Консультация "Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника"
консультация на тему
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В конспекте раскрыта тема по влиянию изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_gusarova.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин
Консультация на тему:
«Влияние изобразительной деятельности на
воспитание и развитие ребенка-дошкольника»
Подготовил:
Воспитатель
I квалификационной категории
Гусарова Н. Е.
Ядрин, декабрь 2016 г.
Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребенка. Дошкольные годы наиболее благоприятны для творческого развития, а именно для становления процессов памяти, восприятия, воображения, мышления.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие личности происходит в процессе совместной деятельности воспитанника и педагога. Одной из наиболее благоприятных для творческого развития, является изобразительная деятельность, так как именно в ней проявляются разнообразные стороны развития ребенка.
Согласно ФГОС ДО Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для формирования предпосылок к ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, литература, музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и реализации самостоятельной творческой деятельности детей).
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться, в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
В детском саду воспитательно-образовательная работа строится на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой.
Программное содержание раздела «Изобразительная деятельность»:
Ранний возраст:
- Ознакомление детей с разными видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией; поддерживать проявление интереса к ним.
- Обучение простейшим способам изображения; созданию простейших композиций из мазков. Пятен, штрихов, линий, форм.
- Освоение технических навыков;
- в рисовании (промывать кисть, аккуратно брать краску. Правильно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, рисовать на всём пространстве листа);
- в лепке(раскатывать комок глины в ладонях, видоизменять комок с помощью пальцев, соединять части);
- учить приёмам наклеивания готовых форм.
Младший дошкольный возраст:
- Ознакомление с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, иллюстрации); поддерживание интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка).
- Обучение созданию с натуры или по представлению образов, передаче основных признаков изображаемых объектов, их структуры и цвета (в рисовании); более точному изображению объёмных фигурок и созданию простых композиций из глины, пластилина, солёного теста, снега; составлению предметных. Сюжетных или декоративных композиций из разных материалов (в аппликации) как из готовых, так и самостоятельно вырезанных простых форм; правильному пользованию ножницами(правильно держать, резать и передавать другому).
- Развитие у детей способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.
Старший дошкольный возраст:
- Ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирование эстетических чувств и оценок.
Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений.
- Обогащение художественного опыта детей: содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликация, лепки, художественного конструирования; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учётом индивидуальных способностей.
- Развитие художественного восприятия и творческого освоения цвета, формы, ритма, композиции как «языка» изобразительного искусства.
- Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительного образа.
- Развитие и свободное проявление художественного творчества.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата используется программа Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом.
Программное содержание:
Рисование
- Совершенствовать умение анализировать натуру перед рисованием.
- Рисовать без показа, по представлению на основе наблюдений.
- Рисование по представлению на темы сказок и сюжетно-ролевых игр.
- Развивать изобразительный замысел в ходе рисования по содержанию сюжетно-ролевых игр.
- Декоративное рисование.
Лепка
- Поощрять попытку лепить предметы, ранее не бывшие в изобразительном опыте детей, расширять тематику самостоятельной лепки.
- После рассматривания хохломских изделий и керамической посуды выполнять лепку без показа. Пробовать лепить предметы более сложной формы: кувшины, вазы, чашка с ручкой и т.д.
- Лепить из пластилина по представлению простые сюжетные композиции к сказкам (Мышка в коляске).
- Учить выполнять индивидуальные задания в выполнении общей работы с последующим объединением всех поделок (корзина с яблоками, ваза с цветам и т.д.).
- Лепить по замыслу. Способствовать формированию замысла у детей, планирования предстоящей работы и ее доведения до конечного результата.
- Уметь анализировать проделываемую работу, дать ей оценку, определить степень участия каждого. Использовать данные поделки для занятий по другим видам деятельности: в игре, на рисовании с раскрашиванием поделок, с целью развития представлений об окружающем, ориентировки в пространстве, математических представлений.
Аппликация
- Составлять по образцу узоры из цветов, из листьев, плодов по краям различных форм - круга, квадрата, овала, соблюдая принцип чередования по определенному признаку.
- Складывать и наклеивать изображения живых существ - человека, животных из отдельных частей. Проводить упражнения по узнаванию целого по части ("К какой картинке это относится?", "Кому нужна эта деталь?").
- Изготовлять салфетки овальной, прямоугольной, треугольной формы, симметрично воспроизводя узор, имеющийся на какой-либо стороне. Учить располагать элементы по различным направлениям до середины листа.
- Вырезать и наклеивать простые формы (овощи, фрукты); выполнять сюжетно-тематическую аппликацию на тему "Зима", "Лунная ночь зимой", по собственному композиционному решению.
Для реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, нами используются следующая парциальная программа - Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
Программное содержание:
1. Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
2. Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всём её многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
3. Развивать эстетическое восприятие эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
4. Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие-исполнительство-творчество.
5. Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и является специфическим образным познанием действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Умственное воспитание.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположения частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна; рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.
Сенсорное воспитание.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Это представление о предмете с точки зрения его свойств, качеств, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, т.е. производят умственные действия. Так образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Кроме этого детское творчество имеет и общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то «сказал», чтобы изображенное им узнали, ведь в своих работах он передает и явления общественной жизни.
Нравственное воспитание.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д.
Изодеятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородны чувств, которые возникают. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
Трудовое воспитание.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; малыши приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, клея, глины и др., возможности и особенности работы с ними.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.
Эстетическое воспитание.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства.
Непосредственно чувство прекрасного, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, пропорции, формы, ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства (хохлома, гжель и т.д.) вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Так постепенно у детей развивается художественный вкус.
Занятия по изобразительной деятельности не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке. Таким образом, задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника...
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка-дошкольника
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566320","at...
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли...
Тема: "Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника"
Материал на тему: "Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольника"...
03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...
Методическая статья «Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника»
laquo;Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника»Выполнила: Павлова Т.Ю. Вот уже почти столетие де...
Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...