Проект по работе с родителями группы компенсирующей направленности “Гармония”
методическая разработка

Сафронова Ольга Николаевна
Установление сотрудничества воспитателей группы, узких специалистов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников группы в вопросах преемственности воспитания детей группы компенсирующей направленности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по работе с родителями группы компенсирующей направленности

“Гармония”

Воспитатель: Сафронова О.Н.

Педагог – психолог: Целева В.М.

Цель: установление сотрудничества воспитателей группы, узких специалистов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников группы в вопросах преемственности воспитания детей группы компенсирующей направленности.

Задачи:

  • Повышение роли ДОО в сфере формирования семейных ценностей и воспитание патриотизма.
  • Повысить самооценку родителей через возможность увидеть свой вклад в успехи ребенка.
  • Улучшить детско-родительские отношения, что позволит формировать у взрослых членов семьи адекватные способы общения и взаимодействия с ребенком.
  • Активизировать включенность родителей дошкольников с трудностями в развитии в коррекционно-развивающий процесс.

Основные направления работы:

  • Создание условий для осознания всей сложности, важности и ответственности позиции родителя,
  • Оказание психолого – педагогической помощи и поддержка родителей в вопросах развития ребенка,
  • Вовлечение в педагогический процесс и оказание практической помощи родителям в обучении и воспитании детей с нарушениями речи.

Формы работы:

  • Практикум,
  • Консультации,
  • Мастер – классы,
  • Круглый стол,
  • Презентации,
  • Обсуждение и распространение семейного опыта,
  • Экскурсии.

Актуальность:

          Взаимодействие современного детского сада и семьи, родителей детей направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия — это открытость детского сада, всего воспитательного процесса. 

         Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте (Закона РФ «Об образовании»). В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами  должны лишь контролировать и оценивать действия педагогов не участвуя в самом педагогическом процессе. Чтобы грамотно развивать и воспитывать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо единство  воздействий на него со стороны всех взрослых.  Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, тем более ребенка с ограниченными возможностями здоровья.   Для успешного развития важно, чтобы отношения между ДОО и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться и становиться патриотом своей Родины.

             Для плодотворного общения на первое место выходит родительский клуб, где происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Часто клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. И главное, это диалог, в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.

Участники: педагоги группы компенсирующей направленности, дети, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре.

Сроки: проект рассчитан на учебный год.

Этапы реализации проекта:

месяц

Тема мероприятия, цель

Практическая часть (проводится с детьми для родителей)

Консультация узкого специалиста

Сентябрь

“Давайте, познакомился”

Цель: повышение роли семьи в воспитании и образовании воспитанников.

Д/И по теме “Осень”: “Приметы осени”, “Назови овощ (фрукт)”, “Узнай по описанию”.

Учитель – логопед Каримова М.С.: “Совместное выполнение рекомендаций логопеда”.

Педагог – психолог Целева В.М.

Октябрь

“ Как создать благоприятную речевую среду для ребенка с нарушениями речи дома?”

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизацию  речи детей в  играх по развитию представлений об окружающем мире.

Д/И с детьми по развитию представлений  об окружающем мире: “Вопрос – ответ”, “Доскажи предложение”,”Так бывает или нет”, “Правда или нет”.

Учитель – логопед Каримова М.С.: “Как правильно выполнять задания логопеда дома”.

Педагог – психолог Целева В.М.

Ноябрь

“Волшебный мир книги”. Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Д/И “Доскажи словечко”, викторина “Я знаю сказки К.Чуковского”.

Совместное рассказывание стихов о маме, конкурс пословиц о маме.

Сафронова О.Н. “Роль книги в семейном воспитании “

Педагог – психолог Целева В.М.

“Терапия маминой любовью”.

Декабрь

“Играют дети – играем вместе” (развитие речи в игровой деятельности в детском саду и дома). Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации  речи  в игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Д/И с детьми на развитие внимания, логики и памяти.

Воспитатели.

Педагог – психолог Целева В.М.

Январь

“Мы рисуем пластилином”. Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития мелкой моторики и знакомство с одним из способов – пластилинографией.

Рисование пластилином

Воспитатели “Способы развития мелкой моторики пальцев рук ребенка”

Февраль

“Мы любим физкультуру” (спорт в семье – к Дню Защитника Отечества).  Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме физического развития детей, воспитание патриотизма.

Эстафета “Веселые старты” (совместно с родителями)

Инструктор по физической культуре Алейникова Е.А. “Физическое развитие ребенка – важный показатель в развитии ребенка”.

Март

“Кто хочет разговаривать – тот должен выговаривать”. Цель: показать родителям практические приемы помощи детям в формировании правильного произношения.

Д/И на развитие фонематического и грамматического строя речи.

Учитель – логопед Каримова М.С.

Апрель

“Без напоминаний и с удовольствием”. Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях трудового воспитания дошкольников.

Веселые эстафеты для мам “Мамины помощники”.

Воспитатели.

май

 “Позади учебный год”.

Д/И на развитие логического мышления.

Воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед.

Конспект заседания родительского клуба  компенсирующей группы

“Давайте, познакомимся”

Цель: повышение роли семьи в воспитании и образовании воспитанников.

Задачи:

  • Повышение роли ДОО в сфере формирования семейных ценностей и воспитание патриотизма.
  • Информационное продвижение  темы семьи и малой Родины в жизни каждого человека.

Подготовительный этап:

  • Фотовыставка “Как я провел лето”
  • Совместная экскурсия в ближайший парк.

Повестка:

  • Презентация родителей и детей “Семейные фотографии. Как я провел лето”.
  • “Роль семейного воспитания в становлении ребенка, как личности” (выступление воспитателя).
  • “Осень” – презентация фотоотчета экскурсии в парк.
  • Практическая часть: д/и с детьми на тему “Осень’’.
  • Выступление педагога – психолога “Общение в семье”
  • Выступление учителя – логопеда “Совместное выполнение рекомендаций логопеда”
  • Решение.

Ход:

Вступительная часть:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! У каждого человека есть дом. Не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут. Таким местом можно назвать наши семьи, детский сад, город, страну, в которой мы живем.

Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы растем,

И березку у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем? – край, в котором мы живем. (В. Степанов)

А дом, заставленный добром – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

И на окне с живым  цветком – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.     (Л. Суслова)

Вы, наверно все уже рассмотрели нашу фотовыставку семейных фотографий. Сейчас мы попросим наших родителей вместе с детьми рассказать, как вы провели лето.

Выступления родителей  с детьми.

Воспитатель: Да, семья, живущая в гармонии, будет процветать во всем. Счастливая семья – словно утреннее небо. Семья для ребенка является естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношениях, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями  и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Также важна роль семейных традиций. Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев, взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе, семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.  Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Именно в семье формируется те качества, которые нигде как в семье, сформированы быть не могут.

Воспитатель: Сейчас вашему вниманию представляем презентацию нашей экскурсии в парк. Экскурсия получилась замечательная.

В продолжении темы “Осень” , мы сейчас покажем, в какие игры дети научились играть по теме “Осень”.

Практическая часть. Воспитатель проводит с детьми игры с мячом: “Приметы осени”, “Назови овощ”, “Назови фрукт”, “Узнай по описанию”.

Физкультурная пауза: Воспитатель предлагает всем присутствующим встать в круг и поиграть в игру “Доскажи пословицу”.

Воспитатель: Я бросаю мяч, кто его ловит, тот заканчивает пословицу.

  • В гостях хорошо, а … (дома лучше)
  • Не красна изба углами, а … (красна пирогами)
  • Каково на дому, таково и … (самому)
  • Дети не в тягость, а в… (радость)
  • Когда семья вместе, тогда и … (сердце на месте)
  • Всякой матери свое …(дитя мило)
  • На свете все найдется, кроме… (отца и матери)
  • Мать кормит детей, как… (земля людей)
  • Нет для человека добрее …(отца с матерью)
  • Семья – это… (семь я ).

Далее, воспитатель дает слово педагогу – психологу.

Психолог:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Одним из главных принципов, объединяющих семью, является общение. Родительское поведение непроизвольно ”записывается” в психике ребенка, это происходит бессознательно в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его, как вполне “естественный “, ведь он не знает другого. Так из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих  детей, как их самих воспитывали в детстве. Поэтому, иногда родителей нужно просвещать в вопросах правильного общения с ребенком:

  • Безусловное принятие ребенка (любить не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть)
  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: с тобой все в порядке, ты конечно справишься! Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействий.
  • Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Не копите негатив.
  • Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщите о себе и о своих переживаниях, а не о нем и его поведении.
  • Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  • Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Психологический закон: личность и способности ребенка развиваются в той семье, где царит взаимопонимание и гармония.

Затем, воспитатель предлагает выслушать учителя – логопеда.

Логопед: Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно же, занимаемся гимнастикой! В наших щечках, губках и языке тоже есть мышцы, которые надо укреплять. Зачем нужна артикуляционная  гимнастика и как ее делать:

  • Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышцах губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
  • Иногда ребенок не может поставить губы или язык в правильное положение.
  • Не которые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для этого тоже есть специальные упражнения на переключения.
  • Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд  ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
  • Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый называет название, а ребенок показывает упражнение.
  • В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.

Затем, логопед предлагает родителям выполнить некоторые упражнения.

Логопед: Также, особое внимание стоит уделять развитию мелкой моторики рук ребенка.

Логопед предлагает родителям выполнить пальчиковую гимнастику.

Воспитатель завершает заседание предложением – совместного  подбора фотографий для портфолио.

Решение:

  • Уделять серьезное внимание выполнению заданий в тетрадях и рекомендаций по выполнению артикуляционной гимнастики.
  • Сбор фотографий семейных событий для портфолио детей, презентация которых состоится в конце учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи "Как работать с домашними заданиями"

Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи "Как работать с домашними заданиями" содержит справочный материал по организации занятий с ребенком для закрепле...

«Метод проектов в работе с детьми групп компенсирующей направленности как способ личностного развития воспитанников»

Данное выступление посвящено вопросу личностного развития воспитанников групп компенсирующей направленности через проектную деятельность....

Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями групп компенсирующей направленности

Статья посвящена возможностям применения QR-кодов учителем-логопедом в работе с родителями....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Годовой план работы с родителями группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год

План работы  с родителями поможет выстроить работу в триаде «Логопед – Ребёнок – Родитель», будет способствовать установлению  партнёрских отношений с семьёй реб...

Проекты для работы с детьми группы компенсирующей направленности

Краткосрочный проект для детей старшей группы «День космонавтики»Краткосрочный проект для детей старшей группы «Дружба - это чудо»Краткосрочный проект для детей старш...

Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. План работы с родителями учителя-логопеда на учебный год.

Что нужно знать родителям о правах ребенка с ОВЗ, ребенка дошкольника. Кто такие дети с ОВЗ? Что такое ТНР? Зачем нужны занятия логопеда. План работы с родителями на учебный год....