Родительское собрание для родителей (онлайн) В подготовительной группе «А» «Солнышко» на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы родителям»
методическая разработка (подготовительная группа)
Родительское собрание для родителей (онлайн)
В подготовительной группе «А» «Солнышко»
на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы родителям» Декабрь 2020г
Цель: помочь родителям детей подготовительной группы сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обучению в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание для родителей (онлайн)
В подготовительной группе «А» «Солнышко»
на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы родителям»
Воспитатель: Абрахимова Р.М. Декабрь 2020г
Цель: помочь родителям детей подготовительной группы сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обучению в школе.
Повестка дня:
1. Анкета «Насколько вы готовы быть родителем дошкольника» (автор А.Колеченко). Подготовка руки ребенка к письму.
2. Игра с родителями «Путешествие в страну Изобразилию» (нетрадиционные способы изображения).
3. Десять советов родителям будущих первоклассников.
4. Заповеди для родителей будущего первоклассника.
5. Памятка для родителей, будущих первоклассников.
1. Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, были послушными, активными, жизнерадостными. Однако школьные трудности неизбежны, но кто-то справиться с ними легко, а кому-то будет трудно, и от взрослых потребуется большой запас терпения, чтобы понять и помочь ребенку. Для того, чтобы дети безболезненно входили в школьную жизнь, необходимо чтобы они были подготовлены к предстоящим изменениям.
Готовность к школе предполагает не только наличие определенных знаний, но и умение учиться, то есть стремление сразу понять учебную задачу, запомнить, удержать ее в ходе выполнения, проверить, оценить результат свей деятельности. Не менее важные показатели это развитие речи, познавательных способностей, произвольного внимания, а также умение общаться, понимать, и выполнять правила поведения в школе и главное это желание учиться.
В школу приходят разные дети, с разным кругозором. Что должен знать ребенок до школы обязательно, а какие знания еще совсем не актуальны для будущих первоклассников.
Важно, чтобы ребенок мог назвать день своего рождения, свой возраст, адрес. Хорошо если ребенок знает профессии родителей. Многие дети говорят, что бывали у мамы и папы на работе, но не знают, кем они работают. О чем могут говорить пробелы в этих совершенно элементарных знаниях. Во-первых, о недостаточном взаимодействии родителей и ребенка. Как правило, у взрослых нет времени, они заняты, разговоры с детьми ограничены в основном бытовыми проблемами. Он чаще всего бывает один, занят играми или смотрит телевизор.
В любом случае развитие активности, наблюдательности, любознательности ребенка происходит в контакте со взрослыми.
Многие родители приобрели книги или тетради по дошкольной программе:
-игровые задания; раскраски, картинки. Дети в нашей группе уже более уверенно держат карандаш, хорошо ориентируются на листе бумаги. Им не составляет большого труда, используя в качестве опоры клеточки, зарисовать в них какое-нибудь насекомое или животное. Из отдельных рисунков они могут составить большую сюжетную картину. Но, задания должны выполняться в присутствии родителей, более того, каждое задание сопровождается пояснением для ребенка. Помните! Активным, любознательным детям легче учиться.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут на этом новом этапе жизни. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии – мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течении урока и всего учебного года. И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками
Совместными усилиями, мы взрослые, должны сделать все от нас зависящее, чтобы дети могли успешно учиться в школе и стать достойными гражданами нашей страны.
Все дети испытывают трудности в обучении письму. С целью предотвращения возникновения нарушений письма, необходимо проводить профилактическую работу с дошкольниками, которая должна основываться на продуктивных видах деятельности. Продуктивная деятельность включает в себя изобразительную и конструктивную, которые являются эффективным средством подготовки детей к овладению письмом. Рисование и лепка развивает не только творческие способности, но благотворно влияет на развитие мелкой моторики, пространственного мышления. При рисовании и изготовлении поделок ребенок учиться концентрироваться и сосредотачиваться, развивается его усидчивость. Лепка и рисование благоприятно влияют на нервную систему в целом. Все это в дальнейшем стимулирует процесс овладения письмом. Рисование для детей – малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других. Рисование тоже оказывает благотворное воздействие на развитие графических навыков, зрительного восприятия, необходимых для овладения процессом письма.
На занятиях по изобразительной деятельности наряду с развитием творчества и подготовки руки к письму мы решаем и коррекционные задачи:
-развитие мелкой мускулатуры кисти рук;
-формирование сенсорных эталонов;
-навыков использования эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира.
Для того, чтобы совершенствовать изобразительные умения и навыки, используем нетрадиционные техники рисования. Это дает возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Чтобы научить детей нетрадиционным техникам рисования мы используем различные технологии изображения:
- рисование по - сырому;
- контурную живопись палочками, пером;
- восковую живопись;
- пластилиновое рисование;
- технику завитка, клубочка, спиральки;
- монотипию;
- «ладонь-помощницу»
- кляксографию;
- рисование по точкам.
За счет использования различных способов изображения, новых технических приемов, создаются условия для развития мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму.
Диагностики для родителей будущих школьников
Анкета для родителей
«Насколько вы готовы быть родителем школьника» (А. Колеченко)
Цель: выяснить, готовы ли родители к принятию новой социальной роли их ребенка.
Предъявление задания. «Уважаемые родители! Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителями школьника, предлагаем заполнить анкету.
Верно ли утверждение | Да | Нет |
1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей | ||
2. Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей. | ||
3. На мой взгляд, четыре урока – непосильная нагрузка для маленького ребёнка. | ||
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. | ||
5. Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама. | ||
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать. | ||
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. | ||
8. Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна | ||
9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. | ||
10. Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью. | ||
11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребёнка. | ||
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка. | ||
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. | ||
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка. | ||
15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?» | ||
Всего |
Анализ результатов.
Если ответов «да» 4 или менее – родители вполне готовы принять новую социальную роль своего ребёнка.
Если ответов «да» от 5 до 10 – у родителей возможны трудности в будущем школьном обучении их детей.
Если ответов «да» 10 и более – родителям, возможно, необходима помощь специалиста (педагога-психолога) но решению возможных проблем.
Необходимо обратить внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание; тонкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ребенок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
Подготовка руки ребенка к письму:
Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
- выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
- конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
- конструирование из бумаги и картона,
- плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
- работа на детском настольном ткацком станочке,
- вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
- шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
- изготовление поделок из проволоки,
- пришивание пуговиц,
- нанизывание бусин и изготовление детских бус,
- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
- пальчиковые игры,
- штриховки,
- изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
- выжигание по дереву,
- выпиливание,
- валяние,
- раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
- рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
- дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
- обведение рисунков по точкам,
- выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
- плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
- изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
- вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
- декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
- задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
- рисование на доске мелом, цветными мелками,
- оригами,
- изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).
Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?
Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).
Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).
Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
- вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
- линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
- ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.
Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.
Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).
Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш
Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!
Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:
Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно, держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.
Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму помогут Вам. А какие задания, которые готовят руку к письму, используете Вы? И какие из них особенно любимы Вами и Вашими детьми? Давайте поделимся в комментариях своим опытом.
О развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в интернете:
- Развитие мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика
2. А теперь предлагаю вам родителям
«Путешествие в страну Изобразилию».
Цель: познакомить родителей с нетрадиционными способами рисования;
поупражнять родителей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.).
Воспитатель:
Приготовьте: лист белой бумаги, краски, ватные палочки, мятая бумага, пробки, трафареты, тампоны, а также Ваши пальчики и ладошки, всем этим можно рисовать. Нужно придумать картину, нарисовать ее и рассказать о ней. Приступаем, В добрый путь.
Принимаемся за работу. Можно включить тихую музыку.
Красивые получились работы?! Вы родители сами не ожидали, что можно рисовать без кисточек. Жду ваши «Творения-рисунки» можно сфотографировать и скинуть в группу!
3. Десять советов родителям будущих первоклассников:
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка, подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки и т.д.).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Хорошо, если взрослый будет рядом.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него и поддержка.
4. Заповеди для родителей будущего первоклассника.
1. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
2. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
3. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
4.Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим малышом.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получиться обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать».
Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
5. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, Сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
6. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
7. Постоянно говорите с ребенком.
Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино, - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось). Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал что Вам это действительно интересно.
8. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
9. Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребенок маленький.
Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.).
10. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью к...
Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности.
Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности....
Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Подготовка детей к школе»
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в про...
Методическая разработка (подготовительная группа компенсирующей направленности) на тему: "Подготовка ребенка к школе"."
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник....
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности»
Проблема готовности детей к обучению в школе- жизненная и острая задача. школьные трудности неизбежны, но кто то справится с ними легко, а кому то будет трудно. Готовность к школе предполагает не толь...
11.09.2021г. Родительское собрание в формате онлайн в подготовительной группе "Капелька" «И снова, здравствуйте! Новые задачи на учебный год».
Цель: ознакомить родителей воспитанников: с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе; с возрастными особенностями детей 6-7 лет; с ...
Методическая разработка (подготовительная группа компенсирующей направленности) на тему: "Подготовка ребенка к школе".
Методическая разработка (подготовительная группа компенсирующей направленности) на тему: "Подготовка ребенка к школе"....