Психолого - педагогические возможности взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семьи.
статья по теме
Работа детского сада с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_13-14.02.14.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Н. Пярлайтине
Педагог-психолог
ГБДОУ детский сад №63комбинированного вида
Фрунзенского района СПб.
Психолого - педагогические возможности взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семьи.
Яркой особенностью современной модели дошкольного образования является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс. Триада «РЕБЕНОК-ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ» дает семье возможность выбора содержания, формы воспитания ребенка, выбор воспитывающего взрослого, который отвечает за образование и уход ребенка [5]. В свою очередь, активное участие семьи, согласие и поддержка родителей помогают организовать успешный процесс оздоровления, обучения и воспитания детей в дошкольной образовательной организации.
Эмоциональный микроклимат семьи формирует у ребенка отношение к себе, свою самооценку, появляются ценностные ориентиры. В детском саду ребенок приобретает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получает возможность всестороннего развития. Поэтому, ведущей задачей образовательной системы является работа с семьей. Важно, чтобы между этими двумя институтами воспитания существовала преемственность, согласованность требований, что обеспечит положительное влияние на психологическое и эмоциональное развитие детей в целом [6].
Система взаимодействия с семьей может включать в себя следующие направления работы:
- Изучение семьи;
- Информирование родителей;
- Совместная деятельность детей, педагогов и родителей;
- Консультирование родителей;
- Просвещение и обучение.
Изучение семьи.
Для того чтобы работа с семьей была наиболее продуктивна, необходимо не только давать информацию, но и полнее изучить семью, ее ценности, запросы, уровень психолого-педагогической компетентности. Для этого могут использоваться методы:
- Беседы.
Включают сбор информации о том, как и чем, живет ребенок в семье. Дает представление родителям об их собственной роли в воспитании ребенка.
- Анкетирование.
Позволяет родителям, отвечая на точно поставленный вопрос, выражать свою точку зрения более взвешенно и менее эмоционально.
- Наблюдения.
Обеспечивают индивидуализацию работы с каждой конкретной семьей. Помогают дополнить портрет семьи и точнее понять, какова она на самом деле.
Информирование родителей.
Правильно организованный процесс информирования родителей позволяет создать прочные доверительные отношения между семьей и детским садом. Родителям предоставляются различные сведенья о жизни их ребенка в дошкольной организации, с кем он дружит, каковы его достижения и т.д.. Используются такие формы информирования, как:
Родительские собрания;
Личные беседы;
Электронная почта;
Сайт учреждения (организации);
Оформление наглядной информации (стенды, объявления, памятки, выставки детских работ, фотогалерея).
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей.
На основе полученной информации при изучении семьи, организуются различные совместные мероприятия. Выбор, которых происходит с учетом возможностей и интересов семьи и детского сада. Это могут быть совместные проекты, круглые столы, выставки творческих работ, праздники с активным вовлечением родителей.
Консультирование родителей.
В условиях детского сада психологическое консультирование является «системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи» [4]. В условиях дошкольной образовательной организации, с учетом ее специфики работы, консультирование родителей проводиться только по поводу особенностей развития их ребенка и его проблемных зон [3].
Консультирование может быть:
А) индивидуальное,
Б) семейное (по количеству консультируемых),
В) дистанционное,
Г) очное (по способу взаимодействия).
Просвещение и обучение.
Просвещение и обучение в ДОО носит не только педагогический, но и профилактический характер. Просвещение родителей проходит в различной форме, в том числе не традиционной, например, тематические акции, которые призваны привлечь внимание к различным социально значимым проблемам. Так же могут быть устные журналы, стенгазеты, буклеты, клубы.
Обучение родителей может включать в себя: семинары, тренинги, творческие задания.
Отметим, что работа педагога-психолога играет важную роль в создании успешного взаимодействия семьи и детского сада. Именно успешное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дает неоспоримые преимущества работе дошкольной образовательной организации и повышает ее эффективность:
- Постоянный контакт педагога с семьей позволяет учитывать индивидуальность ребенка, его особенности, привычки.
- Реализовывать единую программу развития и воспитания ребенка дома и в ДОО.
- Развивать у родителей уверенность в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических, психологических проблем и в то же время не навредит, поскольку учитываются их предложения по взаимоотношению с ребенком.
- Родители получают возможность самостоятельно выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. В связи с чем, они начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание своих детей.
- Способствуют укреплению внутри семейных связей .
- Педагоги, при участии психолога, учатся контактировать с любыми семьями, любыми родителями.
Таким образом, чем лучше налажено общение, взаимодействие между семьей и педагогами, специалистами, администрацией детского сада, тем большую поддержку получит ребенок в развитии своей личности и тем более полным гармоничным успешным будет его первый социальный опыт.
Список литературы:
- Арнаутова Е.П. «Педагог и семья» - М. 2002г..
- Под. ред. Дороновой Т.Н. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников ДОУ» - М. 2001г..
- Под. ред. Истрова О.Н., Широкова Г.А «Большая книга детского психолога» - Ростов н/Д. 2011 г..
- Под. ред. Марцинковской Т,Д, «Детская практическая психология» - М. 2000г..
- Севастьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ» - М. 2006г..
- «Семья и детский сад: варианты сотрудничества (методическое пособие)» - СПб. – АНО ОЦ, 2009гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста
В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог...
Психолого–педагогические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
Психолого-пелагогические аспекты взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей....
Поддержка детской инициативы в рамках взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО
Взаимодействие с семьями воспитанников...
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, пути решения
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования личности ребенка, выделяются формы взаимодействия педагогов и родителей. Особое ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ
Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий превентивной (профилактической) и коррекционной направленности значительно расширяют возможности образовательн...
Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Консультация(для педагогов)Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ...
«Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и развитие речи у детей посредством русских народных сказок"
В период поступления ребенка в детский сад, особенно в адаптационный период, значительно изменяется жизнь ребенка и его психоэмоциональный фон. Теперь ребенка окружают взрослые и дети, которых он рань...