном, делать выводы. Все это способствует и развитию речи.
Занятия по экспериментированию влияют на развитие творческих способностей ребёнка, на формирование трудовых навыков и укреплению здоровья за счёт повышения уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
- Наблюдение и труд.
Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но само наблюдение может проходить и без эксперимента.
Например:
Наблюдение за ростом мать – и – мачехи на разных полянках. Это весеннее пробуждение природы не связано с экспериментированием, так как процесс развивается без участия человека.
- Изобразительная деятельность детей.
Чем сильнее развиты изобразительные способности у детей, тем точнее будет воспроизведён результат эксперимента. Это зависит также и от того, насколько глубоко ребёнок изучил объект в процессе в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали.
Например:
Тема: «Проращивание семян» («Сухая и влажная среда»).
Деятельность детей: дети прорисовывают этапы проращивания семян, в разных его фазах.
- Математическая деятельность детей.
Во время проведения опытов возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Поэтому, экспериментирование невозможно без элементарных математических представлений.
Например:
Тема: «Проращивание семян». Объект исследования: фасоль, горох, бобы.
Деятельность детей: дети выделяют основные признаки семян: цвет, форма, размер.
- Эксперимент и труд.
Обслуживающий труд может и не быть связан с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
- Развитие речи.
Экспериментирование очень тесно связано с развитием речи. Это прослеживается на всех этапах эксперимента:
- формирование цели;
- обсуждение хода опыта;
- подведение итогов;
- словесный вывод об увиденном.
Детей учат чётко выражать свои мысли, что в свою очередь облегчает проведение опыта.
Например:
Тема: «Освобождение капельки из ледяного плена».
Задачи:
- развитие логического мышление при выборе способа действия;
- стимулировать самостоятельное формирование выводов.
На втором этапе занятия дети должны высказывать свои соображения, отвечая на вопросы:
- Что же случилось с капельками и её подружками?
- Во что превратилась капелька?
- Почему капелька замёрзла? Когда это произошло?
Далее дети должны придумать, объяснить, как освободить капельку:
- можно погреть в руках, лёд растает;
- можно положить на батарею;
- можно положить в тёплую воду, лёд растает;
- можно просто оставить в группе – там тепло.
Те знания, которые дети добыли сами, являются более осознанными и прочными.
Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
- Развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в группе;
- Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;
- Стимулировать самостоятельное формирование выводов детей.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
- Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
• Активизировать словарный запас детей;
•Развивать логическое мышление при выборе способа действий;
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- Развивать чувство ответственности за экологическую обстановку на Земле;
- Воспитывать аккуратность в работе.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки.
Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение работать в группе, умение делать выводы.
Демонстрационный: кусочки льда, в одном куске льда заморожена капелька из картона.
Раздаточный: баночки с тёплой водой, карточки, изображающие капельки воды.
Предварительная работа.
Чтение русской народной сказки «Лисица и заяц».
Вопросы:
- Из чего построил себе заяц избушку?
- А у лисы из чего была построена изба?
- В какое время года построила себе лиса избу?
- А зачем ей она была нужна?
- Почему лиса попросилась переночевать у зайца. Ведь у неё был свой дом7
- В какое время года это случилось7
- Почему это случилось весной, а не зимой?
В. Зимой – когда лепят снежок, ком сжимают, снег под давлением тает, замерзает и удерживает слепленные части вместе. Это происходит при низких температурах, ниже 0. Весной – солнце греет жарче, снег начинает таять, образуется вода, температура становится выше 0.
Вывод: - Нужно ли строить дом изо льда? Почему?
Ход НОД
- Орг. момент.
Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. Откроем для себя что-то новое.
- Рассказ воспитателя с демонстрированием картинок.
В.: – Что вы видите на картинке?
Д.: …
Жила-была капелька. Она была очень весёлой и любила поиграть. То она прыгнет на ваши ладошки из крана или душа, то упадёт с неба на ваши носики. Или вместе со своими подружками- капельками весело плещется в ручейке, сверкая на солнышке.
Но однажды…
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода –
Неподвижна и тверда.
- Выдвижение гипотез.
В.: – Как вы думаете, что же случилось с капелькой и её подружками?
Д.: (предполагают)
- Она превратилась в лёд.
- Наверное, это было зимой, и она замёрзла.
- Вода превратилась в лёд от мороза.
В.:
- Я принесла в садик капельки. А Дед Мороз заморозил их.
- Как же нам быть? Что делать
Д.: (предполагают)
- Можно погреть в руках.
- Можно положить на батарею.
- Можно положить в тёплую воду, лёд растает.
- Можно оставить просто в группе – у нас тепло.
- Физкультминутка.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) - Проверка гипотез. Практическая деятельность.
Работа в группах.
Воспитатель делит детей на 2 подгруппы. Вспомним правила работы в группе: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.
В.: Сейчас пришло время провести опыты. А с чем? Вы должны отгадать загадку:
Валяется камень на мерзлой земле,
Его подберешь, исчезает в тепле. (Лёд)
Опыты: проверяют высказывания: тёплая вода, погреть в руках.
В.: - Как вы думаете, где льдинка растаяла быстрее? Почему?
Д.: – Быстрее всего льдинка растаяла в тёплой воде и капелька встретилась со своими подружками - капельками. Они соединились.
- Затем растаял лёд в руках, только руки замёрзли.
В.: - Можем ли мы увидеть это явление в природе? Когда?
Д.: - Да. Это может быть весной, когда солнышко начинает пригревать. Или зимой в оттепель.
В.: - А можем ли мы увидеть это явление дома? Где? Когда это возможно?
Д.: - Да. В холодильнике. Когда мама размораживает продукты.
- Подведение итога эксперимента. Выводы.
В.: - Как вы думаете, сумели ли мы с вами освободить капельку из ледяного плена?
Д.: - Да.
В.: Вы заметили, что капелька не исчезает, когда её замораживают. И когда размораживают, она тоже не исчезает. Капелька может превращаться в лёд и наоборот – в жидкость. - Как вы думаете, почему?
Д.: - Потому что капелька – это вода.
В.: Ребята, теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в тёплое помещение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия. Тема: «Освобождение бусинок из деденого плена».
Конспект познавательного занятия.Тема: «Освобождение бусинок из деденого плена»....
Статья на тему: "Детское экспериментирование"
Мария Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое ...
Статья на тему «Детское экспериментирование – как способ познавательной активности дошкольников»
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?-...
Статья на тему:«Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности».
Данная статья будет полезна молодым специалистам, воспитателям и студентам педагогических колледжей....
Статья по теме: "Детское экспериментирование дома"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Через эксперименты ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить отв...
Статья на тему: «Детское экспериментирование»
laquo;Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.» ...
Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...
Комментарии
Очень познавательная статья и
Очень познавательная статья и интересный конспект.