Консультация по изобразительной деятельности для детей и родителей
консультация по рисованию
Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 906.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
НАУЧИТЕ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ
Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Пусть поначалу он просто познакомится с богатейшим миром формы и цвета, с миром ярких и чистых красок.
ПОСТАВЬТЕ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ ЗАДАЧУ
Внимательно посмотрите на художественные «творения» вашего ребенка. Если он ограничивается бессмысленными каракулями, то нужно начать обучение рисованию с формирования изобразительной задачи.
Первый этап — это называние каракулей, узнавание в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: «Это мяч». Еще лучше не утверждать, а спросить: «Это у тебя мяч, да?» (или «Что это? Яблоко?»). Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
Теперь можно перейти к следующему этапу: рисованию по предварительному намерению. «Давай нарисуем мяч»,— говорите вы ребенку. Он рисует округлую форму и сообщает: «Мяч».
Еще довольно долго рисунки ребенка будут мало походить на изображаемые объекты: техникой рисования дети овладевают не так уж быстро. Но вот тут-то и придет на помощь следующий прием.
ОБСЛЕДУЕМ ИЗОБРАЖАЕМЫЙ ОБЪЕКТ
Новая задача – научить ребенка воспринимать форму объекта и правильно передавать ее в рисунке. Нам поможет обведение контура. Его удобно проводить при рисовании простых предметов, состоящих из одной или двух-трех крупных частей. Мяч, спичечная коробка, кукольная тарелка, совочек, резиновая утка, Чебурашка вполне подходят для этой цели. При обведении прямоугольников нужно специально фиксировать углы, чтобы ребенок не только увидел их, но и почувствовал, что они острые, слегка колющие. Тогда он скорее попытается передать их на рисунке. Возможно, что он изобразит их в виде штрихов, «протыкающих» контур. Не спешите поправлять его. Придет время — и он сам, благодаря обводящему движению, поймет, что угол — это элемент контура, а не дополнительная деталь. А самостоятельное открытие несравнимо ценнее способа, которым ребенок овладел с помощью подсказки.
«Нарисуй человека», - прошу я Юру. Он рисует типичного «головонога» (обычный для трех лет рисунок человека, когда изображаются голова и растущие прямо из нее ноги).
Я достаю «музыкальную неваляшку» — она очень удобна для занятий рисованием. «А можешь нарисовать эту неваляшку?» Юре это нетрудно. Вот только рисунок точь-в-точь повторяет предыдущий.
Тогда я забираю у него карандаш и говорю: «Давай сначала посмотрим, что у нее есть». «Голова»,- отвечает Юра. «Надо посмотреть, какая она». Я беру его руку в свою и обвожу голову неваляшки его пальцем. «Вот какая – круглая». Только после этого я отдаю Юре карандаш.
Он рисует круг - это голова неваляшки. «А что еще у нее есть?» «Тельце» Мы обводим туловище, и Юра рисует его. Так же рисуются руки (у неваляшки они тоже круглые — это маленькие шарики).
«А еще что есть?» «Пуговицы». Их мы уже не обводим: для таких мелких деталей этот прием не годится. Пуговицы нарисованы, и снова задается вопрос: «А что еще?» Теперь Юра замечает глаза. Он пытается нарисовать их на туловище рядом с пуговицами. Я его останавливаю: «Посмотри, где у нее глаза?» «Вот тут». «Правильно, тут. На голове».
Глаза на рисунке занимают подобающее им место. После дополнительных вопросов появляются рот, нос, волосы, бровки и даже реснички. Не все расположено на своих местах, но в любом случае рисунок разительно отличается от первоначального «головонога».
Постепенное обогащение исходного схематического изображения, побуждаемое вопросом («А что еще у нее есть?»), приучает ребенка внимательно обследовать объекты, замечать, «как они устроены». Для таких занятий хороши сложные объекты, богатые деталями: человек, кукла, игрушечная машина, предметы мебели и т. п. Если какая-то из важных деталей все-таки забыта, то нужно «намекнуть» на это ребенку.
Отнюдь не каждый раз, давая ребенку карандаш, надо так жестко руководить процессом создания рисунка. Необходимо иногда оставлять ребенка наедине с листом бумаги, чтобы он привыкал действовать самостоятельно. К рисункам, созданным без помощи взрослого, надо проявлять особое внимание. Наиболее удачные из них стоит вешать на стену, дарить маме или папе на день рождения.
ВЫРАЖАЕМ ЭМОЦИИ ЦВЕТОМ
Особенное удовольствие малышам доставляет рисование красками. Оно очень полезно для развития ребенка. При правильном руководстве рисование красками развивает чувство цвета, позволяет ребенку выразить собственное эмоциональное состояние. Как это ни странно, уже в три года ребенок может использовать цвет как средство эмоциональной выразительности. Об этом свидетельствуют, в частности, тусклые и мрачные рисунки психически больных детей, страдающих депрессией (стойким снижением настроения).
Итак, не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Пусть поначалу он просто познакомится с богатейшим миром цвета, с миром ярких и чистых красок. Тут, конечно, возникнут свои сложности: чтобы краски были чистыми, надо хорошо мыть кисточку, а научить этому ребенка не так просто. Значит, на первых порах мыть кисточку придется папе или маме. А ребенок будет создавать беспредметные композиции, рисовать домики и «головоногов». Не надо спешить с указаниями, пояснениями. При рисовании красками не стоит увлекаться обследованием предметов; оно более уместно при рисовании карандашом.
Так что же, оставить ребенка один на один с красками, вовсе не вмешиваться в его деятельность? Нет, это тоже не самый правильный путь. Руководство деятельностью ребенка необходимо, но в данном случае оно должно осуществляться исподволь. В частности, оно будет проявляться в выборе красок.
Вопрос о том, какие цвета предоставить в распоряжение ребенка, встает перед взрослым одним из первых. Сколько красок давать одновременно — все, какие есть, или две-три? Должны ли это быть яркие тона или нежные, мягкие оттенки? Давать полутона или контрастные сочетания?
На большую часть этих вопросов можно ответить no-разному. Один раз так, другой — иначе. Но два правила должны соблюдаться постоянно. Во-первых, как уже говорилось, все цвета, предоставленные для рисования, должны быть чистыми. Во-вторых, они должны хорошо сочетаться друг с другом (чего легче добиться, если цветов будет немного). Тогда каждая композиция, созданная ребенком, будет приятна для глаза и, что очень важно, будет способствовать формированию чувства цвета, представлений о гармоничных цветовых сочетаниях.
Очень хорошо время от времени давать ребенку рисовать на цветной бумаге. При этом стоит специально обратить его внимание на то, что на темной бумаге лучше видны светлые цвета, а на светлой — темные. Наиболее удобна гуашь. Гуашь дает меньше «грязи», чем акварель, так как при наложении одного цвета поверх другого нижний мазок почти не просвечивает. Лучше не давать краску прямо в баночках, а предварительно выложить ее в розетки или блюдца: в каждое-блюдце — небольшое количество краски определенного цвета.
ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ПРОЧУВСТВОВАТЬ КИСТЬ И ЦВЕТ
Можно посоветовать некоторые специальные задания для трехлетних детей.
«Зажги огоньки в окнах». Взрослый рисует карандашом дом с большими окнами и предлагает ребенку «зажечь свет в окошках», закрасив их желтой краской.
«Следы на дорожке». Взрослый рисует «дорожку» (две параллельные линии) и говорит: " По этой дорожке прошел человек. Давай нарисуем какие остались следы". Ребенок рисует «следы», прикладывая кисть боковой поверхностью к бумаге.
«Осенние листья». Ребенок покрывает лист бумаги красными, оранжевыми, желтыми пятнами.
«Цветы в траве». Ребенок покрывает лист зеленой бумаги разноцветными мелкими пятнышками. Такой же рисунок может изображать бабочек.
«Облака». Голубая бумага покрывается крупными белыми и серыми пятнами.
«Салют». Черная бумага покрывается цветными пятнами и штрихами.
«Звезды». На черной бумаге разноцветные точки концом кисти.
«Зажги костер». Взрослый рисует в нижней части листа несколько черточек — это дрова. Ребенок проводит от них расходящиеся штрихи желтого, оранжевого и красного цвета. Такой рисунок лучше делать на темной бумаге.
Используя задания «Зажги огоньки в окнах», «Осенние листья», «Зажги костер», можно учить ребенка выбирать из нескольких предложенных ему цветов нужные (в первом задании — желтый, в других — желтый, оранжевый и красный).
(По материалам лекций доктора психологических наук, профессора Л. ВЕНГЕР)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Изобразительная деятельность слабослышащих детей"
Практические советы для родителей слабослышащих детей : как развивать навыки изобразительной деятельности детей в семье....
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста»
Нетрадиционные изобразительные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах....
Консультация для родителей "Изобразительная деятельность слабослышаших детей"
Консультация для родителей "Изобразительная деятельность слабослышащих детей"...
Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности у детей раннего возраста"
Консультация для родителей...
Из коробки с карандашами Консультации по изобразительной деятельности для педагогов и родителей
Из коробки с карандашами [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"21546322","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"368"}}]] Консультации по изобразитель...
Консультация для родителей «Изобразительная деятельность у детей раннего возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Изобразительная деятельность слабослышащих детей».
в той консультации вы узнаете как научит слабослышащего ребенка изодеятельность...