ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ
статья

Птицына Екатерина Михайловна

Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий превентивной (профилактической) и коррекционной направленности значительно расширяют возможности образовательной деятельности. Одним из условий организации коррекционно-образовательного процесса и существенных факторов повышения результативности коррекционной работы педагогов является включение в нее родителей и других членов семьи ребенка. Вместе с тем работа по профилактике и коррекции речевых недостатков должна быть естественно включена в более широкий контекст сотрудничества педагогов дошкольной организации с родителями в целях общего развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий превентивной (профилактической) и коррекционной направленности значительно расширяют возможности образовательной деятельности. Одним из условий организации коррекционно-образовательного процесса и существенных факторов повышения результативности коррекционной работы педагогов является включение в нее родителей и других членов семьи ребенка. Вместе с тем работа по профилактике и коррекции речевых недостатков должна быть естественно включена в более широкий контекст сотрудничества педагогов дошкольной организации с родителями в целях общего развития дошкольников.

В основу результативной организации сотрудничества педагогов и родителей положена схема контактного взаимодействия участников педагогического процесса, разработанная в НИИ общих проблем воспитания. Данная схема предполагает определенную последовательность работы. Необходимость данной организации обусловлена тем, что не всегда родители придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей. Иногда родители открыто игнорируют, «не замечают» речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ.


Парадоксально, но часто педагогам приходится встречаться с родительским энтузиазмом, выражающемся в поиске речевых недостатков у своих детей или в чрезмерно активной заботе о накоплении ребенком «взрослого» словаря, грамматических конструкций, заучивании сложных по структуре и содержанию стихотворных текстов и т.п.

Реализация взаимодействия учителя-логопеда и родителей осуществляется через следующие формы работы, в соответствии с перспективным планом. Формы работы с родителями.

1. Родительские собрания.

2. Консультационная служба для родителей.

3. Информационные сборники.

4. Папки – передвижки.

5. «Круглые столы» с участием родителей.

6. Взаимосвязь через тетради для индивидуальных занятий детей.

7. «Деловые игры».

8. Открытые занятия для родителей.

9. Тематические консультации.

10. Социологические исследования, направленные на выявление уровня информированности родителей о причинах речевых нарушений, условиях и способах коррекции речевых дефектов.

11. Выявление уровня удовлетворенности родителей коррекционно-образовательным процессом и участием родителей в нем.

12. Привлечение родителей к подготовке и участию в интегрированных мероприятиях.

Схема контактного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Первая стадия: Поиск и установление контактов. Необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ним заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных именно их семье условиях. Корректно, гибко педагог определяет уровень педагогической компетентности родителей: высокий, средний или низкий, в зависимости от этого уровня планирует тактику дифференцированного взаимодействия с каждой семьей.

Вторая стадия: Совместное обсуждение задач обучения и воспитания ребенка. Педагог в корректной форме сообщает родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и освещает возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье, тем самым формируя у близких ребенку взрослых элементарные предпосылки педагогической рефлексии – Все ли благополучно в развитии ребенка? Что семья может сделать для ребенка?

Третья стадия: Установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. Педагогу необходимо побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание, не опровергая (даже если взгляды ошибочны), предложить свои способы воспитательного воздействия. Результатом такого общения должно стать понимание родителями


необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка. Важно максимально тактично, но убедительно показать родителям возможные последствия используемых ими по отношению к ребенку педагогических мер; продемонстрировать результаты воспитательных воздействий на него.

Четвертая стадия: Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы ее реализации. Необходимо предостеречь родителей от чрезмерного акцента на речевом развитии детей в ущерб развития других видов детской деятельности. Основу совместной работы родителей и педагогов должно составлять разумное, чуткое отношение к ребенку, предъявление определенных требований к его речи.

Пятая стадия: Реализация индивидуального подхода. Педагог осуществляет консультационное сотрудничество с родителями, в результате чего вырабатывается ряд согласованных мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.

Шестая стадия: Совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и семье.

Скачкообразное или ускоренное прохождение этих стадий нецелесообразно. Инициатором контакта является педагог и от него зависит эффективность мероприятий, направленных на коррекцию речевого развития детей.

Список литературы:

1. Анищенкова Е., Мирясова В. Уроки логопеда для всей сем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

Авторы-составители:Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального обра...

Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы

В Федеральном законе «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 2010 прописана необходимость совершенствовать формы работы дошкольной образовательной организации с роди...

Практика взаимодействия специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрены основные проблемы взаимодействия специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

«Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и развитие речи у детей посредством русских народных сказок"

В период поступления ребенка в детский сад, особенно в адаптационный период, значительно изменяется жизнь ребенка и его психоэмоциональный фон. Теперь ребенка окружают взрослые и дети, которых он рань...

Проект "Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников с использованием современных приложений для общения"

В материале представлен опыт организации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников при помощи современных средств общения....