Статья на тему: "Детская литература - искусство"
статья по художественной литературе ( группа) на тему
Данная статья отражает в своем содержании информацию о роли исскусства в нашей жизни, об эстетическом воспитании, о значении стихов в жизни общества и о роли педагога в интеграции литературы в жизнь воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа №2
детский сад №186
воспитатель: Князева Анна Валентиновна
Детская литература — искусство
ВОРОНЕЖ 2015
Познавательная и воспитательная функции искусства неразрывны. Познание жизни в искусстве — это не ознакомление с конкретными фактами или человеческими судьбами, а переживание их.
Бывая в детских садах, мы на практике сталкиваемся с тем, что практические работники далеко не всегда понимают, в чем состоит воспитательная роль искусства.
Чтение детям художественного произведения должно быть подчинено целям идейно — эстетического воспитания.
Среди педагогов укоренился потребительский подход к литературе: нужно воспитывать культурно — гигиенические навыки — почитаем детям «Мойдодыра»; если в группе есть драчун — прочтем «Что такое хорошо и что такое плохо».
Чтение стихов зачастую сопровождается поучениями: «Вот как плохо быть грязнулей — все от него сбежало», «Нельзя быть драчуном, про них даже в книжке не хотят писать» или «Вот как плохо поступила Лена, не послушавшись маму» (имеется в виду произведение С. Маршака «Пожар»), морализирует педагог, искренне веря в то, что этим он осуществляет воспитание средствами художественной литературы.
С. Маршак предупреждал: «Ни в коем случае не надо подходить к литературе утилитарно, как к педагогической иллюстрации. При таком подходе стираются все различия между авторами. А ведь лучшие писатели не так похожи друг на друга.
А какую цель ставил С. Маршак, создавая для детей «Пожар»? Обратимся к его письмам. «Я люблю... - пишет он, - работающих людей — тех, кто делает свое дело мастерски, весело, щедро. Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по — разному»
Причина одностороннего использования в литературном произведении только познавательной стороны и игнорирования образной, художественной стороны в том, что педагог забывает: чувство эстетического наслаждения вызывается ритмом, рифмой, интонациями, то серьезными, то резкими, то шутливыми, то ласковыми, мелодикой стихотворной речи, запомнившейся строчкой, поразившей воображение,найденным образом, метким словом.
Прочитанная ребенку книжка и должна нести радость приобщения к искусству — будь это музыка стиха, меткое сравнение или полюбившийся герой.
Мойдодыр у К. Чуковского говорит: « Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросенок». Мойдодыр говорит строго, растягивая слова. И действительно, нельзя же ругать скороговоркой — внушительность теряется.
Задача педагога — донести это богатство выразительных интонаций до детей, дать им их услышать, прочувствовать, пережить.
С этими мыслями С. Маршака мы знакомим учащихся — будущих воспитателей, чтобы они поняли, что художественное произведение не повод для беседы с детьми на ту или иную тему, а искусство, и учили детей осмысливать и переживать его художественные образы.
Для детей чтение художественного произведения — встреча с искусством; важно, чтобы встреча была эмоциональной, волнующей. Во многом это зависит от выразительности чтения произведения. Если чтение детей не волнует, то и последующая беседа оставит их равнодушными.
Роль педагога не ограничивается ролью чтеца, воспроизводящего текст произведения. Важно слово воспитателя; обращенное к детям, оно будит их мысли и чувства, углубляет содержание книги, связывает художественный текст с опытом детей. Чем младше дети, тем меньше у них развито внимание, умение наблюдать, тем важнее посредничество воспитателя. Сами дети мало видят и слышат в произведении, могут и не проявить к нему интереса. Слово же педагога должно направить на произведение, помочь эмоционально - эстетическому восприятию.
Итогом чтения произведения должно быть обнаружение скрытой мысли. Это приносит глубокое умственное и эстетическое удовлетворение читателю, обогащает нравственно. Старшие дошкольники начинают догадываться, что слово в художественном произведении, помимо номинального значения, имеет еще некий смысл: оно может заключать в себе отношение автора к изображенному, может служить характеристикой объекта, лица. Это открытие глубинного значения художественного слова доставляет детям эстетическое удовольствие.
Нужно учить детей думать над вопросами педагога, которые привлекают их смысл не только к теме, сюжету, но и к художественному строю произведения. А там, где этого нет, произведение понимается поверхностно, примитивно и даже искаженно.
С. Маршак писал: « С детской литературой надо знакомить студентов как с искусством. А искусство воспринимается прежде всего эмоционально... Чтение должно привлечь внимание слушателей не только к содержанию читаемого, но и к форме, к ритму, к звуку». Следовательно, воспитатель не пассивный передатчик содержания книги, именно он помогает детям определить свое отношение к прочитанному, к различным литературным персонажам, обращает внимание на удачный образ, меткое сравнение, звонкую рифму, забавную игру слов. Нужен анализ произведения. Подлинный анализ не снижает эмоциональное впечатление, а углубляет его, помогает постичь образ.
На практике же анализ произведений зачастую схематичен и требует лишь пересказа текста. И сегодня на занятиях преобладают вопросы воспроизводящего характера, побуждающие не столько думать и чувствовать, сколько запоминать. Детям ставят сугубо примитивные вопросы, а в ответ получают вялые, неинтересные высказывания. Вопрос, не заставляющий ребенка думать, рождает равнодушие. Вот почему так важно насытить эти занятия работой мысли.
Анализ необходим и полезен, если педагог помнит, что имеет дело с искусством. А в искусстве важен как факт, так и его интерпретация, позиция автора. Вот почему нужно помочь детям увидеть мир глазами писателя.
Анализ художественного произведения, нам думается, должен состоять из двух групп вопросов:
- направленных на выяснение понимания детьми фактов, событий, картин, образов;
- ведущих детей к осознанию того же содержания, но путем осмысления языковых средств. Эта группа вопросов призвана привлечь внимание детей к особенностям художественной формы. Вопросы второй группы значительно труднее, но посильны и дают педагогу возможность сосредоточить внимание на мыслях и чувствах автора, глубже познать и пережить произведение.
В практике детских садов работа над языком художественных произведений часто сводится к объяснению непонятных слов. А если ведется работа над выразительными средствами языка, то, как правило, носит формальный характер: выделяются художественные определения, сравнения, но не выясняется, почему именно эти средства, с точки зрения автора, наиболее удачны. Ведь важно не только выяснить, что и как сказал автор о том или ином предмете, явлении, но и почему он выбрал такое слово или выражение.
Приводим примеры анализа, выделяя вопросы второй группы, ведущие к осмыслению особенностей художественной формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Детские ссоры"
Взаимоотношения между детьми и родителями....
Статья по теме: «Детское экспериментирование». Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».
Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исс...
Статья на тему: "Детская психосоматика"
В статье говорится о причинах детских соматических заболеваний,их видах ....
Статья на тему: "Детские страхи"
Детские страхи...что это такое и откуда они берутся? Почему один ребенок боится, а другой нет?...
Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....
Статья на тему: "Детский туризм. Организация проведения прогулки для детей за пределами или на территории детского сада"
Статья будет полезна молодым специалистам,воспитателям детского сада при организации прогулок с детьми....
Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...