Статья на тему «Детское творчество. Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка».
статья

Андрусевич Наталья Владимировна

Статья на тему «Детское творчество. Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка».

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо).                                                        

 

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Детское творчество. Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка».

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо).                                                        

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).

А.Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности.

Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец в своих исследованиях показали, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. С другой стороны отсутствие опыта снимает ограничения сознания, стимулирующие репродуктивные образы. Воображение развивается у человека всю жизнь, но к концу дошкольного возраста его развитие достигает такого уровня, что ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию других людей.

Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательской поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н. Поддъякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации. Н.Н. Поддъяков, анализируя различные виды творчества детей, приходят к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта.

Н.П. Саккулина определила, что творчество проявляется на всех этапах изобразительной деятельности. Именно занятия по художественному творчеству подчинены в основном реализации задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений. Одним из способов познания мира является рисование. Все то, что дети видят вокруг себя, они передают в своих рисунках.

Когда же возникает у детей интерес к рисованию?

Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу - получил точку, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток – пятно. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, кирпича, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, даже пухом тополя и камыша, ягодами, пластилином, зубной щеткой, разбрызгивая краску, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, с помощью компьютера и даже лучом света!

Всякое открытие чего – то нового, необычного приносят детям раскованность и дают толчок к творчеству. Рисование детей интуитивно. Они не знают как правильно и как не правильно. Они рисуют, как сами думают.

6 – 7 летний возраст – «золотой век» детского рисования. В это время уже достигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве практический жизненный опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки. Набрав силу, детское рисование активно реализуется в 8 – 10 лет, совершенствуясь, усложняясь и расширяя свои тематические границы.

Детское рисование – это феномен творческой   активности   детей от 1 – 2 лет до 10 – 11 лет, имеющих двигательно – зрительную основу и реализующих многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.

Таким образом детское рисование – оптимальная форма реализация личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. Необходимо не упустить этот момент (с 1-2 до 10-11 лет), а развивать художественные способности детей.

     Рисование влияет на развитие ребенка в целом, как личности, раскрепощает его, формирует эстетический вкус, развивает его творчество.

Методику работы с детьми необходимо строить таким образом, чтобы средствами искусства и детской изобразительной деятельности формировать у ребенка такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческую активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, снижать закомплексованность, скованность.

Дети любят экспериментировать. Именно исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Детям необходимо предоставлять возможность самостоятельного выбора и применения большого количества разнообразного материала для создания выразительных образов в нетрадиционной технике рисования, использование элементов ТРИЗ и творческих заданий, максимально способствующих развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Особое внимание этой проблеме уделяла Т.С. Комарова, которая не только подчеркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Нетрадиционные техники рисования, проводимые мною, вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения: «Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма – новый образ» и многое другое. В целях развития воображения и творчества предлагаю детям изобразить: свое настроение, свою мечту, музыку, запах, себя, семью, друзей, что-то загадочное и волшебное (несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.).

Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые способности. Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.

С учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Игровая деятельность – поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.

Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно–ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры - пантомимы и т.д.          А играть можно не только в группе, но и на участке во время прогулки, где дети проявляют наибольшую самостоятельность. И главной задачей педагога является стимулирование творческой активности воспитанников. Предлагаю детям ситуации: путешествия, «превращения» в кого – либо или во что – либо (например: в птицу, лисичку, берёзку, облачко). Можно предложить детям поиграть в игру пантомиму «В царстве цветов», где каждый ребенок берет на себя роль любимого цветка. Используя мимику, жесты, пластику собственного тела необходимо передать образ цветка: весёлого, стройного, печального, задумчивого....

Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком – строительство сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многое другое. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно – ролевые игры.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Музыкальное детское творчество.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций. Художественное творчество в дошкольном возрасте – создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта.

Но для реализации творческих возможностей детей необходимо создать материальную базу, специальные условия, развивающую предметно – пространственную среду. Ребенок должен почувствовать значимость, уникальность своих и чужих творческих свершений. При правильном, чутком руководстве творческая деятельность детей может дать новые, высокие результаты.

Использованная литература:

  1. Аллаярова И.Е. Симфония красок. – М., 2007

  1. Белоскова С. Коллективные композиции с использованием разных техник// Дошкольное воспитание.- 2013 - № 6 – с.65.

  1. Бутенко Н. Полихудожественные проекты как форма сотворчества педагога и ребенка// Дошкольное воспитание. – 2013 - № 11 – с. 35.

  1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала у   старших дошкольников.   // Одаренный ребенок. –2008. – № 5. – С. 36.

  1. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности.// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 21.

  1. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные  техники.- М.,   2008.

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М., Мозаика-Синтез, 2005.

  1. Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 71.

  1. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и   познавательной деятельности. – М., 2009.

  1. Лыкова И.А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 79–88.

  1. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – М., 1996.

  1. Лыкова И.А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. – М., 2003.

  1. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему "Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка".

Тема: «Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка».Форма родительского собрания – круглый стол.Цель общая:  Типичные профили родительского отношения, влия...

Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.

Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга.Чем творчество может быть полезно для ваших отношений:• Приятное времяпрепровождение (хорошая альтернатива мультикам)...

План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"

Цель:   Укрепление детско - родительских  отношений, создание  безопасной  и благоприятной  обстановки  в семье  в  ходе повышения уровня  педагогичес...

Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"

Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...

Клуб "Любящие родители" Тема: "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка"

Встреча с родителями в клубе  - итог работы  над проектом "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребёнка"....

Статья на тему "Подвижные игры и их значение в развитии личности ребёнка-дошкольника. Разнообразие подвижных игр".

Подвижные игры, что развивают подвижные игры, зачем нужны, какие бывают подвижные игры...