Консультации по изобразительной деятельности для родителей.
консультация
Консультации по рисованию помогают взрослым понять своих малышей и их рисунки, правильно построить работу по технике и приемам рисования, обратить внимание на частые ошибки, допускаемые в обучении детей рисованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_po_izo.docx | 51.81 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Консультация № 1
«НАУЧИТЕ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ»
Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Пусть поначалу он просто познакомится с богатейшим миром формы и цвета, с миром ярких и чистых красок.
ПОСТАВЬТЕ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ ЗАДАЧУ
Внимательно посмотрите на художественные «творения» вашего ребенка. Если он ограничивается бессмысленными каракулями, то нужно начать обучение рисованию с формирования изобразительной задачи.
Первый этап — это называние каракулей, узнавание в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: «Это мяч». Еще лучше не утверждать, а спросить: «Это у тебя мяч, да?» (или «Что это? Яблоко?»). Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
Теперь можно перейти к следующему этапу: рисованию по предварительному намерению. «Давай нарисуем мяч»,— говорите вы ребенку. Он рисует округлую форму и сообщает: «Мяч».
Еще довольно долго рисунки ребенка будут мало походить на изображаемые объекты: техникой рисования дети овладевают не так уж быстро. Но вот тут-то и придет на помощь следующий прием.
ОБСЛЕДУЕМ ИЗОБРАЖАЕМЫЙ ОБЪЕКТ
Новая задача – научить ребенка воспринимать форму объекта и правильно передавать ее в рисунке. Нам поможет обведение контура. Его удобно проводить при рисовании простых предметов, состоящих из одной или двух-трех крупных частей. Мяч, спичечная коробка, кукольная тарелка, совочек, резиновая утка, Чебурашка вполне подходят для этой цели. При обведении прямоугольников нужно специально фиксировать углы, чтобы ребенок не только увидел их, но и почувствовал, что они острые, слегка колющие. Тогда он скорее попытается передать их на рисунке. Возможно, что он изобразит их в виде штрихов, «протыкающих» контур. Не спешите поправлять его. Придет время — и он сам, благодаря обводящему движению, поймет, что угол — это элемент контура, а не дополнительная деталь. А самостоятельное открытие несравнимо ценнее способа, которым ребенок овладел с помощью подсказки.
«Нарисуй человека», - прошу я Юру. Он рисует типичного «головонога» (обычный для трех лет рисунок человека, когда изображаются голова и растущие прямо из нее ноги).
Я достаю «музыкальную неваляшку» — она очень удобна для занятий рисованием. «А можешь нарисовать эту неваляшку?» Юре это нетрудно. Вот только рисунок точь-в-точь повторяет предыдущий.
Тогда я забираю у него карандаш и говорю: «Давай сначала посмотрим, что у нее есть». «Голова»,- отвечает Юра. «Надо посмотреть, какая она». Я беру его руку в свою и обвожу голову неваляшки его пальцем. «Вот какая – круглая». Только после этого я отдаю Юре карандаш.
Он рисует круг - это голова неваляшки. «А что еще у нее есть?» «Тельце» Мы обводим туловище, и Юра рисует его. Так же рисуются руки (у неваляшки они тоже круглые — это маленькие шарики).
«А еще что есть?» «Пуговицы». Их мы уже не обводим: для таких мелких деталей этот прием не годится. Пуговицы нарисованы, и снова задается вопрос: «А что еще?» Теперь Юра замечает глаза. Он пытается нарисовать их на туловище рядом с пуговицами. Я его останавливаю: «Посмотри, где у нее глаза?» «Вот тут». «Правильно, тут. На голове».
Глаза на рисунке занимают подобающее им место. После дополнительных вопросов появляются рот, нос, волосы, бровки и даже реснички. Не все расположено на своих местах, но в любом случае рисунок разительно отличается от первоначального «головонога».
Постепенное обогащение исходного схематического изображения, побуждаемое вопросом («А что еще у нее есть?»), приучает ребенка внимательно обследовать объекты, замечать, «как они устроены». Для таких занятий хороши сложные объекты, богатые деталями: человек, кукла, игрушечная машина, предметы мебели и т. п. Если какая-то из важных деталей все-таки забыта, то нужно «намекнуть» на это ребенку.
Отнюдь не каждый раз, давая ребенку карандаш, надо так жестко руководить процессом создания рисунка. Необходимо иногда оставлять ребенка наедине с листом бумаги, чтобы он привыкал действовать самостоятельно. К рисункам, созданным без помощи взрослого, надо проявлять особое внимание. Наиболее удачные из них стоит вешать на стену, дарить маме или папе на день рождения.
ВЫРАЖАЕМ ЭМОЦИИ ЦВЕТОМ
Особенное удовольствие малышам доставляет рисование красками. Оно очень полезно для развития ребенка. При правильном руководстве рисование красками развивает чувство цвета, позволяет ребенку выразить собственное эмоциональное состояние. Как это ни странно, уже в три года ребенок может использовать цвет как средство эмоциональной выразительности. Об этом свидетельствуют, в частности, тусклые и мрачные рисунки психически больных детей, страдающих депрессией (стойким снижением настроения).
Итак, не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Пусть поначалу он просто познакомится с богатейшим миром цвета, с миром ярких и чистых красок. Тут, конечно, возникнут свои сложности: чтобы краски были чистыми, надо хорошо мыть кисточку, а научить этому ребенка не так просто. Значит, на первых порах мыть кисточку придется папе или маме. А ребенок будет создавать беспредметные композиции, рисовать домики и «головоногов». Не надо спешить с указаниями, пояснениями. При рисовании красками не стоит увлекаться обследованием предметов; оно более уместно при рисовании карандашом.
Так что же, оставить ребенка один на один с красками, вовсе не вмешиваться в его деятельность? Нет, это тоже не самый правильный путь. Руководство деятельностью ребенка необходимо, но в данном случае оно должно осуществляться исподволь. В частности, оно будет проявляться в выборе красок.
Вопрос о том, какие цвета предоставить в распоряжение ребенка, встает перед взрослым одним из первых. Сколько красок давать одновременно — все, какие есть, или две-три? Должны ли это быть яркие тона или нежные, мягкие оттенки? Давать полутона или контрастные сочетания?
На большую часть этих вопросов можно ответить no-разному. Один раз так, другой — иначе. Но два правила должны соблюдаться постоянно. Во-первых, как уже говорилось, все цвета, предоставленные для рисования, должны быть чистыми. Во-вторых, они должны хорошо сочетаться друг с другом (чего легче добиться, если цветов будет немного). Тогда каждая композиция, созданная ребенком, будет приятна для глаза и, что очень важно, будет способствовать формированию чувства цвета, представлений о гармоничных цветовых сочетаниях.
Очень хорошо время от времени давать ребенку рисовать на цветной бумаге. При этом стоит специально обратить его внимание на то, что на темной бумаге лучше видны светлые цвета, а на светлой — темные. Наиболее удобна гуашь. Гуашь дает меньше «грязи», чем акварель, так как при наложении одного цвета поверх другого нижний мазок почти не просвечивает. Лучше не давать краску прямо в баночках, а предварительно выложить ее в розетки или блюдца: в каждое-блюдце — небольшое количество краски определенного цвета.
ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ПРОЧУВСТВОВАТЬ КИСТЬ И ЦВЕТ
Можно посоветовать некоторые специальные задания для трехлетних детей.
« Зажги огоньки в окнах». Взрослый рисует карандашом дом с большими окнами и предлагает ребенку «зажечь свет в окошках», закрасив их желтой краской.
«Следы на дорожке». Взрослый рисует «дорожку» (две параллельные линии) и говорит: " По этой дорожке прошел человек. Давай нарисуем какие остались следы". Ребенок рисует «следы», прикладывая кисть боковой поверхностью к бумаге.
«Осенние листья». Ребенок покрывает лист бумаги красными, оранжевыми, желтыми пятнами.
«Цветы в траве». Ребенок покрывает лист зеленой бумаги разноцветными мелкими пятнышками. Такой же рисунок может изображать бабочек.
«Облака». Голубая бумага покрывается крупными белыми и серыми пятнами.
«Салют». Черная бумага покрывается цветными пятнами и штрихами.
«Звезды». На черной бумаге разноцветные точки концом кисти.
«Зажги костер». Взрослый рисует в нижней части листа несколько черточек — это дрова. Ребенок проводит от них расходящиеся штрихи желтого, оранжевого и красного цвета. Такой рисунок лучше делать на темной бумаге.
Используя задания «Зажги огоньки в окнах», «Осенние листья», «Зажги костер», можно учить ребенка выбирать из нескольких предложенных ему цветов нужные (в первом задании — желтый, в других — желтый, оранжевый и красный). (По материалам лекций доктора психологических наук, профессора Л. ВЕНГЕР)
Консультация № 2
«РИСУЕМ ДОМА, РИСУЕМ ВМЕСТЕ!»
Мы взрослые, порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству, желание получить результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. “Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли, другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, — утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Один из таких путей -нетрадиционные методы и приемы рисования.
Методы и приемы нетрадиционного рисования
Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. “На что похожа твоя или моя клякса?”, “Кого или что она тебе напоминает?” - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то
обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в
краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). В начале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Метод пальцевой живописи
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Метод монотипии
Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: “Город в тумане”, “Мне приснились сны”, “Идет дождь”, “Ночной город”, “Цветы за занавеской” и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой –
рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог - исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.»
Консультация № 3
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УГОЛОК ТВОРЧЕСТВА ДОМА
Развивать творческие способности ребёнка очень важно и необходимо. И любой нормальный родитель знает об этом. Многие из нас, конечно, полагаются на детские сады и школы, но творить ребёнку очень важно именно дома, чтобы родители становились свидетелями этого творчества и всячески поощряли его. В идеале каждому ребёнку нужно выделять отдельную комнату. Но даже если и такое редкое явление происходит, то очень трудно среди игрушек выделить место именно для серьёзного детского творчества. Им может быть и лепка, и рисование, и конструирование, и вышивание, и многое другое. Очень важно, чтобы родители поощряли всякое творческое проявление ребёнка, поэтому важно выделить для этого творчества отдельный уголок как доказательство серьёзности занятий.
Не все могут позволить себе слишком большую площадь для такого уголка, а вписать его в интерьер ещё сложнее, но возможно. Только не нужно сразу же хвататься за всё: покупать кучу альбомов для рисования, музыкальные инструменты, кучу пластилина. Ведь наверняка у вашего ребёнка есть какое-то одно или пара увлечений. Сосредоточьтесь на них. Выделите небольшой уголок в вашей квартире. Это должно быть то место, где ваш ребёнок проводит больше всего времени. Не пугайтесь, общего интерьера он не испортит. Не нужно его отгораживать или оснащать всевозможными полочками-шуфлядочками. Достаточно будет приобрести один удобный и практичный столик с отсеками, куда можно будет складывать карандаши, рисунки, поделки и т. д.
Если ваш ребёнок не просто увлекается рисованием, но у него действительно это получается, то стоит приобрести детский мольберт, хотя такой абсолютно не трудно будет сделать даже маме. Постарайтесь, чтобы уголок вмещал в себя несколько цветов, так детям проще прививать понятие цвета и оттенков. Но если вы боитесь, что он испортит весь внешний вид интерьера, то сделайте его в таком же стиле. На ребёнка сильно это никак не повлияет.
Сейчас дизайнеры создают массу различной мебели для творческих уголков. То есть вам не нужно думать о том, как занять своего ребёнка, куда прятать мелки, карандаши, дизайнеры уже позаботились об этом. В нашем детстве мы не могли похвастаться таким, а вот у нынешних детей очень много возможностей, и этому можно только порадоваться. Прогресс прогрессом, но старое доброе творчество не может заменить ничто.
Если у вас абсолютно нет места для такого отдельного уголка, который принадлежал бы исключительно ребёнку, то вы, по крайней мере, можете приобрести хотя бы один предмет для развития творчества вашего малыша. И этот предмет едва ли будет заметен в вашем интерьере. Например, ваш ребёнок егоза и непоседа, займите его рисованием на специальном столике для рисования мелом. Мы все в детстве очень любили это занятие, но у нас не было возможности им заниматься. А вот для ваших детей вы можете сделать такое.
Не бойтесь, что ваш ребёнок испачкается, и мел будет по всей квартире. Разве можно заботиться о таких мелочах в ущерб чаду? К тому же с помощью этой доски можно приучать ребёнка к чистоте и порядку, следя за тем, чтобы он тщательно вытирал своё «творчество» с доски. Такой столик можно легко сконструировать самому.
Есть вариант для маленьких художников, который впишется идеально просто практически в любой интерьер. Он называется Animal Table. Сделан он на самом деле очень просто, но смотреться будет просто восхитительно. И вашему ребёнку он понравится, так как большинство детей не любят условностей в виде стульев. За этим столиков можно работать, стоя на коленках, или даже полусидя.
Здесь есть отсек для хранения бумаги и карандашей (фломастеров, мелков и т. д.). Такой столик может быть и просто оригинальной деталью интерьера.
А вот о таком столике, который бы вмещал в себя тонну бумаги и сразу же был рабочим место, мечтают, наверное, все родители, чьи дети регулярно добираются до книг и разрисовывают там все странички.
Это чудесный столик для писателя, в котором при том-то два места. При желании вы можете присоединиться к творчеству вашего ребёнка. Теперь можно не бояться за свои книги и документы. У вашего ребёнка под рукою есть всё, что ему нужно. Здесь он может и писать, и рисовать.
Конечно, существует ещё множество различных подобных детских рабочих мест, например, столики для маленьких инженеров, архитекторов и т. д.
Помните, что если вы всё же решили обустроить уголок творчества в квартире для ребёнка, то не забывайте его «творения» вывешивать, поощрять, хвалить, ребёнку это только пойдёт на пользу.
Используемая литература:
1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками», Москва, 2008 г.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. «Дошкольник: обучение и развитие воспитателями и родителями», Ярославль, 2008 г.
3. С.К. Кожохина, Е.А. Панова «Сделаем жизнь наших малышей ярче», Ярославль, 2007 г.
Воспитатель
по изобразительной деятельности:
Динякова Ольга Викторовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников»
Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников...
Консультация "Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника"
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В конспекте раскрыта тема по влиянию изобразительной деятельности на воспитание и ра...
Консультация по изобразительной деятельности" Нетрадиционные техники рисования"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы ...
Из коробки с карандашами Консультации по изобразительной деятельности для педагогов и родителей
Из коробки с карандашами [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"21546322","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"368"}}]] Консультации по изобразитель...
Родительское собрание для родителей (онлайн) В подготовительной группе «А» «Солнышко» на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы родителям»
Родительское собрание для родителей (онлайн)В подготовительной группе «А» «Солнышко»на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы ро...
Консультация "Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей"
Материал полезен для воспитателей...
Консультация по изобразительной деятельности для детей и родителей
Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта....