Статья по теме: «Детское экспериментирование». Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».
статья (средняя группа) на тему

      Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.

      В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, задача воспитателя – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям и создавать для этого условия. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Детское экспериментирование».

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

       Ребёнок очень много узнаёт ещё до того, как приходит в детский сад. Он уже имеет значительный опыт и понимание окружающего мира на основе этого опыта.

      Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.

      В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, задача воспитателя – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям и создавать для этого условия.

     В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: почему? зачем? как? что будет, если…?

     Метод экспериментирования даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. У ребёнка развивается и обогащается память, активизируются мыслительные процессы. Так как необходимо постоянно анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, а также постоянно давать отчёт об увиденном, делать выводы. Все это способствует и развитию речи.

          Занятия по экспериментированию влияют на развитие творческих способностей ребёнка, на формирование трудовых навыков и укреплению здоровья за счёт повышения уровня двигательной активности.

     Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

  • Наблюдение и труд.

Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но само наблюдение может проходить и без эксперимента.

Например:

Наблюдение за ростом мать – и – мачехи на разных полянках. Это весеннее пробуждение природы не связано с экспериментированием, так как процесс развивается без участия человека.

  • Изобразительная деятельность детей.

Чем сильнее развиты изобразительные способности у детей, тем точнее будет воспроизведён результат эксперимента. Это зависит также и от того, насколько глубоко ребёнок изучил объект в процессе в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали.

Например:

Тема: «Проращивание семян» («Сухая и влажная среда»).

Деятельность детей: дети прорисовывают этапы проращивания семян, в разных его фазах.

  • Математическая деятельность детей.

Во время проведения опытов возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Поэтому, экспериментирование невозможно без элементарных математических представлений.

Например:

Тема: «Проращивание семян».  Объект исследования: фасоль, горох, бобы.

Деятельность детей: дети выделяют основные признаки семян: цвет, форма, размер.

  • Эксперимент и труд.

Обслуживающий труд может и не быть связан с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

  • Развитие речи.

Экспериментирование очень тесно связано с развитием речи. Это прослеживается на всех этапах эксперимента:

  • формирование цели;
  • обсуждение хода опыта;
  • подведение итогов;
  • словесный вывод об увиденном.

Детей учат чётко выражать свои мысли, что в свою очередь облегчает проведение опыта.

Например:

Тема: «Освобождение капельки из ледяного плена».

Задачи:

- развитие логического мышление при выборе способа действия;

- стимулировать самостоятельное формирование выводов.

На втором этапе занятия дети должны высказывать свои соображения, отвечая на вопросы:

- Что же случилось с капельками и её подружками?

- Во что превратилась капелька?

- Почему капелька замёрзла? Когда это произошло?

Далее дети должны придумать, объяснить, как освободить капельку:

- можно погреть в руках, лёд растает;

- можно положить на батарею;

- можно положить в тёплую воду, лёд растает;

- можно просто оставить в группе – там тепло.

Те знания, которые дети добыли сами, являются более осознанными и прочными.

Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».     C:\Users\Анна\Desktop\85116375_large_sosulka_taet_580.jpg 

Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
  • Развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в группе;
  • Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;
  • Стимулировать самостоятельное формирование выводов детей.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
  • Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

3. РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ:

• Активизировать словарный запас детей;

•Развивать логическое мышление при выборе способа действий;

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Развивать чувство  ответственности за экологическую обстановку на Земле;
  • Воспитывать аккуратность в работе.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение работать в группе, умение делать выводы.

Демонстрационный: кусочки льда, в одном куске льда заморожена капелька из картона.

Раздаточный: баночки с тёплой водой, карточки, изображающие капельки воды.

Предварительная работа. 

Чтение русской народной сказки «Лисица и заяц».

Вопросы:

- Из чего построил себе заяц избушку?

- А у лисы из чего была построена изба?

- В какое время года построила себе лиса избу?

- А зачем ей она была нужна?

- Почему лиса попросилась переночевать у зайца. Ведь у неё был свой дом7

- В какое время года это случилось7

- Почему это случилось весной, а не зимой?

В. Зимой – когда лепят снежок, ком сжимают, снег под давлением тает, замерзает и удерживает слепленные части вместе. Это происходит при низких температурах, ниже 0. Весной – солнце греет жарче, снег начинает таять, образуется вода, температура становится выше 0.

Вывод: - Нужно ли строить дом изо льда? Почему?

Ход НОД

  1. Орг. момент.

Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. Откроем для себя что-то новое.

  1. Рассказ воспитателя с демонстрированием картинок.

В.: – Что вы видите на картинке? 

    C:\Users\Анна\Desktop\depositphotos_6314124-Umbrella-and-rain-pictogram.jpg  C:\Users\Анна\Desktop\капелька-250x175.jpg 

Д.: …

C:\Users\Анна\Desktop\161317505.197145861.jpegC:\Users\Анна\Desktop\119114503.jpg     C:\Users\Анна\Desktop\значок-уша-41999738.jpg C:\Users\Анна\Desktop\68158364901319.jpg     C:\Users\Анна\Desktop\161317505.197145909.original.jpeg

Жила-была капелька. Она была очень весёлой и любила поиграть. То она прыгнет на ваши ладошки из крана или душа, то упадёт с неба на ваши носики. Или вместе со своими подружками- капельками весело плещется в ручейке, сверкая на солнышке.

Но однажды…

C:\Users\Анна\Desktop\09.jpg

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода –                                      

Неподвижна и тверда.                      

  1. Выдвижение гипотез.

В.: – Как вы думаете, что же случилось с капелькой и её подружками?

Д.: (предполагают)

  • Она превратилась в лёд.
  • Наверное, это было зимой, и она замёрзла.
  • Вода превратилась в лёд от мороза.

В.:

- Я принесла в садик капельки. А Дед Мороз заморозил их.

- Как же нам быть? Что делать

Д.: (предполагают)

  • Можно погреть в руках.
  • Можно положить на батарею.
  • Можно положить в тёплую воду, лёд растает.
  • Можно оставить просто в группе – у нас тепло.
  1. Физкультминутка.
    Вверх и вниз рывки руками,
    Будто машем мы флажками.
    Разминаем наши плечи.
    Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
    Руки в боки. Улыбнись.
    Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
    Приседанья начинай.
    Не спеши, не отставай. (Приседания.)
    А в конце — ходьба на месте,
    Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
  2. Проверка гипотез. Практическая деятельность.

Работа в группах.

Воспитатель делит детей на 2 подгруппы. Вспомним правила работы в группе: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.

В.: Сейчас пришло время провести опыты. А с чем? Вы должны отгадать загадку:  

Валяется камень на мерзлой земле,

Его подберешь, исчезает в тепле. (Лёд)

Опыты: проверяют высказывания: тёплая вода, погреть в руках.

В.: - Как вы думаете, где льдинка растаяла быстрее? Почему?

Д.: – Быстрее всего льдинка растаяла в тёплой воде и капелька встретилась со своими подружками - капельками. Они соединились.

   - Затем растаял лёд в руках, только руки замёрзли.

В.: - Можем ли мы увидеть это явление в природе? Когда?

Д.: - Да. Это может быть весной, когда солнышко начинает пригревать. Или зимой в оттепель.

C:\Users\Анна\Desktop\85116375_large_sosulka_taet_580.jpg

В.: - А можем ли мы увидеть это явление дома? Где? Когда это возможно?

Д.: - Да. В холодильнике. Когда мама размораживает продукты.

  1. Подведение итога эксперимента. Выводы.

В.: - Как вы думаете, сумели ли мы с вами освободить капельку из ледяного плена?

Д.: - Да.

В.: Вы заметили, что капелька не исчезает, когда её замораживают. И когда размораживают, она тоже не исчезает. Капелька может превращаться в лёд и наоборот – в жидкость. - Как вы думаете, почему?

Д.: - Потому что капелька – это вода.

В.: Ребята, теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в тёплое помещение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия. Тема: «Освобождение бусинок из деденого плена».

Конспект познавательного занятия.Тема: «Освобождение бусинок из деденого плена»....

Статья на тему: "Детское экспериментирование"

Мария Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое ...

Статья на тему «Детское экспериментирование – как способ познавательной активности дошкольников»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?-...

Статья на тему:«Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности».

Данная статья будет полезна молодым специалистам, воспитателям и студентам педагогических колледжей....

Статья по теме: "Детское экспериментирование дома"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Через эксперименты ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить отв...

Статья на тему: «Детское экспериментирование»

laquo;Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.» ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...


 

Комментарии

Ефимова Елена Евгеньевна

Очень познавательная статья и интересный конспект.