Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции
методическая разработка

Самоделкина Раиса Алексеевна

Авторы-составители:

Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;

Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;

Красёха М.Н. – методист Центра развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО

 

Предлагаемые методические рекомендации содержат материалы по организации досуга с детьми дошкольного возраста в семье, игры по познавательному, речевому развитию детей дошкольного возраста, краеведческие игры, викторины, подвижные игры и др.

Сборник адресован родителям детей дошкольного возраста и педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrdist_zanyatiya_s_detmi.docx162.45 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБОУ ДПО РК  «КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

http://www.kgu.i-krim.ru/upload/resize_cache/iblock/02e/296_296_1/institut-krippo-krim-entr.png

Методические рекомендации

педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста

г. Симферополь

2020

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

Авторы-составители:

Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;

         Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;

        Красёха М.Н. – методист Центра развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО

         

Предлагаемые методические рекомендации содержат материалы по организации досуга с детьми дошкольного возраста в семье, игры по познавательному, речевому развитию детей дошкольного возраста, краеведческие игры, викторины, подвижные игры и др.

Сборник адресован родителям детей дошкольного возраста и педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций.  


Содержание

Вступление                                         3

Особенности организации занятий с детьми дошкольного возраста в семье                    4

Приложение 1. Рекомендации родителям детей дошкольного возраста на период

предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции                        10

Приложение 2. Информирование детей о профилактике коронавируса                        11

Приложение 3. Играем вместе с детьми. Интересные и полезные игры                        12

Приложение 4. Игры на развитие ловкости, подвижности, чувства равновесия и способности концентрироваться                                        16

Приложение 5. Вечерние игры с ребенком дома                                        18

Приложение 6. Организация интересного и полезного досуга для ребенка                20

Приложение 7. Игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с  родным городом, поселком, Республикой Крым                                        26

Приложение 8. Викторина «Что мы знаем о Крыме»                                        34

Литература                                        38

Электронные образовательные ресурсы                                        38

Уважаемые коллеги и родители!

В сложившихся условиях, когда общеобразовательные  учреждения и учреждения высшей школы перешли на  дистанционное обучение, возникает вопрос: как  должны осуществлять свою деятельность дошкольные образовательные учреждения? Большая часть детей дошкольного возраста останется со своими близкими дома. В данных условиях это правильно.  Дети, родители которых заняты на производстве, должны иметь возможность посещать детский сад.  Созданы дежурные группы с малым количеством детей. (https://edu.gov.ru).

Педагогам дошкольного образования необходимо перестроить свою работу по взаимодействию с родителями и семьями воспитанников. Рекомендуем предложить консультации воспитателей и узких специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования. Регулярные беседы-консультации  помогут родителям провести это время дома с пользой, развивать творческие способности и познавательную активность своих детей.

В приложениях к методическим рекомендациям мы предлагаем игры по познавательному, речевому развитию детей дошкольного возраста, краеведческие игры, викторины, подвижные игры и др.

Методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций.  

Особенности организации занятий с детьми дошкольного возраста в семье

Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития

Воспитание детей наполняет жизнь родителей смыслом, но в тоже время часто их расстраивает. Во взаимоотношениях родителей и детей раскрываются их лучшие и худшие качества. Родители делают все возможное, чтобы правильно воспитывать своих детей: используют разные педагогические методы, читают книги, посвященные воспитанию детей, общаются друг с другом и т.д. Но в конце концов приходят к выводу, что весь секрет во взаимоотношениях с ребенком таков: чем крепче отношения, тем легче проходит воспитательный процесс.

Итак, как же укрепить взаимоотношения между родителями и детьми? Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, и заданиями, могут дать малышу очень много.

Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времяпровождения с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.

Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.

Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.

Организуйте удобное пространство для занятий

  • Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
  • Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
  • Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности).
  • Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
  • Ковер или  место для игр на полу.
  • Полка для  выставки творческих работ (для детей после трех лет).
  • Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.). Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка.  Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.

Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо. Успехи своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий. Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.

Среда должна мотивировать и организовывать внимание

Среда должна мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать тому, чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние предметы.

В раннем возрасте — это движение, активность по исследованию окружающего мира — залезть, открывать шкафы, вытаскивание  и заталкивание всего везде. Закрытый шкаф с любимыми игрушками и пара открытых полок с развивающими играми на день могут побуждать малыша в возрасте 1-3 года к познавательной и исследовательской деятельности.

В более старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами для творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается тем же — нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов. Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать. Все остальное — отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим ребенком). Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на «новые». Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.

Научитесь выделять 10-15 минут на подготовку каждый день

Для того, чтобы занятие можно было организовать быстро и с пользой, важно продумывать, чем нужно позаниматься с ребенком заранее. Если вы будете затрачивать каждый день на подготовку 10-15 минут, пополняя свою «копилку» или продумывая, что можно добавить в ваше взаимодействие с ребенком, то организовать занятие, когда появляется возможность, будет значительно проще. Особенно важна эта рекомендация для тех родителей, у которых несколько детей разного возраста. Ведь чтобы дети не мешали друг другу, их всех важно занять. Придумать (или заготовить) что-то, в чем участвовать будут все дети.

Когда Вы готовите занятие, все материалы, карточки и игры лучше всего сложить в отдельную коробку, а ход самого занятия лучше всего прописать для себя на листе бумаги.

Сохраняйте в закладки полюбившиеся сайты с описанием игр и пособий. Возьмите за правило добавлять в  свою «копилку» 1-2 игры в неделю. Многие родители делают папки, куда в файлы складывают понравившиеся задания.

Учитывайте особенности детей

Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается  сложнее.

Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее.

С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контексте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –  приключения, настольные игры.

Обязательно завершайте задания

Следующая рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с мамой и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и пять минут может быть трудно. При этом важно, чтобы задания оказывались завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание, которое начали – надо обязательно завершить. Так что, в данном случае, планируя занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности. Желательно приучать к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие вернутся на свое на место.

Когда ребенок занимается легко, с интересом и ему доставляет удовольствие игры и занятия с родителями, то завершение заданий обычно не представляет сложностей.

Старайтесь заниматься регулярно

Следующая важная рекомендация – регулярность занятий. Если обстоятельства складываются так, что времени остается совсем мало – не беда. Приучите себя и вашего дошкольника выполнять хотя бы одно – два игровых задания в день. Когда будут появляться дни, в которых Вы сможете выделить больше времени – привычка проводить занятия с детьми дома регулярно поможет Вам наполнить свой день интересными заданиями и событиями.

Поддерживайте мотивацию ребенка

Познавательный интерес у детей непосредственен. Если что-то интересно — ребенок с большим удовольствием делает это. Если что-то трудно или не получается, то велика вероятность того, что ребенок будет отказываться от занятий. Но именно в таких случаях бывает необходимо ребенка вовлекать и поддерживать его усилия.

Планируйте занятия

Дошкольные образовательные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с основной образовательной программой, составленной с учетом примерных образовательных программ «От рождения до школы», «Истоки» или «Успех».

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ежедневно проводятся 2-3 занятия с детьми дошкольного возраста, длительность и количество которых зависит от возрастных особенностей.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность занятий не должна превышать 10 мин.

Продолжительность занятий для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультурные минутки.

Игра - ведущий  вид деятельности ребенка дошкольного возраста, поэтому она занимает особое место в  перечне  методов и приемов, направленных на реализацию содержания программы дошкольного образования.  

Игра, и прежде всего дидактическая игра, является  и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством разностороннего воспитания личности ребенка одновременно. Игра и игровые задания включаются в содержание воспитательно-образовательного процесса на протяжении всего дня, во всех видах детской деятельности, во всех формах организации работы. 

В занятия дома желательно включать элементы сенсомоторной, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей, головы, стоп, развивающие игры, игры на развитие речи, подвижные и ролевые игры, выполнение творческих и графических работ.

Планируя занятия, учитывайте принцип чередования видов деятельности – сосредоточенная работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми.

Выбирать время для занятий лучше тогда, когда все члены семьи в хорошем настроении и достаточно хорошем самочувствии. Если большую часть времени ребенок капризничает – заниматься надо максимально легкими, доступными и приятными заданиями и играми.

Нельзя упускать время в таком важном деле, как воспитание и развитие ребенка. До 6 лет дети могут приобрести знания, навыки и умения, которые станут отличной базой дальнейшего развития. Многие родители самостоятельно проводят занятия с детьми и обучают их чтению, знакомят с окружающим миром. Дошкольники обладают феноменальным потенциалом. Поэтому взрослые часто стремятся не только дать элементарные знания, но и научить ребенка говорить на иностранном языке.

Ориентиры развития в 5-6 лет

В возрасте 5 лет ребенок может справиться с такими заданиями: рассказать о себе и своей семье; назвать время года, время суток; объяснить простейшие причинно-следственные связи (мама стирает потому, что…; папа взял зонтик потому, что…); пояснить назначение предметов обихода (зачем нужен стол, стул, кастрюля, ручка); назвать геометрические фигуры и предметы, похожие на них по форме; сосчитать несколько предметов с переходом через десяток; назвать цвета; рассказать, из каких частей состоят предметы мебели, быта; запомнить и произнести слова, фразы на иностранном языке; заштриховать контурный рисунок; вырезать ножницами полоски бумаги и сделать из них коврик; скопировать узор.

В 5 лет дети могут пояснить свои мысли, знают цвета, умеют считать В 6 лет детям доступны более сложные действия: понимание сюжетной связи картинок и составление рассказа; пояснение смысла простых пословиц; выполнение элементарных арифметических операций; обобщение и деление на группы; объяснение значения слова (действия, признаки, конкретные предметы и абстрактные понятия); составление правил игры; ориентация в пространстве и времени; рисование человека, копирование узоров и геометрических фигур; выполнение игровых упражнений, повтор и составление простых диалогов на английском языке.

Дети 5-6 лет могут хорошо проявить себя на домашнем занятии. Взрослые должны обеспечить благоприятные условия для этого, например: увлекательное начало с сильной мотивацией (что будем делать и зачем; научимся…, узнаем…; поиграем…); краткость в постановке задач (постепенно нужно добиться, чтобы ребенок удержал в памяти инструкцию хотя бы из 3-х пунктов); точность объяснения задания на доступном языке (для правильного выполнения нужно четко понимать, что делать); включение подвижных игр и упражнений в качестве физкультминуток между сложными заданиями и в виде отдельного блока в конце занятия; подведение итогов в конце «урока» (чему научились, что понравилось; награда за особые достижения); концовка может быть в виде веселого стихотворения, которое родители произносят вместе с малышом в конце каждого занятия.

                                                                        

Приложение 1

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста на период

предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

  1. На период ограничительных мероприятий необходимо исключить, а, если такое невозможно, то максимально ограничить контакты детей.
  2. Для максимального снижения риска инфицирования детям лучше оставаться дома. При этом необходимо регулярно проветривать помещение, не реже 1 раза в день проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Важно сразу провести дезинфекцию помещения, а также предметов, упаковки продуктов после доставки их домой.
  3. Нужно полностью исключить посещения каких-либо учреждений, мест общественного питания, торговли, образовательных и развлекательных центров, а также других мест общественного пользования.
  4. К местам общественного пользования, которые не следует посещать, относятся детские площадки дворов и парков.
  5. Гулять с детьми можно на собственных приусадебных участках и площадках, находящихся в индивидуальном пользовании.
  6. Посещение лесопарковых зон запрещено.
  7. Перед вынужденным выходом из квартиры ребенку по возможности нужно объяснить, что за пределами квартиры нельзя прикасаться руками к лицу и к каким-либо предметам: дверным ручкам, поручням и перилам, стенам, кнопкам лифта и др.
  8. После возвращения домой необходимо обработать руки дезинфицирующим средством, снять одежду, тщательно с мылом помыть руки и другие открытые участки кожи, особо обратив внимание на лицо, прополоскать рот, аккуратно промыть нос (неглубоко).
  9. Следует помнить, что при достаточной влажности и невысокой температуре коронавирус  может сохранять жизнеспособность в течение длительного времени, до 3 суток и более. У некоторых людей, независимо от возраста, вирус может давать лёгкую или стертую форму заболевания. Именно такие люди наиболее часто становятся источником заболевания.

Приложение 2

Информирование детей о профилактике коронавируса

Расскажите детям о профилактике коронавируса. Дети больше других рискуют заразиться, они часто близко взаимодействуют друг с другом и не являются эталоном в подержании чистоты.

Объясните детям, как распространяются микробы, и почему важна хорошая гигиена рук и лица. Убедитесь, что у каждого в семье есть своё полотенце, напомните, нельзя делиться зубными щётками и другими предметами личной гигиены. Часто проветривайте помещение.https://lh4.googleusercontent.com/B4YjFd-SjpPKITbkcY-67h2y4kdJX2tIokbAX369vLmlHThB5IOzyigkyIRjQTUOsCk1MIdGtgk9TArS0ryRELALbiwPj2xHiHjUebSJksU_6ZyFkdZ5t8Ad81X5BWpXVKJAzt-wAbLsHw6vCg

Роспотребнадзор выпустил памятку для родителей на период эпидемии коронавируса. Санитарные врачи рассказали, в чём стоит ограничивать детей.

В стране карантин. В это время следует всем, по возможности, следует оставаться дома. Работают лишь некоторые социально-важные учреждения и организации. Но многие люди продолжают гулять по улицам, в том числе вместе с детьми.

Для этих случаев Роспотребнадзор выпустил специальную памятку, напоминающую о том, что делать этого не следует. Но если совсем исключить контакты детей невозможно, то их следует максимально ограничить.

«Для максимального снижения риска инфицирования детям лучше оставаться дома. При этом необходимо регулярно проветривать помещение, не реже одного раза в день проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Важно сразу провести дезинфекцию помещения, а также предметов, упаковки продуктов после доставки их домой»,— советуют в Роспотребнадзоре.

При этом в ведомстве подчёркивают, что если ребёнку всё-таки нужно покинуть жилище, то ему нужно объяснить, что за пределами квартиры ни в коем случае нельзя прикасаться руками к лицу и к каким-либо предметам: дверным ручкам, поручням и перилам, стенам, кнопкам лифта и так далее. А после возвращения домой необходимо обработать руки дезинфицирующим средством, снять одежду, тщательно с мылом помыть руки и другие открытые участки кожи, особо обратив внимание на лицо, прополоскать рот, аккуратно и неглубоко промыть нос.

Но посещение любых мест общественного пользования должно быть под запретом. К этому также относятся и прогулки на детских площадках во дворах и парках. А посещение лесопарковых зон возможно, если рядом не будет других отдыхающих. Рекомендуется гулять с детьми лишь на собственных участках, находящихся в индивидуальном пользовании.

«Следует помнить, что при достаточной влажности и невысокой температуре коронавирус может сохранять жизнеспособность в течение длительного времени, до 3 суток и более. У некоторых людей, независимо от возраста, вирус может давать лёгкую или стертую форму заболевания. Именно такие люди наиболее часто становятся источником заболевания», ‒ напоминают в Роспотребнадзор.

Приложение 3

Играем вместе с детьми. Интересные и полезные игры

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, в котором проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Младшие дошкольники 3-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важнейших способов развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

- Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.

- Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!

- Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.

- Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.

- Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

- Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые игры не просто интересные, но и полезные.

«Солнце»

Правила игры: нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т. д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей.

«Змея»

Правила игры: нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т. д.

«Тренировка памяти»

Правила игры: на поднос кладут шесть различных небольших предметов, например, игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка. В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями.

«Ветеринарная больница»

Правила игры: мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т. д.

«Картинки-кляксы»

Правила игры: брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

«Найди игрушку»

Правила игры: спрячьте маленькую игрушку. Ребенок ищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на, за, между, в, у и т. п. Потом поменяйтесь ролями.

«Чего не стало?»

Правила игры: поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:

- Игрушек стало больше или меньше?

- Какие игрушки исчезли?

- Какими они были по счету?

«Назови соседей»

Правила игры: взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Правила игры: взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.

«Найти столько же»

Правила игры: взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.

«Положи столько же»

Правила игры: взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.

«Чудесный мешочек»

Правила игры: на столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасоль, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством счетного материала. Потом можно поменяться ролями.

«Отгадай число»

Правила игры: ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 10. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

«Давай посчитаем!»

Правила игры: играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.

«Кто больше?»

Правила игры: перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасоль). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

«Камешки»

Правила игры: играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.

Приложение 4

Игры на развитие ловкости, подвижности, чувства равновесия и способности концентрироваться

«Дерево»

Правила игры: стоя на одной ноге, другую ногу согнуть и ступней упереться в колено первой ноги. Руки вытянуть вверх, чтобы кончики пальцев касались друг друга над головой (примерно с 4 лет).

«Змея»

Правила игры: лечь на живот и проползти под столом и стульями.

«Лифт»

Правила игры: сесть на пол, ноги вытянуть, ступнями поднять подушку, мяч или коробку и снова опустить (примерно с 3 лет).

«Ловля ящерицы»

Правила игры: один ребенок тянет, не отрывая от пола, длинный толстый шпагат. Другой пытается наступить ногой на конец шпагата и таким образом «поймать ящерицу». Чем меньше ребенок, тем медленнее надо двигать веревку (для детей, уже умеющих ходить).

«Бег с препятствиями»

Правила игры: плюшевого мишку, кубики, игрушечный автомобиль и другие мелкие предметы положить в качестве препятствий на пол и перешагивать через них (примерно с 2 лет). Для детей постарше и взрослых игру можно усложнить, положив на голову подушку.

Задом наперед подниматься в гору. Опереться вытянутыми руками в пол, затем - ногами на скамейку (примерно с 5 лет).

«Подъемная платформа»

Правила игры: сесть на пол, руками упереться сзади в пол, ноги и тело вытянуты. Оторвать тело от пола и медленно опуститься. Ваш малыш получит еще большее удовольствие, если при этом у него на животе–«платформе» лежит его любимая мягкая игрушка (примерно с 4 лет).

Для шестилетних детей игру можно усложнить: ступни лежат не на полу, а на низкой скамеечке.

«Кенгуру»

Правила игры: зажать воздушный шар (или мяч, что труднее) между ног и прыгать так по квартире (примерно с 5 лет). Воздушный шар необходимо надуть слабо, тогда он не лопнет так легко, и нет опасности, что ребенок испугается.

«Бег за тенью»

Правила игры: один идет по квартире и делает при этом смешные движения и жесты. Другой изображает его тень и пытается точно повторить все шаги и движения (примерно с 5 лет).

Подвижные игры, которые можно проводить дома

 «Допрыгни до потолка» (прыжки на месте)

Правила игры: 1 вариант: Найдите место на свободной стене, где ничего не стоит. Возьмите мел, проведите черту выше роста вашего ребенка. Предложите ребенку делать прыжки до линии, проведенной на стене. А далее поставьте перед ним задачу попытаться допрыгнуть до потолка. Так он несколько минут будет находиться в движение.

2 вариант: Вы вместе с ребенком прыгайте до потолка. Может вы, и достанете потолок, а для ребенка будет стимул попытаться допрыгнуть еще раз, но в другой день.

«Бег с фасолью» (бег с предметом)

Правила игры: это обычные догонялки. Но чтобы ребенок не уронил мебель в комнате, ограничьте его в движении, положив ему на голову мешочек, наполненный фасолью. Такие мешочки можно приготовить заранее из ткани или из обычных пакетов. Дети кладут такой мешочек на голову и начинают двигаться. Это еще и профилактика нарушений осанки.

«Попади в цель» (развитие глазомера, силы руки)

Правила игры: можно использовать мешочки с фасолью, но для метания. Поставьте на расстоянии большую посуду на табуретку (можно и на пол). Отойдите от стула на определенное расстояние и бросайте мешочек в эту посуду. Если ребенок справился с заданием, можно отойти еще дальше. Далее можно бросать то правой, то левой рукой.

«Смех от души»

Правила игры: Мы все знаем, что смеяться тоже полезно. Несколько минут бега, можно заменить смехом. Сделайте небольшую паузу в домашних делах и посмейтесь вместе с ребенком.

А как заставить себя смеяться по-настоящему? Это сделать очень просто. Всей семьёй надо лечь на пол так, чтобы голова одного участника лежала на животе другого. Дальше первый участник игры один раз произносить громко «Ха», второй игрок два раза «Ха-ха», третий игрок три раза «Ха-ха-ха» и т. д. (зависит от количества участников). А через несколько минут все играющие будут смеяться по-настоящему, лежа друг у друга на животе. Попробуйте, и результат не заставит вас долго ждать. Будет очень весело.

Приложение 5

Вечерние игры с ребенком дома

Правила организации вечерних игр:

- выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать.

- «вечерняя» игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днем ребенок – «тихоня», а вечером – возбужденный, хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно даже попрыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

«Грибник» - игра с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащая при этом элемента соревнования.

 Предложите ребенку расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите сына или дочку закрыть глаза и по памяти собрать все предметы (грибы) в корзину. Собранные грибы можно сортировать по цвету, форме, размеру. К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: «Давай, раскрасим камушки?» или «Поможешь мне на кухне?».

На кухне нельзя бегать, прыгать. А вот превратить кухню в творческую мастерскую, можно. Например, сделать свое тесто для лепки – очень просто. Получается приятная, очень податливая масса. И можно не бояться, что ваш малыш вдруг решит попробовать свое произведение на зубок.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, «стечет» с малыша.

Игры в воде подчиняются общему правилу: они должны быть нешумными, спокойными:

- вы можете пускать бумажные кораблики, а можете - мыльные пузыри: попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырек;

- играть с губками: смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов;

- заполните раковину мыльной пеной и спокойно наблюдайте восторженную реакцию вашего ребенка; или даже лучше – дайте ему несколько пластиковых стаканчиков, ложек, чашек, чтобы он смог играть с пузырьками, малыш будет в восторге;

- возьмите натертое мыло с водой или крем для бритья и пищевые красители, такая краска позволит вашему юному Пикассо создавать свои шедевры прямо в ванной без угрозы для окружающих предметов, а формочки для кексов послужат просто идеальной палитрой: весело делать, весело играть и легко отмывать;

- просто дать две-три баночки, и пусть переливает водичку туда-сюда, вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

А в спальне вашего непоседу пусть ждет сказка, но необычная:

- расскажите хорошо знакомую сказку, не используя имен собственных и заменив старые понятия на похожие современные: бал – на дискотеку, карету – на автомобиль, принцессу – на супермодель. Интересно, когда ребенок поймет, какую сказку вы ему рассказываете. Но когда сказка будет угадана, продолжите свой увлекательный римэйк.

- можно сочинить целую сказку вместе с ребенком. Выбираете название сказки и главных героев, затем начинаете сказку: одно или два предложения – ребенок, затем – вы и т. д. Эта игра очень полезна, чтобы понять внутренний мир ребенка, логику его поступков. Дети часто проговаривают в такой форме важные для них вещи.

- возьмите фонарик, выключите свет и покажите малышу, сказку теней. Продемонстрируйте причудливые тени-зверюшки, получающиеся с помощью рук. Самые простые из них помогите попробовать сделать самому ребенку – отличное занятие для мелкой моторики.

Приложение 6

Организация интересного и полезного досуга для ребенка

1. Построить  дворец  из коробок 

Вспомните недавнюю поездку в Ливадийский или Массандровский дворцы. Определите архитектурные отличия. Соберите все картонные коробки, которые есть в квартире, и позвольте себе ненадолго вернуться в детство. Постройте вместе с ребенком дворец. Можно поработать фломастерами и маркерами.

2. Устроить охоту за сокровищами Крымского полуострова

Эта игра довольно проста. Соберите 10-20 предметов  (это могут быть сувениры и игрушки с летних поездок) и спрячьте их в разных местах в квартире. Следуя подсказкам или нарисованной карте-схеме, ребенок должен отыскать все сокровища. Это поможет занять ребенка на несколько часов.

3. Чтение книг и рассказов

Приучить ребенка к чтению  и слушанию легче, если сделать это в игровой форме. Составьте список рассказов, которые нужно прочесть  ребенку. Как только  прочитаете один - поручите ребенку вычеркнуть   его из списка, и переходить к  чтению следующего.

4. Онлайн-экскурсии по  музеям  Крыма, России, мира

На время карантина многие  крымские  и  всемирно известные музеи доступны в онлайн-режиме. Совершите экскурсию вместе с ребенком и посмотрите на знаменитые картины и скульптуры. Обязательно комментируйте  и делитесь впечатлениями.

5. Исследование Космоса

Найдите в интернете сайт, на котором через панорамную камеру транслируются съемки с поверхности  планет. Это вызовет у него интерес к астрономии. А еще, возможно,  ребенка  заинтересует видео съемка Земли из космоса.

6. Поход  в квартире

Постелите в гостиной  одеяло, возьмите из холодильника еду и - в поход всей семьей. Поход может сопровождать слайды с фото крымских пейзажей.  Вы можете сыграть в игру, которая развивает память. Каждый по очереди должен произнести фразу: «Я иду  в поход  и беру с собой…» и добавить название какого-нибудь продукта или блюда, предложить описать то, что может окружать в походе на природе.

7. Экспериментирование с детьми

Элементарные опыты ваш ребенок вполне может провести самостоятельно.  Подкрасить воду, подсолить или добавить в нее сахар, определить предметы плавающие и тонущие. С помощью подручных средств, которые найдутся в любом доме, вы можете проводить с ребенком научные эксперименты: сделать лаву из соли, воды и растительного масла, вырастить кристаллы из соли, показать ребенку радугу и т. д. Этим вы приведете ребенка в полный восторг и вызовете у него интерес к науке.

8.  Творчество на кухне с ребенком!

Ребенку будет интересно готовить вместе с вами супы и каши. Испеките печенье, кексы, торт – любые сладости подойдут! Во время приготовления вы можете научить ребенка измерять ингредиенты и, конечно же, готовить.   Испеките с ребенком пиццу. А может стоит впервые приготовить новое блюдо?

9.  Придумайте продолжение

Прочитайте вместе с ребенком  рассказ или сказку. Предложите ему написать продолжение в форме небольшого рассказа или сказки.

10. Секретная  коробка

Возьмите большую картонную коробку и наполните ее любыми  игрушками, подручным материалом, который позволит ваша фантазия. Через боковые отверстия ребенок определяет то, что держит в руках.  Это развивает тактильную чувствительность ребенка. Он будет играть с коробкой часы напролет.

11.  Создайте  с ребенком дневник-альбом   летних путешествий

Обменяйтесь с ребенком воспоминаниями и предложите ему  нарисовать  их в дневник. Постарайтесь выстроить их  в определенной последовательности.

12. Игра с ребенком в настольные игры

Играйте в игры, которые нравятся ребенку.  Паззлы  можно  сделать  и своими руками. Иллюстрации из журналов, открытки и фотографии могут стать новым комплектов  паззлов.  Подумайте, может,  стоит таким образом  закреплять знания  вашего ребенка  о  крымской  природе и архитектурных  памятниках  Крыма.

13. Игра с ребенком в шашки, шахматы и домино

Ребенку понравится играть в шашки, шахматы и домино, разбираться в тонкостях игры, придумывать стратегию. Если же он уже достиг определенного мастерства, вы можете устроить с ним соревнование. А еще можно фигуры сделать вместе с ребенком из картона, природного материала (морской  гальки, каштанов).

14. День  рисования

Возьмите листы ватмана, краски, кисти и позвольте ребенку рисовать все, что он захочет. Есть  множество нетрадиционных техник рисования. Рисовать можно не только кисточками и карандашами. Ниткография, кляксография,  монотипия, рисование солью, по мокрому  листу и т.д. Дошкольники быстро осваивают их и получают массу удовольствия.

15. Игры в классики, малый футбол или хоккей.

Используйте бумажный скотч, чтобы начертить клетки (разметку) на полу, и позвольте ребенку поиграть в классики. Объясните ребенку правила игры в малый футбол или хоккей. Мяч и шайба - из подручных материалов.

16.  Мнемотаблицы. Нарисуйте  карточки

С помощью карточек хорошо учить  рассказыванию, пересказу. Это - мнемотаблицы. Сделайте их вместе с ребенком и используйте в  пересказе. Или наоборот, сочиняйте по предложенной схеме.

17. Игра  в «противоположности»

Это упражнение хорошо подходит для детей младшего дошкольного возраста и развивает их словарный запас. Вы должны сказать слово, а ребенок – противоположное ему (толстый - худой, высокий - низкий, кислый - сладкий)

18.  Вырезание из бумаги, ткани, картона вместе с ребенком

Это занятие помогает ребенку развивать моторику. Научите ребенка вырезать фигуры из бумаги (ткани, картона) по контуру. Можно предложить сделать аппликацию, коллаж.

19.   Вечер  театра

Позвольте ребенку примерять разные наряды. В этот вечер нужно менять образы. Хорошо если в театр будут играть все члены семьи. Драматизация сказки будет вам по силам. Это занятие никогда не надоест ребенку.

20.  Исследование  животного

Позвольте ребенку выбрать животное. Проведите вместе с ним исследование. Составьте список фактов, которые вы сможете найти об этом животном в интернете, книгах и т. д. Пополняйте список новыми фактами. Запишите на видео рассказ ребенка о животном.

21. Игра  в  телевидение

Расскажите ребенку о работе корреспондента, журналиста. Умение собирать информацию и правильно задавать вопросы – важный навык для любого человека. Беседуйте с ребенком, задавая друг другу вопросы и записывая ответы. Если ребенку понравится работа журналиста, дайте ему более сложное задание: позвонить бабушке или дедушке и взять у них интервью по телефону.

22. Игра на музыкальных инструментах

В дошкольном возрасте это чаше всего элементарные музыкальные инструменты - ксилофоны, металлофоны, бубны, колокольчики. В домашних условиях могут выручить игрушки - шумелки, погремушки, ложки.

23. Наблюдение с ребенком  за птицами

На балконе  наблюдайте за птицами и определяйте их виды. Можно описывать их строение и сравнивать, наблюдать за поведением. Предложите нарисовать.

24. Составление списка животных, которые обитают в вашей местности: белки, зайцы и т. д. Постарайтесь вспомнить как можно больше животных. Посмотрите слайды, видео, рассматривайте фотоальбомы.

25. Изучение насекомых

 Вспомните, какие насекомые живут рядом. Найдите в интернете информацию о насекомых. Вы можете также посмотреть вместе с ним научно-популярные фильмы о жизни насекомых. Нарисуйте, создайте коллаж.

26. Ведение календаря погоды

Когда вы с ребенком остаетесь дома – это отличный повод исследовать погоду. Предложите ребенку вести календарь погоды. Вместе с этим узнавайте из интернета что-то новое о погодных явлениях, воздушных потоках и т. д.

27. Танцы

Позвольте ребенку продемонстрировать свои танцевальные умения. Танцы – хороший способ проявить физическую активность, оставаясь дома.

28.  STEM-образование

STEM-образование отличный способ  освоить новое  в дошкольном образовании.  Для начала возьмите один из модулей - лего-конструирование.

Интересно, познавательно, доступно.    

29. Изучение иностранных языков

Карантин – хороший повод изучать иностранные языки. Для этого можно слушать подкасты, смотреть обучающие видео и т. д.

30. Выращивание растений

Растения можно выращивать прямо  в огороде на подоконнике, прорастив ростки в банке и пересадив затем в горшок. Наблюдайте вместе с ребенком за ростом.

31. Рисование портрета

Позвольте ребенку нарисовать портрет, используя карандаши или фломастеры. Если вы хотите усложнить задачу, можно использовать нестандартные материалы: конфеты, пуговицы, макароны… Подойдет все.

32. Создание собственную галерею рисунков

Можно заказать у юного художника «картины» разной тематики («Времена года», например), потом отобрать вместе с ним лучшие работы для выставки и развесить их вдоль стен.

33. Конкурс на лучший бумажный самолёт

Можно даже сделать сразу несколько номинаций: на самый ярко раскрашенный фюзеляж, самый долгий полёт, самый невероятный винт.

34. Мыльные пузырьки

Можно научить ребёнка делать мыльные пузыри из жидкого мыла, шампуня или средства для мытья посуды. Напомним, что выдувать их можно даже через обычную коктейльную трубочку.

35. Организовать соревнование на самую чистую комнату

36. Заниматься декоративно-прикладным искусством

Картон, маркеры, обрезки бумаги, мелки – всё, что угодно подойдёт для создания шедевра. Из подручных материалов можно делать, аппликации, вырезать кукол, конструировать роботов. Главное – выделить для «мастерской» свободное от дорогих ковров и мебели пространство. И, безусловно, если в доме живёт будущий дизайнер одежды, стоит предупредить его, что шторы не самая подходящая для кукольного наряда материя. Как и многие другие, идеи «безопасных для интерьера» поделок можно почерпнуть из «Зимнего» и «Летнего» альбомов издательства «Архипелаг».

Игры, которые займут внимание детей

Учим буквы с помощью гречки

В небольшую коробку насыпаем тонкий слой гречки, выдаём ребёнку любую ручку или фломастер, ставим перед ним шаблон буквы, и пусть воспроизводит букву на гречневом пространстве. Называем слова на воспроизведенную букву.

Считаем или собираем что-то на скорость

Все на что упадет ваш взгляд можно превратить в игровое снаряжение. Главное, что это были мелкие предметы, и их было много. Цель - собрать что-либо на скорость в течение одной минуты.

Постройте самую высокую башню из пластиковых стаканов.

Домашняя канатная дорога

Натяните несколько верёвок между ножками стульев и бельевыми крючками, объясните ребенку, что теперь это ваша канатная дорога. Возьмите вешалку с прищепками — это кабинка на вашей канатной дороге. Мягкие игрушки — это ваши пассажиры. А ваш малыш - теперь главный на этой станции.

Лепим светящихся кукол

Если ребенка от 6 до 8 лет, то любые однотипные вещи ему быстро наскучат, новое занятие должно удивлять, быть делом с элементом магии. Это могут быть как простые фокусы, так и сделанные своими руками светящиеся в темноте куклы.

Для этого потребуются: мука, соль, вода, растительное масло, винный камень (его можно найти в отделах со специями и магазинах для кондитеров), витамин В100 (этот комплекс витаминов группы В продаётся в магазинах спортивного питания).

Как делать: на 2 стакана муки добавить 2/3 стакана соли, 4 чайные ложки винного камня и 2 растолчённые витаминки. В эту смесь нужно влить 2 стакана тёплой воды и 2 столовые ложки растительного масла, поставить на медленный огонь и варить до консистенции пластилина.

Вылепленные из такой массы фигурки при дневном свете будут ярко-жёлтого цвета. Но стоит выключить свет, как они начнут светиться.

Альтернативный теннис. Вам нужны две картонных или пластиковых тарелки, к донышку каждой из них крепим скотчем по линейке - готовы «ракетки». Вместо мячика - воздушный шарик.

Детское сумо. Дети надевают папины футболки, запихивают под них подушки и устраивают борьбу и сталкивание животами.

Бег с яйцом. Шарик от пинг-понга или контейнер от киндер-сюрприза кладем в ложку и бегаем по квартире, стараясь не уронить “яйцо”.

        

Приложение 7

Игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с  родным городом, поселком, Республикой Крым

  1. «Где находится памятник (достопримечательность)?»

Цель: формировать представления о родном населенном пункте, Республике Крым; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме населенного пункта, Республики Крым, закреплять знания о памятниках населенного пункта, Республики Крым.

Материал: карта-схема населенного пункта, Республики Крым, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно, получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

                             

  1. «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях населенного пункта, Республики Крым, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях населенного пункта, Республики Крым, отгадать и назвать их.

3. «Знатоки  Республики Крым»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках населенного пункта, Республики Крым, развивать зрительное внимание, память и воображение.

Материал: разрезные картинки с видами населенного пункта, Республики Крым, фишки.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем.

Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.

4. «Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам населенного пункта, Республики Крым.

Ход игры:

Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Ялта-город (красивый, большой, уютный, любимый), водопад Учан-Су, картинная галерея и т.д.

5. Игровое упражнение: «Продолжи»

Цель: формировать умение быстро понимать  смысл  услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях  населенного пункта, Республики Крым.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

В наш город приезжают для того, чтобы…

6. «Так бывает»

Цель: формировать умение рассказывать о населенном пункте, Республике Крым, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Ход игры:

Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Солнечный Крым (Крым летом), цветущий Крым (Крым весной), золотой Крым (Крым осенью), грустный Крым (Крым во время дождя) и т.д

         7. «Найди отличия»

Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном населенном пункте, Республике Крым, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Ход игры:

Воспитатель предлагает сравнить фото населенного пункта, Республики Крым прошлого столетия, его жителей и современного: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные дома улицы и современные многоэтажки, транспорт и др.

8. Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи!»

Цель: закрепить знания о населенном пункте, Республике Крым, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и

определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Примеры утверждений:

Город  Ялта  больше, чем город  Симферополь (или Москва).

Рядом с городом Ялта гора Карадаг (или Ай-Петри)

В городе Феодосии жил и работал  А.П. Чехов (или Айвазовский).

         9. Игровое упражнение «Крымские  загадки»

Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях Республики Крым, развивать память, воображение, фантазию.

Ход игры:

Педагог загадывает загадку с описанием  о каком-нибудь памятном месте  в Республике Крым, дети  отгадывают и находят это место на карте-схеме Крыма.

(Я работаю в такси.  Нахожусь на улице ____. Как быстрее доехать до автовокзала.)

10. Дидактическая игра «Найди свой дом»

Цели:

1. Сформировать у детей знания о своем населенном пункте, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в населенном пункте, развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение  находить свой дом среди остальных;

2. Воспитывать у детей интерес к родному населенному пункту.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ. Определить  дом на карте-схеме населенном пункте.

11.Дидактическая игра «Реставрация»

Цели:

1. Формировать у детей представления о зданиях, архитектурных памятниках родного населенного пункта, Республики Крым, об их разнообразии, архитектурных достопримечательностях.

2. Развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь - доказательство;

3. Воспитывать любознательность у дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с

недостающими элементами, задача подобрать нужную часть (или дорисовать ее).

12. Дидактическая игра «Что напутал  архитектор?»

Цели:

1. Закрепить знания детей об архитектурных памятниках населенного пункта, Республики Крым;

2. Развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;

3. Воспитывать у детей интерес к родному населенному пункту, Республике Крым.

Ход игры:

На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

13. Дидактическая игра «Подбери подарок  к  новоселью»

Цели:

1. Формировать у детей представления о разнообразии культур, традиций  в Крыму.

2. Развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;

3. Воспитывать интерес к  традициям  народов, населяющих Крым.

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в доме крымских татар те предметы, которые традиционно находятся в их домах. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают  нужную картинку.

14.Дидактическая игра «Времена года в городе»

Цели:

1. Закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;

2. Развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;

3. Развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;

4. Воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки  с  каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем  при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.

15. Дидактическая игра «Дверная скважина».

Цели игры:

1. формировать представления о памятниках архитектуры  в  родном  населенном пункте, Республике Крым, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;

2. воспитывать любовь и уважение к родному населенном пункте, Республике Крым.

Ход игры:

Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.

Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается. Рассматривать можно фото природных объектов, памятники архитектуры и т.д.

16. Дидактическая игра «Контуры и тени».

Цели игры: 

1. формировать у детей представления о разнообразии архитектурных  зданий в  населенном пункте, Республике Крым;

2. закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;

3. развивать зрительное внимание и усидчивость;

4. воспитывать интерес, уважение к родному городу.

Ход игры:

Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны – его контурное изображение).

               17. Дидактическая игра «Рассели  туристов в населенном пункте, Республике Крым»

Цели:

1. формировать у детей знания об архитектурных зданиях населенного пункта, Республики Крым;

2. развивать умение ориентироваться в пространстве, закрепить умение пользоваться таблицей, умение находить столбики и строчки;

3. развивать связную речь и речь – доказательств, развивать внимание, память, воспитывать интерес к родному населенному пункту, Республике Крым.

Материалы: карточки с изображением зданий  населенного пункта, Республики Крым, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что к ним в населенный пункт прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан  адрес гостиницы. Дошкольники  должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.

         18.  Дидактическая игра «Вот эта  улица, вот  этот  дом….»

         Цель: учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать, в честь кого они названы.

          Материалы: фотографии центральных улиц, карта населенного пункта.

        19.  Птицы нашего города (деревья, кустарники, животные, транспорт)

                Цель: закреплять представления детей о птицах населенного пункта, Республики Крым, уметь отличать их по характерным  признакам, образу жизни.

                Материалы: гипсовые фигурки птиц, макет «фрагмента города» или   картинки с изображением птиц

          20.  Дидактическая игра «Интервью» 

               Цель: учить детей составлять небольшой связный рассказ по темам: «Мой город (село)», «Мой Крым». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу(селу) и Крыму, желание поделиться своими впечатлениями с другими.

               Материалы: микрофон, бейдж с надписью «Корреспондент газеты «Вечерний Крым»

               21. Дидактическая игра «Город будущего» 

               Цель: учить детей фантазировать, придумывать  собственные названия улиц, уметь объяснять, почему  именно так названа улица.

                Как бы Вы назвали новую улицу в населенном пункте, Республике Крым? Какие бы вы построили дома? Почему?

        22. Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

              Цель: учить находить и исправлять ошибки в описании родного населенного пункта, Республики Крым, развивать логическое  мышление, воображение.

              Материалы: карточки с составленными неточными рассказами о населенном пункте, Республике Крым, его достопримечательностях. (например - Ялта город холодный и дождливый. Весь  год  жители ждут дня, когда выглянет солнце. Снег покрывает город в начале осени и тает только  к  концу весны. Город находится на берегу моря, покрытого льдами).

              23. Дидактическая игра «Что? Где? Когда?»

              Цель: закреплять представления детей о населенном пункте, Республике Крым, знать исторические особенности его развития, уметь сопоставлять определенные события с историческими и памятными местами родного населенном пункте, Республике Крым.

               Материалы: открытки с изображением  старого и нового города (села), открытки с изображением исторических событий в родном населенном пункте, Республике Крым.

               24. Дидактическая игра «Я – фотограф»

               Цель: развивать у детей творческое воображение, стремление «увидеть» и «показать» всем родной населенный пункте, Республику Крым.

               Материалы: игрушка – фотоаппарат, фломастеры. Знакомить с особенностями работы фотографа.

             25. Дидактическая игра «Придумай сказку о…» (населенном пункте, Республике Крым (о жителях города (села), Республики Крым).

             Цель: развивать творческое воображение, умение составлять связный текст, задействовать сказочные персонажи.

             Ход игры: предложить закончить начатую сказку или рассказ (давным-давно, когда наши дедушки и бабушки были маленькими и бегали по улицам босиком, а  наш родной город был…..)

           

 26. Дидактическая игра «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

             Цель: закреплять представления детей о людях родного населенного пункта, Республики Крым, уметь определять профессию по характерным признакам труда, образу жизни, сфере деятельности. Вспомнить чем занимаются взрослые из ближайшего окружения. Кем бы вы хотели стать?

Приложение 8

Викторина «Что мы знаем о Крыме»

1. Что означают цвета флага Крыма? (Синий – единство, белый – чистота, красный – героическое прошлое.)

2. Что изображено на гербе Крыма? Что он символизирует? (Серебряный грифон охраняет землю и небо Крыма – жемчужину.)

3. Что означает название Симферополь? Герб Симферополя? (Сочетание греческих слов «симферо» - польза «поль» - город. Пчела – город собиратель.)

4. В каком городе находится Девичья башня. (Судак)

5. В каком городе находится памятник затопленным кораблям? Севастополь

6. Назовите города герои. (Керчь, Севастополь.)

7. Где можно увидеть фонтан слез. (Бахчисарай.)

8. Где находятся Золотые ворота Крыма? (Коктебель.)

9. Где находится подводный музей «Аллея вождей»(Черноморское.)

10. Назовите выдающихся людей Крыма.

11. Самая высокая гора – (Роман-кош) высочайшая вершина крымских гор и высшая точка крымского полуострова – гора роман-кош (1545 м над у. м.), расположена в центральной части горного Крыма.

12. Самая длинная пещера – (Красная пещера), ее протяженность составляет 16 000 м. красная пещера держит в Крыму первенство и по другим параметрам: по площади (52 600м2) и по объему (200 000 м3).

13. Самая глубокая пещера – (Шахта солдатская) глубиной 517 м.

14. Самый мощный водопад Крыма (Джур-джур)

15. Самый высокий водопад – (Учан – су) на одноименной реке в окрестностях Ялты, на южном склоне Ай-Петринского горного массива. Вода падает с отвесного известнякового обрыва с высоты 98,5 м, ниже формируются еще три более мелких водопада

16. Самая длинная река. (Салгир)

17. Какие заповедники Крыма вы знаете?

18. Что вы знаете о Лебяжьих островах. (Количество видов пернатых, встречающихся на территории и акватории заповедника, достигает 265. Постоянно населяют заповедник около 25 видов птиц.)

19. Какие животные, растения занесены в Красную книгу Крыма.

20. Самая крупная гнездящаяся птица Крыма? (Черный гриф с длиной тела 107 см, он же является рекордсменом по размерам среди хищных птиц Крыма. В ее гнезде может свободно поместиться два взрослых человека.)

21. Самая маленькая птица Крыма? (Королек–красноголовый и желтоголовый корольки из отряда воробьиных, имеющие длину всего 9 см.)

22. Самая быстрая птица Крыма? (Сокол сапсан не только в Крыму, но и среди всех пернатых. Сокол-сапсан развивающий при пикировании на жертву скорость до 300 км/ч.)

23. Самый большой зверь Крыма? (Благородный олень. Самое крупное из 58 современных наземных видов млекопитающих Крыма.)

24. Самый крупный хищник? (Лиса - самое крупное из современных хищных млекопитающих, постоянно обитающих в Крыму)

25. Самый маленький зверь? (Бурозубка - самое мелкое насекомоядное и вообще наземное млекопитающее Крыма с длиной тела до 6,4 см и весом до 7,2)

26. Какое животное самое сильное? (Кабан.)

27. Характерная особенность Черного моря? (Морские обитатели живут до глубины 100-120 метров, глубже большое количество сероводорода)

28. Чем удивительно Азовское море? (Самое мелкое море в мире. Большое количество видов морских обитателей.)

29. Что вы знаете о Сиваше?

30. Самая опасная рыба Чёрного моря? (В Черном море водится всего один вид акул.)

31.        Открытие какого учреждения в Севастополе в конце 19 века связано с именем Миклухо-Маклая? (Открытие Севастопольской морской биологической станции.) Сегодня это институт южных морей. Вместе с ним открывали станцию Сеченов, Мечников, Ковалевский.

32.        Чем отличается Черное море от всех остальных морей Мира? (наличием сероводородного слоя, начиная с глубины 200-300 метров. Самое пресное в мире. В него впадает больше всего рек.)

33.        Турецкий Султан, потеряв Крым, жалел только об одной утрате. Какой? (Потеря соляных месторождений.)

34.        Через какие города Крыма проходил Великий Шелковый Путь? (через Судак, Керчь и Феодосию)

35.        Переведите названия Джанкой, Судак, Сасык-Сиваш (Джанкой-милая деревня, Судак – чистый, священный Сасык-Сиваш гнилой.)

36.        Почему Перекопский вал называется турецким? (в средние века жители Крыма при участии турецких строителей построили на валу крепость ОР-КАПУ, в котором находился постоянно турецкий гарнизон.)

37.        Назовите самые древние города Крыма. (Керчь - 2600 лет. Входила в состав древнего княжества Тмутаракань. Князем там был сын крестителя Руси Святослав. Город Тмутаракань – сейчас Тамань.

Феодосия - Богом данная - 2500 лет, Евпатория - 2000 лет. Бахчисарай – более 1500 лет.)

38.        Где находятся Миккензиевы горы?        (в районе города Севастополя.)

39.        Исключите лишнее слово: Салгир, Ангара, Альма, Кача, Донузлав.        (Донузлав - это озеро, остальные  - крымские реки.)

40. Легенды Крыма

- И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес.

(Медведь-гора).

- С тех пор один раз в год, в тот день, когда была похищена Арзы, начинал фонтан струиться сильнее, и в этот же час из тихих волн появлялась (Арзы) русалка с младенцем на руках. Она подходила к фонтану, пила хрустальную воду, играя со струей, смачивала руки и волосы, ласково гладила камни, сидела на берегу, задумчиво всматривалась в морской простор, глядела на родную деревню. А потом, тихо опустившись в волны морские, исчезала до следующего года. (Легенда о русалке и фонтане у Мисхора)

- Камень заплачет. Он расскажет и о моем горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня все, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слез никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слезы мужские. О твоей любви и моей жизни. На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой. А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая; годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку. И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения.

Так пронес Омер через века любовь и горе: жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы. («Фонтан слез» или «Бахчисарайский фонтан»)

- Целую ночь над Кара-Дагом стоял беспрерывный гул, целую ночь вершина его извергала огонь, дым и пепел. Черная зловещая туча заволокла все небо, сверкали молнии, беспрерывно гремел гром. Весь Крымский полуостров трясся, как в лихорадке, а море, вздымая свои волны-горы, с яростью наскакивало на берег, словно хотело поглотить сушу.

На рассвете над Отузской долиной выпал дождь и все утихло. Вышли люди из своих убежищ, посмотрели в ту сторону, где вчера еще было логово великана, и в удивлении замерли. Черной горы больше не существовало. Она развалилась до основания, похоронив под собой великана. А на том месте поднялись высоко к небу новые утесы, зубчатые хребты, причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. Море уже больше не сердилось, а ласково обмывало отвесные стены торчащих из воды скал, заливало многочисленные бухточки и пещеры и, выливаясь, что-то радостно бормотало.

Люди ходили по берегу, собирали разноцветные камешки и любовались дикой красотой мертвого царства великана. (Кара-Даг – Черная Гора)

Литература

– Карабанова О.А. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.

Режим доступа:

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/predmetno_prostranstvennaya_sreda.pdf 

– Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Режим доступа:  https://firo.ranepa.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya 

– Навигатор образовательных программ дошкольного образования. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do 

– Методические материалы и документы по дошкольному образованию.  

Режим доступа:  https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/192-metodicheskie-materialy-i-dokumenty 

– СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Режим доступа:  http://docs.cntd.ru

 – 5 книг о Крыме для детей / Православный журнал «Фома». Режим доступа: https://foma.ru/5-knig-o-kryme-dlya-detej.html

‒ Рассказ о Крыме для детей-крымские писатели/ Учебно-методический материал. Режим доступа: https://iskra-m.ru

Электронные образовательные ресурсы

– Министерство просвещения Российской Федерации. Режим доступа: https://edu.gov.ru/distance

– Журнал «Вестник образования». Режим доступа: https://vestnik.edu.ru/methodic

– Федеральный институт развития образования, образовательные программы дошкольного образования. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do

– Детский журнал «Мурзилка». Режим доступа: https://murzilka.org/home/about-murzilka/ 

– Сайт «Культура РФ».  Режим доступа: https://www.culture.ru/ 

– Московская филармония – сказки с оркестром. Режим доступа: https://meloman.ru/videos/playlist/skazki-s-orkestrom/?fbclid=IwAR2kzCaUiICCp8u8DqArdk9ep8en6jCJcSiETjZ6IDmr2-93Z8oFnZcMtYI&from_begin=true&page=0

– Проект «Мы в музей» - виртуальные выставки и онлайн-экскурсии в российские музеи. Режим доступа: https://museum.ok.ru/#projects

– Мультфильмы, спектакли и классические книги для детей. Режим доступа: https://www.culture.ru/themes/255589/chto-posmotret-i-pochitat-s-detmi#tab-item-1 

– Сайт Московского зоопарка. Режим доступа: https://www.moscowzoo.ru/ 

– Детское радио. Режим доступа: https://www.deti.fm/detskoe

– Сайт сериала «Фиксики». Режим доступа: http://www.fixiki.ru/

– Блог Светланы Ройз «59 идей для совместных игр с ребёнком».

Режим доступа: https://littleone.com/publication/7045-na-karantine-59-idey-dlya-sovmestnyh-igr-s-rebenkom

 Школа родительского мастерства «Детки. Гуру»  познавательные опыты с водой для любознательных детей. Режим доступа: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/zanyatiya-s-5-6-let-doma.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО" - методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стан...

методические рекомендации «Подготовка детских танцев для праздников в в дошкольных образовательных организациях»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Основные задачи...

Методические рекомендации по использованию координационно-скоростной лестницы в условиях дошкольной образовательной организации

Методические рекомендации по использованию координационно-скоростной лестницы в условиях дошкольной образовательной организации...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...