Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями групп компенсирующей направленности
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рыбакова Марина Юрьевна

Статья посвящена возможностям применения QR-кодов учителем-логопедом в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл QR-коды 50.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями  групп компенсирующей направленности

Рыбакова Марина Юрьевна

(upcrus@gmail.com)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад №35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга)

В настоящее время педагоги дошкольных организаций уделяют особое внимание общению с родителями. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних рекомендаций – взрослый может написать в ней любой вопрос. Тетрадь заполняется логопедом один-два раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематически и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи рекомендации в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Выполнение еженедельных рекомендаций учителя-логопеда дома способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и дает возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребенка групп компенсирующей направленности.

Рекомендации включают в себя основные разделы:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка).

- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко-слогового анализа и синтеза.

- серия лексико–грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребенка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

- задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребенка стихов.

- задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

- графические задания ребенок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку).

Все эти рекомендации еженедельно пишет, печатает, ксерокопирует и приклеивает в тетрадь учитель-логопед. Всем известно, что без активного участия родителей нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации.

Если составить портрет современных родителей, которые приводят своих детей в дошкольное учреждение, то можно увидеть, что все больше и больше жизнь людей занимают новые технологии. Они всегда имеют с собой телефон, ноутбук или планшетный компьютер. Таким образом, можно сказать, что родители XXI века прогрессивны и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством гаджетов.

Сегодня IT-сфера очень хорошо развита, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях уже используются цифровые лаборатории, проекторы, интерактивные доски, и многое другое.

В современном мире уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств, поэтому я решила использовать в работе с родителями QR-коды, как средство более интересного интерактивного обучения детей.

        Теперь родители получают от меня задания вот таким образом:

Например:

Артикуляционная гимнастика

Ссылка на группу ВК.

QR-кодирование осуществляется средствами общедоступных сервисов - генераторов QR-кодов. Например: сайт QR Coder.ru (http://qrcoder.ru/). Кодировать возможно как отдельные фрагменты текста, так и URL различных источников информации: сайтов, изображений, видеозаписей и т. д.

Для того чтобы декодировать информацию, надо лишь на несколько секунд поднести камеру смартфона с установленной программой к его изображению. Программа произведёт дешифровку, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода. Считанную информацию можно сохранить на своем девайсе или перейти по ссылке. Для творческих занятий это предоставляет немалые возможности. Для считывания QR-кодов существуют специальные программы. Почти для каждой модели телефона подойдёт приложение ReaderKaiwa. Для обладателей операционной системы IOS тоже есть приложение для считывания подобных кодов – это Neoreader. Если нет смартфона или по каким-либо причинам нет возможности воспользоваться перечисленными выше программами, то поможет расширение для браузера GoogleChrome – Qrreaderbeta, который расшифровывает любой код, попавшийся на пути в Интернете.

QR-кодирование учитель-логопед в своей работе может использовать автоматизации различных процессов. Одной из важных функций является автоматизация и группировка заданий. Создав однажды базу заданий для групповой или индивидуальной работы и закодировав их с помощью QR-кодов логопед получает возможность многократно и с различными группами возвращаться к тому или иному заданию. Для последующей автоматизации работы с электронными ресурсами была проведена группировка объектов в категории (см. рис. 1).

Рис. 1. Группировка объектов для QR-кодирования.

Черным цветом на рис. 1 выделены объекты, самостоятельно подготавливаемые педагогом для серии занятий.

Преимущества использования QR-кодов в работе учителя-логопеда очевидны:

-  минимизация времени доступа родителей к информации и адресность её доставки;

- возможность учителя-логопеда продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- обеспечение индивидуального подхода к родителям детей с нарушением речи;

- увеличение объема и качества, используемой в работе информации.

Возможности использования QR-кодов безграничны. Но, как и все технологии, QR-коды, вероятней всего, будут заменены в будущем другими не менее продвинутыми и интересными технологиями. Однако сейчас они популярны, так что надо воспользоваться их популярностью и возможностями, которые они предоставляют.

Используемые  источники:

1.     Становление общекультурной компетенции детей 4–7 лет в условиях современного ДОУ. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / В.А. Манжура, С.В. Подгорнова, М.А. Титова. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017. – 94 с.

2.     Литус К. Д., Напалков С. В. QR-коды в образовании школьников //Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №. 5-4. – С. 562-563.

3. Корниенко Т. В., Потапов А. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ «ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ» В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Академия профессионального образования. – 2017. – №. 4. – С. 20-25.

4. Шапиро К. В. СОВРЕМЕННЫЙ СЕТЕВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА //Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2017. – №. 1. – С. 7-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда МБДОУ д/с № 50 в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя – логопеда  в средней группе компенсирующей направленности  для детей с ОНР...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....